Управление организации труда и заработной платы ежеквартально в месяце, следующем за отчетным кварталом, производит расчет возможного увеличения тарифных ставок и окладов.
Процент повышения тарифных ставок и окладов рассчитывается с точностью до десятых долей процента.
Основанием повышения тарифных ставок и окладов является приказ по ОАО «АВТОВАЗ». В соответствии с приказом управление организации труда и заработной платы рассчитывает новые тарифные ставки и оклады, которые направляются в дирекцию по учету и налогам, дирекцию по информационным системам для организации начисления заработной платы. [7]
2. ПРОЕКТНО-РАСЧЕТНАЯ ЧАСТЬ
2.1 Расчет месячной заработной платы рабочего
Таблица 1.1 Исходные данные к заданию 1
№ п/п | Наименование показателей | Ед. Изм-ния | Индекс | Значения |
164 | ||||
2 | кол-во часов, отработанных в вечернее время | час | Твеч | 82 |
3 | кол-во часов, отработанных в ночное время | час | Тноч | - |
4 | кол-во часов сверхурочных работ | час | Тсв.р. | - |
5 | кол-во часов, отработанных в выходные и праздничные дни | час | Твых | 16 |
6 | средняя часовая тарифная ставка выполняемых работ | руб. | Счас | 19,2 |
7 | коэффициент доплат за условия труда | % | Ку | 18,3 |
8 | надбавка за напряженность норм | % | Кнн | 12 |
9 | доплата за выполнение нормированных заданий | % | Кнз | 45 |
10 | премии | % | Кпр | 20 |
11 | доплаты за руководство бригадой | % | Кбр | 0,6 |
12 | надбавка за проф. мастерство | % | Кпф | 4 |
13 | коэффициент увеличения часовой тарифной ставки за работу в вечернее время | % | Квеч | 20 |
14 | коэффициент увеличения часовой тарифной ставки за работу в ночное время | % | Кноч | - |
15 | коэффициент увеличения часовой тарифной ставки за работу в сверхурочное время | % | Ксв.р. | - |
16 | коэффициент увеличения часовой тарифной ставки за работу в выходные и праздничные дни | % | Квп | 200 |
|
|
Структура фондов заработной платы представлена в приложении 2.
Таблица 1.2 Расчет месячного фонда заработной платы
Элементы фонда зар.платы | Наименование статей | Алгоритм расчета | Сумма, руб. | Структура зар.платы | |||
тарифного, часового, дневного, месячного фондов, % | месячного фонда заработной платы, % | ||||||
Тарифный фонд | 1. Оплата по тарифу | Зтар=Счас*Тяв | 19,2*164=3148,8 | 76,75 | |||
2. Доплата за условия труда | Дусл.тр.=Зтар*Ку | 3148,8*0,183=576,23 | 14,04 | ||||
3. Надбавка за напряженность норм | Дн.н.=Зтар*Кнн | 3148,8*0,12=377,86 | 9,21 | ||||
4. Итого тарифный фонд зарплаты | Фтар=Зтар(1+Ку+Кнн) стр. 1+2+3 | 3148,8*(1+0,183+0,12)=4102,89 | 100 | ||||
Часовой фонд
| Доплаты к тарифному фонду: 5. доплата за выполнение нормированных заданий | Днз=Фтар*Кнз | 4102,89*0,45=1846,3 | 25,38 | |||
6. премия за количественные и качественные показатели работы | Пр=Фтар*Кпр
| 4102,89*0,2=820,58 | 11,28 | ||||
7. доплата за руководство бригадой | Дбр=Фтар*Кбр | 4102,89/100*0,06=24,62 | 0,34 | ||||
Часовой фонд | 8. надбавка за проф.мастерство | Дпф=Фтар*Кпф | 4102,89*0,04=164,12 | 2,26 | |||
9. доплата за часы, отработанные в вечернее время | Двеч=Твеч*Счас* *Квеч | 82*19,2*0,2=314,88 | 4,33 | ||||
10. доплаты за часы, отработанные в ночную смену | Дноч=Тноч*Счас* *Кноч | - | - | ||||
11. Итого часовой фонд зарплаты | Фчас=стр.4+5+6+7+8+9+10 | 4102,89+1846,3+820,58+24,62+164,12+314,88==7273,38 | 100 | ||||
