Расчет посадки с натягом выполняется с целью обеспечения прочности соединения, т.е. отсутствия смещения сопрягаемых деталей под действием внешних нагрузок, а также обеспечения прочности этих деталей в процессе
сборки соединения. На рисунке 1 изображена схема для расчета посадки с натягом.
Рисунок 2.2.1. – Расчетная схема посадки с натягом.
Величина натяга N, возникающего при сборке соединения, определяется зависимостью:
,
где NА – деформация растяжения поверхности втулки;
NВ – деформация сжатия поверхности вала.
Из задачи определения напряжений и деформаций в толстостенных цилиндрах (задача Ляме) известны зависимости:
; ,
где P – давление на поверхности контакта вала и втулки, Па;
D – номинальный диаметр соединения;
EA, EB – модули упругости материала втулки и вала;
CA, CB – коэффициенты, определяемые по формулам:
; ,
где D1, D2 размеры деталей соединения, м (см. рис. 2.2.1.); mA, mB – коэффициенты Пуассона.
Из вышеприведенных уравнений следует:
|
|
()
Исходные данные:
D =0.1 м; F= 0.8×103Н;
D1=0м; ЕА =2.06×1011Па;
D2= 0.180 м; ЕВ = 2.06×1011Па;
L = 0.120 м; T = 2.5×10 Нм;
mА = 0.3; sТА =4.5×108 Па;
mВ = 0.3; sТВ =4.5×108 Па;
Определяем наименьшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях соединения:
где f = 0.14 – коэффициент трения на сопрягаемых поверхностях при сборке соединения с нагревом втулки. Находим наибольшее удельное давление на сопрягаемых поверхностях:
где g =0.68 при (L/D)0.95
Для дальнейшего расчета принимаем меньшее из двух значений: Рmax= 122.7*106Па. Определяем коэффициенты CA и CB:
Вычисляем предельные значения натягов Nmin доп. и Nmax доп.:
Определяем величину поправки, учитывающей величину смятия микронеровностей поверхностей вала и втулки при сборке соединения:
где КА =КВ = 0.6 для стальной втулки и стального вала при сборке соединения c нагревом втулки или охлаждением вала; RZA=10 мкм; RZB=10 мкм – высота микронеровностей поверхностей втулки и вала для номинального размера соединения D=100 мм и предполагаемого 7 и 6 квалитета точности деталей соединения. Определяем минимальный и максимальный расчетный натяги:
Рисунок 2.2.2. – Схема расположения допусков.
Определяем наибольший и наименьший стандартный натяг:
Выбираем посадку в системе отверстия из рекомендуемых ГОСТ 25347-82, посадка с натягом:
Определяем эксплуатационный и технологический запас прочности:
|
|
Посадку можно считать выбранной удовлетворительно, т.к. она выбрана из ряда, рекомендованного ГОСТ 25347-82.
Условие Nminст³Nminрасч; Nmaxст£Nmaxрасч выполнены, эксплуатационный и технологический запасы отличаются не значительно.