Самый лучший стиль руководства – это стиль,
ориентированный на реальность.
Арджирис
Изучив литературу по выбранной мной теме и проведя ряд исследований, можно дать некоторые рекомендации по совершенствованию стилей руководства. Становление стиля управления это всегда сложный и долговременный процесс. Руководителю трудно выбрать стиль руководства, удовлетворяющих всех членов подчиненного ему коллектива. Стиль работы складывается подсознательно и постепенно, пока не определиться совокупность приемов общения с подчиненными и воздействия на них, позволяющих находить наиболее эффективное и правильное решение.
Успешность выбора стиля определяется тем, в какой степени руководитель учитывает способность и готовность подчиненных к исполнению его решений, традиции коллектива, а так же оценит и свои возможности, такие как уровень образования, стаж работы, психологические качества. Но выбор стиля в немалой степени зависит так же от подготовки и поведения подчиненных.
|
|
Проведенное исследование показывает, что отдельный тип стиля руководства не встречается в чистом виде. В реальности в поведении каждого руководителя наблюдаются общие черты, различных стилей при преобладающей роли какого-либо одного из них. Возможность и целесообразность сочетания различных компонентов стилей руководства определяется наличием в каждом стиле определенных черт, ролевых функций которые меняются в зависимости от ситуации.
Приведенные данные, как и в целом практика руководства, свидетельствует о неизбежном переходе от автократического и либерального к демократическому стилю, преимущества которого обнаруживаются сейчас, когда постепенно преодолеваются административные методы управления.
В наши дни не может рассчитывать на успех руководитель, который видит в подчиненных не более как исполнителей. Руководитель, который хочет работать, как можно более эффективно должен научиться пользоваться всеми стилями, методами и типами влияния, наиболее подходящими для конкретной ситуации, а не использовать какой-то один стиль руководства на протяжении всей своей карьеры. Так как в курсовой работе по предприятию было выявлено, что наиболее употребляемый стиль руководства это авторитарный, то я предлагаю мастерам производства больше внимания обратить на работу персонала и временами мотивировать их на лучшую работу. Так же хотелось бы пожелать немного демократичности в его управления, гораздо чаще советоваться с работниками, прислушиваться к их мнению, обсуждать вопросы имеющие отношение к этим работникам.
|
|
Что же касается мастеров придерживающихся либерального стиля руководства я наоборот хотела пожелать немного жесткости в управлении и больше отзывчивости, одинакового отношения ко всем работникам и более внимательно относиться к своим подчиненным в плане помощи им в случае если у них возникли проблемы или они что-то делаю не так, превышают свои полномочия и т.д.
Эффективность стилей руководства нельзя оценивать вне конкретных ситуаций. При этом следует учитывать: - личные качества (представления о ценностях, самосознание, основная позиция, отношение к риску, роль личных мотивов, авторитет, производственный и творческий потенциал, уровень образования); - зависимость от предстоящих задач (содержат ли они творческие или новаторские элементы, степень сформулированности, наличие опыта их решения, решаются ли они планово или как внезапно возникающие, должны ли выполняться индивидуально или в группе, давление сроков); - организационные условия (степень жесткости оргструктуры, централизованное и децентрализованное решение задач, количество инстанций принятия решения, четкость путей информации и связи, степень контроля); - условия окружающей среды (степень стабильности, условия материального обеспечения, социальная безопасность, господствующие общественные ценности и структуры).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной курсовой работе мною была рассмотрены такие стили руководства как демократический, авторитарный, либеральный и смешанный на примере работы мастеров производственных цехов. Как правило, все мастера используют авторитарный стиль, однако нельзя сказать, что происходит использование только одного из стилей. Как правило, это соотношение авторитарного и демократического стилей. Проведенные исследования показали, что в своей практической деятельности руководители не используют один устоявшийся стиль руководства. Они вынуждены его постоянно корректировать в соответствии с изменяющимися как внутренними, так и внешними условиями. Сейчас руководители должны больше внимания уделять человеческим качествам своих подчиненных, их преданности фирме и способности решать проблемы. Используя рассмотренные в данной работе модели, которые изучались различными исследователями, руководитель сможет в конкретной ситуации проанализировать, подобрать и оценить результаты от использования того или иного стиля руководства. От выбора стиля руководства зависит не только авторитет руководителя и эффективность его работы, но так же атмосфера в коллективе и взаимоотношения между подчиненными и руководителем. Когда вся организация работает достаточно эффективно и ровно, то руководитель обнаруживает, что помимо поставленных целей достигнуто и многое другое, – в том числе и простое человеческое счастье, взаимопонимание и удовлетворенность работой.
При изучении данной темы, изучила его как в теории, так и в практике. Мною были поставлены цели: рассмотреть, что же представляет из себя стиль руководства, какие стили руководства существуют и как они используются в реальной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. 1. Егоршин А.П. Основы управления персоналом: учебное пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2008.
2. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. – М.,2001.
3. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента- М, 2005
4. Виханский О.С. Менеджмент: учебник для студентов вузов, М.: 1998г.