Дневной фонд | 12. доплата за сверхурочные работы | Дсв.р.=Тсв.р.*Счас*Ксв.р. | - | - | |||
13. доплата за выходные и праздничные дни | Двых.пр.=Твых.пр.*Счас*Квых.пр. | 614,4 | 7,79 | ||||
14. Итого дневной фонд зарплаты | Фднев=стр.11+12+13 | 7273,38+614,4=7887,78 | 100 | ||||
2.2 Расчет и планирование заработной платы при бригадной форме организации труда и распределение общего заработка бригады между членами бригады
Таблица 2.1 Исходные данные к заданию 2
№ | Наименование показателей | Ед. изм. | Индекс | Значения |
1 | Общее отработанное время в нормо-часах план | н-час | Т Тп | 900 |
факт | Тф | 910 | ||
2 | Средняя часовая тарифная ставка план | руб | Сч Счп | 19,3 |
Факт | Счф | 19,0 | ||
3 | Коэффициент доплат за условия труда план | % | Ку Куп | 8 |
факт | Куф | 10 | ||
4 | Коэффициент доплат за напряженность норм план | % | Кнн Кннп | 16 |
факт | Кннф | 18 | ||
5 | Коэффициент доплат за выполнение нормированных заданий план | % | Кнз Кнзп | 30 |
Факт | Кнзф | 36 | ||
6 | Процент премии за выполнение количественных и качественных показателей работы бригады план | % | Кп Кпп | 20 |
факт | Кпф | 22 |
Таблица 2.2 Исходные данные к заданию 2
Состав бригады | Тарифный разряд | Часовая тарифная ставка, руб. | КТУ |
Рабочий-бригадир | 6 | 30,78 | 1,3 |
Рабочий 1-ый | 5 | 26,3 | 1,2 |
Рабочий 2-ой | 5 | 26,3 | 1,2 |
Рабочий 3-ий | 4 | 23,24 | 0,5 |
Рабочий 4-ый | 3 | 20,62 | 0,8 |
Нзп(ф)=Счп(ф) (Куп(ф)+Кнп(ф)) (Кнзп(ф)+Кпп(ф))
Нзп=19,3*(8+16)*(30+20)=23160 руб.
Нзф=19*(10+18)*(36+22)=30856 руб.
Таблица 2.3 Расчет планового фонда заработной платы бригады
№ | Наименование показателей | Алгоритм расчета | План, руб. | Факт, руб. | Отклонения (+,-) руб. |
1. | Плановый фонд заработной платы бригады | Фпл=Тп Нзпл | 900*35,898=32308,2 | 910*38,4256=34967,296 | 34967,296-32308,2=2659,096 |
2. | Фактический фонд заработной платы бригады за отчетный месяц: Оплата по тарифу | ||||
3. | Зтар=Тф Счф | 900*19,3=17370 | 910*19=17290 | 17290-17370=-80 | |
4. | Доплаты за условия труда | Ду=Зтар Куф | 17370*0,08=1389,60 | 17290*0,10=1729,00 | 1729,00-1389,60=339,40 |
5. | Доплаты за напряженность норм | Дн=Зтар Кнф | 17370*0,16=2779,20 | 17290*0,18=3112,20 | 3112,20-2779,20=333,00 |
6. | Итого тарифный фонд оплаты | Фтар=Зтар+ Ду+ Дн | 17370+1389,60+2779,20==21538,8 | 17290+1729,00+3112,20==22131,2 | 22131,2-21538,8=592,4 |
7. | Доплаты за выполнение нормированных заданий | Днз=Фтар Кнзф | 21538,8*0,30=6461,64 | 22131,2*0,36=7967,232 | 7967,232-6461,64=1505,592 |
8. | Премии за выполнение количественных и качественных показателей работы бригады | Пф=Фтар Кпф | 21538,8*0,2=4307,76 | 22131,2*0,22=4868,864 | 4868,864-4307,76=561,104 |
9. | Итого фактический фонд заработной платы бригады | Фф=Фтар+ Днз+ +Днз пер+ П | 21538,8+6461,64+ +4307,76=32308,2 | 22131,2+7967,232+ +4868,864=34967,296 | 34967,296-32308,2=2659,096 |
10. | Экономия (перерасход) фонда заработной платы | Эфз=(Фф-Фпл) | 2659,096-2659,096=0 |
Таблица 2.4 Распределение общего фактического заработка между членами бригады
Состав бригады | Тарифный разряд | Часовая тарифная ставка | Фактически отработанное время, нормо-часы | Тарифный заработок, руб. (гр3 * гр4) | КТУ | Заработок с учетом КТУ (гр5 * гр6) | Расчетная величина (Фф /Σ гр 7) | Сумма заработка, руб |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Рабочий-бригадир | 6 | 30,78 | 910/5=182 | 30,78*182=5601,96 | 1,3 | 5601,96*1,3=7282,458 | 0,111318 | 810,6678 |
Рабочий 1 | 5 | 26,3 | 182 | 26,3*182=4786,6 | 1,2 | 4786,6*1,2=5743,92 | 0,111318 | 639,401 |
Рабочий 2 | 5 | 26,3 | 182 | 26,3*182=4786,6 | 1,2 | 4786,6*1,2=5743,92 | 0,111318 | 639,401 |
Рабочий 3 | 4 | 23,24 | 182 | 23,24*182=4229,68 | 0,5 | 4229,68*0,5=2114,84 | 0,111318 | 235,4195 |
Рабочий 4 | 3 | 20,62 | 182 | 20,62*182=3752,84 | 0,8 | 3752,84*0,8=3002,272 | 0,111318 | 334,2066 |
Итого: | - | - | 910 | 23157,68 | 5 | 23887,5 | 0,111318 | 2659,096 |
|
|
2.3 Расчет заработной платы рабочего при сдельно-прогрессивной системе оплаты труда
Таблица 3 Исходные данные к заданию 3
№ | Наименование показателей | Ед. изм. | Ин-декс | Значения |
1 | Заработок рабочего по прямым сдельным расценкам | Руб. | Зсд | 3300 |
2 | Исходная база для начисления прогрессивки, выраженная в процентах выполнения норм выработки | % | Бп | 100 |
3 | Достигнутый процент выполнения норм выработки | % | Пф | 115 |
4 | Коэффициент увеличения прямой сдельной расценки. Взятый по шкале прогрессивки | Ку | 0,7 |
Зсд.прог.=Зсд+(Зсд(Пф-Бп)/Пф)*Ку
где Зсд – сдельный заработок рабочего за месяц, начисленный по прямым сдельным расценкам (за всю выполненную за месяц продукцию), руб.;
Пф – фактический процент норм выработки, %
Бп – исходная база для начисления прогрессивки, выраженная в процентах выполнения норм выработки, %
Ку – коэффициент увеличения прямых сдельных расценок, взятый по шкале прогрессивки.
Зсд.прог.=3300+(3300*(115-100)/115)*0,7=3601,304 руб.
2.4 Определение эффективности применения сдельно-премиальной системы оплаты труда
Правильный выбор и применение наиболее эффективных форм и систем заработной платы для отдельных групп и категорий работников способствует неуклонному повышению производительности труда, улучшению качества продукции и снижению ее себестоимости. Решению этой задачи способствует точное осуществление основных условий правильного применения каждой из систем заработной платы.
Наиболее обобщающим показателем, отражающим экономическую эффективность применения отдельных систем оплаты труда, является себестоимость продукции.
Данное задание предусматривает выявление экономической эффективности системы премирования рабочих-сдельщиков за перевыполнение плана производства продукции.
Экономическое обоснование эффективности данной системы оплаты труда рабочих сводится в основном к определению максимально допустимого размера премирования работников за каждый процент перевыполнения плана производства.
|
|
При этой системе премирования при перевыполнении производственного плана расходы по заработной плате на производство единицы продукции возрастают за счет выплаты премий. Однако одновременно происходит и сокращение так называемых условно постоянных накладных расходов, приходящихся на единицу продукции. Поэтому применение данной премиальной системы оплаты труда считается экономически целесообразным только тогда, когда полученная экономия на постоянных накладных расходах перекрывает дополнительные затраты средств на премирование и, следовательно, часть ее направляется на снижение себестоимости продукции.