5. Маслов Н.В. Основы управления персоналом
ПРИЛОЖЕНИЕ
|
| Опросник |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||
1 | В работе с людьми я предпочитаю, чтобы они беспрекословно выполняли мои распоряжения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
2 | Меня легко увлечь новыми задачами, но я быстро охладеваю к ним. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
3 | Люди часто завидуют моему терпению и выдержке. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
4 | В трудных ситуациях я всегда думаю о других, а потом о себе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
5 | Мои родители редко заставляли меня делать то, что я не хотел. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
6 | Меня раздражает, когда кто-то проявляет слишком много инициативы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
7 | Я очень напряженно работаю, так как не могу положиться на своих помощников. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
8 | Когда я чувствую, что меня не понимают, я отказываюсь от намерения доказать что-либо. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
9 | Я умею объективно оценить своих подчиненных, выделив среди них сильных, средних и слабых. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
10 | Мне приходится часто советоваться со своими помощниками, прежде чем отдать соответствующее распоряжение. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
11 | Я редко настаиваю на своем, чтобы не вызывать у людей раздражения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
12 | Уверен, что мои оценки успехов и неудач подчиненных точны и справедливы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
13 | Я всегда требую от подчиненных неукоснительного соблюдения моих приказаний и распоряжений. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
14 | Мне легче работать одному, чем кем-то руководить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
15 | Многие считают меня чутким и отзывчивым руководителем. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
16 | Мне кажется, что от коллектива нельзя ничего скрывать — ни хорошее, ни плохое. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
17 | Если я встречаю сопротивление, у меня пропадает интерес к работе с людьми. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
18 | Я игнорирую коллективное руководство, чтобы обеспечить эффективность единоначалия. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
19 | Чтобы не подорвать свой авторитет, я никогда не признаю своих ошибок. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
20 | Часто для эффективной работы мне не хватает времени. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
21 | На грубость подчиненного я стараюсь найти ответную реакцию, не вызывающую конфликт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
22 | Я делаю все, чтобы подчиненные охотно выполняли мои распоряжения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
23 | С подчиненными у меня очень тесные контакты и приятельские отношения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
24 | Я всегда стремлюсь любой ценой быть первым во всех начинаниях. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
25 | Я пытаюсь выработать универсальный стиль управления, подходящий для большинства ситуаций. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
26 | Мне легче подстроиться под мнение большинства коллектива, чем выступать против него. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
27 | Мне кажется, что подчиненных надо хвалить за каждое, пусть даже самое незначительное, достижение. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
28 | Я не могу критиковать подчиненного в присутствии других людей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
29 | Мне приходится чаще просить, чем требовать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
30 | От возбуждения я часто теряю контроль над своими чувствами, особенно когда мне надоедают. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
31 | Если бы я имел возможность чаще бывать среди подчиненных, то эффективность моего руководства значительно бы повысилась. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
32 | Я иногда проявляю спокойствие и равнодушие к интересам и увлечениям подчиненных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
33 | Я предоставляю более грамотным подчиненным больше самостоятельности в решении сложных задач, особо не контролируя их. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
34 | Мне нравится анализировать и обсуждать с подчиненными их проблемы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
35 | Мои помощники справляются не только со своими, но и с моими функциональными обязанностями. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
36 | Мне легче избежать конфликта с вышестоящим руководством, чем с подчиненными, которых всегда можно поставить на место. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
37 | Я всегда добиваюсь выполнения своих распоряжений наперекор обстоятельствам. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
38 | Самое трудное для меня — это вмешиваться в ход работы людей, требовать от них дополнительных усилий. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
39 | Чтобы лучше понять подчиненных, я стараюсь представить себя на их месте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
40 | Я думаю, что управление людьми должно быть гибким, — подчиненным нельзя демонстрировать ни железной непреклонности, ни панибратства. |
|
|
|
| |||||||||||||||||
41 | Меня больше волнуют собственные проблемы, чем интересы подчиненных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
42 | Мне приходится часто заниматься текущими делами и испытывать от этого большие эмоциональные и интеллектуальные нагрузки. |
|
|
|
|
| ||||||||||||||||
43 | Родители заставляли меня подчиняться даже тогда, когда я считал это неразумным. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
44 | Работу с людьми я представляю себе как мучительное занятие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
45 | Я стараюсь развивать в коллективе взаимопомощь и сотрудничество. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
46 | Я с благодарностью отношусь к предложениям и советам подчиненных. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
47 | Главное в руководстве — распределить обязанности. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
48 | Эффективность управления достигается тогда, когда подчиненные существуют лишь как исполнители воли руководителя. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
49 | Подчиненные — безответственные люди, поэтому их нужно постоянно контролировать. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
50 | Лучше всего предоставлять полную самостоятельность коллективу и ни во что не вмешиваться. |
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
51 | Для более качественного руководства нужно поощрять наиболее способных под чиненных и строго взыскивать с нерадивых. |
|
|
|
|
|
| |||||||||||||||
52 | Я всегда признаю свои ошибки и выбираю более правильное решение. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
53 | Мне приходится часто объяснять неудачи в управлении объективными обстоятельствами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
54 | Нарушителя дисциплины строго наказываю. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
55 | В критике недостатков подчиненных я беспощаден. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
56 | Иногда мне кажется, что в коллективе я лишний человек. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
57 | Прежде чем упрекать подчиненного, я стараюсь его похвалить. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
58 | Я хорошо взаимодействую с коллективом и считаюсь с его мнением. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
59 | Меня часто упрекают в чрезмерной мягкости к подчиненным. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||
60 | Если бы мои подчиненные делали так, как я требую, я бы достиг гораздо большего. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Обработка и интерпретация результатов. Выраженность стиля руководства определяется по количеству выделенных утверждений, относящихся к тому или иному стилю руководства. | |||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Авторитарный стиль: 1,6, 7, 12, 13, 18, 19, 24, 25, 30, 31, 36, 37, 42, 43,48, 49, 54, 55. 60. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||
| Либеральный (попустительский) стиль: 2, 5, 8, 11, 14, 17, 20, 23, 26, 29, 32, 35, 38, 41, 44, 47, 50, 53, 56, 59. |
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| Демократический стиль: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28, 33, 34, 39, 40, 45, 46, 51, 52, 57, 58. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
| В зависимости от количества совпадений выделяются три уровня выраженности стиля: минимальный (0-7), средний (8-13), высокий (14-20). |
|
|
|
| |||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||