Рассмотрим методику экономической эффективности системы премирования рабочих за перевыполнение производственных планов на примере, приведенных в таблице.
Таблица 4.1 Исходные данные к заданию 4
№ | Наименование показателей | Ед. изм. | Ин-декс | Значения |
1 | Плановый объем выпуска продукции | Шт | Qпл | 780 |
2 | Фактический процент выполнения плана производства продукции | % | Кпл | 110 |
3 | Плановая себестоимость единицы продукции | руб. | Спл | 600 |
4 | Структура себестоимости, в том числе: Доля постоянных расходов | % % | Кпост | 100 35 |
Доля заработной платы основных рабочих-сдельщиков (с начислениями), получающих премию | % | Кед | 10 | |
Доля всех прочих переменных расходов | % | Кпер | 55 |
Результаты расчета позволяют сделать следующие дополнительные расчеты:
1. При выполнении плана производства продукции на 110% возможно получение экономии на постоянных накладных расходах в размере
0,35*600*78==16380 руб.
2. Затраты по заработной плате рабочих сдельщиков с учетом выполнения плана на 110% составляют как видим из таблицы 51480 руб.
3. Экономически обоснованный максимальный размер премии в процентах к основной заработной плате рабочих сдельщиков, получающих премию за перевыполнение плана производства продукции составит таким образом:
16380/51480=0,318 или 31,8%
4. Следовательно, экономически обоснованный максимально допустимый размер премии за каждый процент перевыполнения плана должен составить не более 31,8/10=3,18%.
Более простым способом максимально допустимый размер премии за каждый процент перевыполнения плана можно рассчитать по формуле:
Кпр.мах=Кпост/(Кз.сд*Кпп)=35/(10*1,1)=3,18%
Допустим, что на предприятии было введено премиальное положение о премировании рабочих-сдельщиков, предусматривающее премию за каждый процент перевыполнение плана в размере 2,5%.
При этих условия общий размер премии, выплаченной рабочим сдельщикам за перевыполнение плана производства продукции на 10% составит уже не 51480 руб., а 51480*1,25=64350 руб.
Таблица 4.2 Расчет полной себестоимости продукции
№ | Наименование показателей | Ед. изм. | Индекс | Расчет показателей | ||
При выполнении плана на 100% | При выполнении плана на 110% | Отклонения +, – | ||||
1 | Объем выпуска продукции | шт. | Q | 780 | 780*1,1=858 | + 78 |
2 | Структура себестоимости: Постоянные накладные расходы | руб. | Рпост | Рпост= Кпост* Спл* *Qпл= =0,35*600*780=163800 | Остаются постоянными 163800 | - |
3 | Заработная плата рабочих-сдельщиков, получающих премию | руб. | Зсд | 0,1*600*780=46800 | 0,1*600*858=51480 | 4680 |
4 | Прочие переменные расходы | руб. | Рпер | 0,55*600*780=257400 | 0,55*600*858=283140 | +25740 |
5 | Итого плановая себестоимость продукции | руб. | Сполн | 163800+46800+257400= =468000 | 163800+51480+283140= =498420 | +30420 |
2.5. Анализ использования планового месячного фонда заработной платы рабочих цеха
Таблица 5.1 Исходные данные к заданию 5
Состав фонда заработной платы | Значения | |
Оплата по прямым сдельным расценкам | план | 69312 |
факт | 66900 | |
Оплата по прогрессивным сдельным расценкам | план | 7410 |
факт | 8090 | |
Повременная оплата по тарифным ставкам и окладам | план | 35115 |
факт | 39150 | |
Доплата за напряженность норм (по прогрессивным расценкам) | план | 831 |
факт | 1082 | |
Премии повременщикам и сдельщикам | план | 13810 |
факт | 14930 | |
Доплата сдельщикам в связи с изменением условий работы | план | - |
факт | 563 | |
Прочие доплаты до часового фонда | план | 795 |
факт | 854 | |
Доплата за работу в сверхурочное время | план | - |
факт | 336 | |
Оплата внутрисменных простоев | план | - |
факт | 315 | |
Прочие доплаты до дневного фонда | план | 385 |
факт | 370 | |
Оплата очередных и дополнительных отпусков | план | 7113 |
факт | 8315 | |
Оплата целосменных простоев | план | - |
факт | 334 | |
Стоимость бесплатных коммунальных услуг | план | 368 |
факт | 324 | |
Прочие доплаты до месячного фонда заработной платы | план | 535 |
факт | 497 |
Состав фонда заработной платы рабочих показывает, из каких конкретных составных элементов сложился в целом данный фонд заработной платы.
Изучение и сопоставление фактических и плановых сумм начислений заработной платы по каждому из элементов фонда позволяет более детально выяснить, за счет каких конкретных видов начислений заработной платы допущении перерасход или экономия (как абсолютная, так и относительная) по фонду заработной платы, а следовательно, дает возможность более точно и конкретно вскрыть имеющиеся резервы экономии фонда заработной платы и наметить действенные мероприятия, обеспечивающие использование этих резервов в дальнейшей работе.
При выявлении резервов экономии фонда заработной платы на основе изучения его состава следует обращать особое внимание на следующие основные моменты:
1. Сумма заработной платы, начисляемой по основным сдельным расценкам, обычно занимает наибольший удельный вес в общем фонде заработной платы, так как основная масса рабочих промышленности находится на сдельной оплате труда. В связи с этим изысканию резервов экономии затрат по заработной плате следует уделять особое внимание. При этом необходимо иметь в виду, что указанные затраты прежде всего связаны с трудоемкостью производства. Поэтому изыскание и использование резервов снижения трудоемкости продукции является основным путем, обеспечивающим сокращение указанных затрат.
При изучении этого вопроса следует обращать также внимание и на выяснение своевременности и правильности пересмотра норм времени (выработки) и расценок в связи с осуществлением организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение трудоемкости продукции, так как несвоевременное и неправильное изменение расценок в этом случае нередко порождает необоснованные переплаты по основным сдельным расценкам.
На размер заработной платы, начисляемой по основным сдельным расценкам, серьезное влияние оказывает и тарификация работ. Поэтому при анализе использования фонда заработной платы следует выяснить также правильность установления разряда работ в строгом соответствии с действующими тарифно-квалификационными справочниками.
2. По своему удельному весу значительную часть общего фонда составляет заработная плата, начисляемая рабочим-повременщикам по тарифным ставкам или окладам за фактически отработанное ими время. Размер этих выплат зависит, прежде всего, от численности рабочих-повременщиков. Поэтому изыскание и использование внутрипроизводственных возможностей по рационализации труда и сокращению численности указанных рабочих (механизация и автоматизация ручных работ, совмещение профессий, внедрение обоснованных норм обслуживания и штатных нормативов и т.п.) является основным путем, обеспечивающим сокращение затрат по данному элементу фонда заработной платы.
К перерасходам средств нередко приводит и неправильная тарификация рабочих, т.е. присвоение отдельным рабочим необоснованно завышенных квалификационных разрядов. Поэтому при анализе использования фонда заработной платы следует изучать также и вопрос о правильности тарификации, прежде всего, рабочих-повременщиков, добиваясь того, чтобы тарифные разряды им были установлены в строгом соответствии с действующими тарифно-квалификационными справочниками и с учетом выполняемых ими работ.
3. доплаты сдельщикам по прогрессивным расценкам и выплаты рабочим премий при неправильном применении поощрительных систем оплаты труда нередко также являются источником перерасхода по заработной плате. Поэтому при анализе использования фонда заработной платы целесообразно выяснить правильность применения и экономическую эффективность поощрительных систем оплаты труда.
4. Доплаты сдельщикам за отступление от нормальных условий работы и за часы сверхурочной работы, а также оплата простоев и брака, как известно, планом не предусматривается. Поэтому наличие затрат заработной платы по указанным элементам свидетельствует о серьезных недостатках в организации труда и производства и является прямым резервом экономии фонда заработной платы в дальнейшей работе. Использование этого резерва в основном зависит от того, насколько правильно будут выявлены причины, вызвавшие данные затраты, и насколько будут эффективны разработанные организационно-технические мероприятия, направленные на устранение этих причин (обеспечение рабочих мест всем необходимым для выполнения работ в соответствии с технологическим процессом производства, организация ритмичной работы и т.п.).
5. Затраты средств на оплату очередных отпусков, как указывалось выше, зависят прежде всего от среднесписочной численности рабочих. Изыскание и использование дополнительных внутрипроизводственных возможностей перевыполнения плана по производительности труда способствует сокращению численности рабочих, а следовательно, и экономии затрат по данному элементу фонда заработной платы.
Перечисленные выше основные направления аналитической работы по выявлению и использованию резервов экономии фонда заработной платы касались в основном фонда заработной платы рабочих. Однако, как известно, и по фонду заработной платы административно-управленческого персонала нередко допускаются значительные перерасходы, основной причиной которых обычно является превышение плановой численности указанного персонала и установление им завышенных (максимальных) окладов. Поэтому при анализе фонда заработной платы следует внимательно изучать и правильность расходования фонда заработной платы по группе административно-управленческого персонала предприятия, обращая здесь особое внимание на строгое соблюдение штатно-окладной дисциплины и на изыскание возможностей по сокращению численности указанного персонала (упрощение структуры управления, укрупнение цехов и участков, внедрение бесцеховой структуры управления производством и т.п.).
Таблица 5.2 Расчет использования фонда заработной платы
Состав фонда заработной платы | План (руб.) | Отчет (руб.) | Экономия (–), перерасход (+), руб. |
1. Оплата по основным расценкам по прямой сдельщине 2. То же – по прогрессивной сдельщине 3. Повременная оплата по тарифным ставкам и окладам | 69312 7410 35115 | 66900 8090 39150 | -2412 680 4035 |
Тарифный фонд зарплаты (сумма строк 1-3) 4. Доплата по прогрессивным расценкам 5. Премии повременщикам и сдельщикам 6. Доплата сдельщикам в связи с изменениями условий работы 7. Прочие доплаты до часового фонда | 111837 831 13810 - 795 | 114140 1082 14930 563 854 | 2303 251 1120 563 59 |
Часовой фонд зарплаты (сумма строк 1-7) 8. Доплата за работу в сверхурочное время 9. Оплата внутрисменных простоев 10. Прочие доплаты до дневного фонда | 127273 - - 385 | 131569 336 315 370 | 4296 336 315 -15 |
Дневной фонд зарплаты (сумма строк 1-10) 11. Оплата очередных и дополнительных отпусков 12. Оплата целосменных простоев 13. Стоимость бесплатных коммунальных услуг 14. Прочие доплаты до месячного фонда | 127658 7113 - 368 535 | 132590 8315 334 324 497 | 4932 202 334 -44 -38 |
Месячный фонд заработной платы (сумма строк 1-14) | 135674 | 142060 | 6386 |
В качестве примера рассмотрим месячные данные о составе фонда заработной платы рабочих предприятия, имея в виду, что при отсутствии поставок покупных полуфабрикатов со стороны и при соблюдении планового ассортимента выпускаемой продукции месячный план по выпуску валовой продукции на данном предприятии был выполнен на 100%.
Приведенные в таблице данные показывают, что основную часть (около 82%) месячного планового фонда заработной платы рабочих предприятия составляет тарифный фонд их зарплаты.
Из таблицы видно также, что в целом по тарифному фонду заработной платы имеется перерасход в размере 2303 руб., или около 2% (2303/111837=0,0206) тарифного фонда. Кроме указанного перерасхода, в использовании тарифного фонда заработной платы рабочих предприятия за отчетный период были допущены серьезные недостатки. Если учесть, что за отчетный период на данном предприятии производственный план не был перевыполнен, не было фактов завышенной тарификации рабочих-повременщиков, перевода отдельных видов работ со сдельной на повременную систему оплаты труда, а тарифный фонд зарплаты рабочих-повременщиков все же был фактически выше планового на 4035 руб., т.е. примерно на 11,5% (4035/35115=0,115), то станет очевидным, что в организации и оплате труда рабочих-повременщиков имеются серьезные упущения, породившие излишки указанных рабочих, а, следовательно, и перерасход по тарифному фонду их заработной платы.
Положительным фактом в деятельности предприятия в целом является то, что в результате сверхпланового снижения трудоемкости сдельных работ была достигнута экономия по тарифному фонду рабочих-сдельщиков в размере 1732 руб. (2412–680=1732), что составляет около 2% [1732/(69312+7410)=0,023] их тарифного фонда зарплаты.
Следовательно, при соблюдении плановой численности рабочих-повременщиков вместо перерасхода экономия в целом по тарифному фонду зарплаты составила бы 1732 руб.
По доплатам до часового фонда зарплаты за отчетный период был допущен перерасход в размере 1993 руб. (251+1120+563+59=1993), что составляет около 13% [1993/(831+13810+795)=0,129] плановых доплат до часового фонда.
Этот перерасход был вызван:
а) необоснованным расширением круга работ, оплачиваемых по сдельно-прогрессивной системе оплаты труда (334 руб.);
б) неправильным применением премиальных систем оплаты труда (1120 руб.);
в) недостатками в организации труда и материально-технического снабжения, вызвавшим дополнительные затраты на оплату работ, не предусмотренных технологическим процессом производства (563 руб.);
г) превышением плановой численности рабочих и нарушением установленного режима работы предприятия, вызвавшим переплаты по доплатам за часы ночной работы (59 руб.).
В результате перерасход по указанным доплатам превысил перерасход по тарифному фонду и привел к перерасходу в целом по фонду часовой зарплаты в размере 4296 руб. (2303+1993=+4296).
По доплатам до фонда дневной зарплаты был допущен ничем не обоснованный перерасход по не планируемым доплатам за часы сверхурочной работы (336 руб.) и по оплате внутрисменных простоев (315 руб.) – всего в размере 651 руб. (336+315=651).
Незначительная экономия (15 руб.) была достигнута за счет недоиспользования средств на оплату перерывов в работе у матерей, кормящих грудных детей, и была вызвана случайным отклонением от плана.
Таким образом, к указанному выше перерасходу по фонду часовой зарплаты прибавился перерасход по доплатам до фонда дневной зарплаты и в целом по дневному фонду перерасход составил уже 4932 руб. (+4296+651–15=+4932).
По доплатам до фонда месячной зарплаты также был допущен перерасход:
а) по оплате очередных и дополнительных отпусков (202 руб.), который был вызван некоторым завышением среднедневной зарплаты, а в основном – значительным излишком рабочей силы;
б) по оплате не планируемых целосменных простоев (334 руб.), которые были вызваны перебоями в материально-техническом снабжении предприятия.
Незначительная экономия, полученная за счет некоторого сокращения расходов на предоставление работникам охраны бесплатных коммунальных услуг (44 руб.) и на оплату времени исполнения государственных обязанностей (38 руб.), не смогла перекрыть указанный перерасход по доплатам до фонда месячной зарплаты, и последний в целом оказался перерасходованным на 6386 руб. (+4932+202+334–44–38=+6386), т.е. примерно на 4,7% (6386/135674=0,0471).
В целях более детального выяснения причин перерасхода анализ состава фонда заработной платы рабочих целесообразно проводить в разрезе каждого цеха и участка, так как только при этом условии возможно разработать и осуществить совершенно конкретные мероприятия по устранению в дальнейшем выявленных причин перерасхода фонда заработной платы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Существенным фактором организации труда на производстве является организация заработной платы. Оплата труда является наиважнейшим стимулом, и влияет на организационный и производственный процесс в целом.
Организация оплаты труда на предприятии складывается из нескольких составляющих:
· технического нормирования труда;
· тарифной и бестарифной систем оплаты труда;
· доплат и надбавок;
· систем премирования.
Статьей 143 Трудового Кодекса РФ установлено, что тарифная система включает в себя следующие элементы:
- тарифные ставки (оклады);
- тарифную сетку;
- тарифные коэффициенты.
Тарифно-квалификационные справочники предусматривают применение тарифных ставок первого разряда и тарифных сеток.
Тарифный разряд - величина, отражающая сложность труда и уровень квалификации работника.
Квалификационный разряд - величина, отражающая уровень профессиональной подготовки работника.
Тарифные ставки — это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Они определяют уровень оплаты труда, так как заработок работника, прежде всего, зависит от размера тарифной ставки 1-го разряда, которая рассчитывается из установленного минимального размера оплаты труда и продолжительности рабочего времени.
С ростом квалификации (разряда) работника увеличивается и его тарифная ставка. Присвоение разрядов работникам бюджетной сферы осуществляется по результатам аттестации.
Тарифные сетки по оплате труда — инструмент дифференциации оплаты труда в зависимости от его сложности для различных групп работников — включают количество разрядов и соответствующие им тарифные коэффициенты. Тарифные сетки имеют следующие характеристики: диапазон тарифной сетки, количество разрядов, абсолютное и относительное возрастание тарифных коэффициентов.
Правовые основы тарифной системы оплаты труда содержатся в статье 43 ТК РФ и постановлениях РФ.
Тарифные системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Тарифная система оплаты труда отлично подогнана под потребности бюрократической организации, в которой все решения принимаются наверху, менеджеры средних звеньев несут ответственность за их реализацию, а от рядовых работников требуется только «делать свое дело да помалкивать».
На практике отказаться от традиционных схем оплаты труда оказалось достаточно сложным мероприятием, однако сделать это было необходимо, так как иначе «дебюрократизироваться» практически не возможно.
Отказ от единой тарифной сетки оплаты труда в госсекторе правительство утвердит к 1 ноября 2008 года
Новая система отраслевых ставок для профессиональных групп позволит дифференцировать зарплаты в госсекторе, начисляющиеся с советских времен по уравнительному принципу.
В новых системах оплаты труда порядок формирования фонда оплаты труда предусматривает направление до 30% объема средств на стимулирующие выплаты. При этом основная заработная плата становится подвижной, так как ее размер регулируется размером коэффициента, который учитывает профессиональную подготовленность работника, сложность выполняемой работы, степени самостоятельности и ответственности.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Единые тарифные рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых их соответствующих бюджетов на 2008 год (утв. Решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 21.12.2007, протокол N 9).
2. Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 725).
3. Постановление РФ от 5 августа 2008 г. N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе ЕТС по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.2008 N 725).
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
5. Положение П 44000.37.101.0103 – 2006 «Об оплате по тарифной ставке (окладу) ОАО «АВТОВАЗ»» от 25.10.2006.
6. Положение П 44000.37.101.0116 – 2003 «О действующей системе оплаты труда ОАО «АВТОВАЗ»» от 26.06.2003.
7. Положение П 44000.37.101.0213 – 2008 «О повышении тарифных ставок и окладов работников ОАО «АВТОВАЗ» в зависимости от результатов производственно-хозяйственной деятельности и изменения цен на потребительские товары и услуги» от 31.01.2008.
8. Адамчук В.В. и др. Организация и нормирование труда: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2007.
9. Веснин В.Р. Управление персоналом: учеб. пособ. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
10. Рофе А.И. и др. Научная организация труда: учеб. пособ.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
11. Николаева Д. Отраслевая система оплаты труда будет утверждена к ноябрю // Коммерсантъ – 2008 - №6.
12. Саркисянц Е.А. Развитие системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и возможные пути ее совершенствования // Кадры предприятия – 2005 - №7.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы с сентября 2007г.
Разряд | Тарифный коэффициент | Месячная тарифная ставка (руб.,коп.) |
1 | 1 | 1405 |
2 | 1,04 | 1461 |
3 | 1,09 | 1532 |
4 | 1,142 | 1605 |
5 | 1,268 | 1782 |
6 | 1,407 | 1977 |
7 | 1,546 | 2172 |
8 | 1,699 | 2388 |
9 | 1,866 | 2622 |
10 | 2,047 | 2877 |
11 | 2,242 | 3150 |
12 | 2,423 | 3405 |
13 | 2,618 | 3679 |
14 | 2,813 | 3953 |
15 | 3,036 | 4266 |
16 | 3,259 | 4579 |
17 | 3,51 | 4932 |
18 | 4,5 | 6323 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Структура фондов заработной платы