Глава 1 Сущность акцизного налогообложения

Тема:             Сущность акцизов и их роль в формировании

бюджетов разных уровней.

 

Факультет………. Финансовый……...

 

Специальность…Финансы и кредит…………..

 

Отделение…………..заочное…………………..

 

Научный руководитель…………………………

 

………………… Дата поступления Работы в деканат ………………… Допуск к защите. Подпись преподавателя. ………………… Защита работы. Оценка. Подпись преподавателя

 

Калуга 2009 г.

Содержание

 Введение……………………………………………………………......................4

Глава 1.Сущность акцизного налогообложения………………………………..6

              1.1 Акциз - представитель косвенного налогообложения…………..6

             1.2 Юридическая природа акцизов…………………………………...8

         

Глава 2. Основные положения законодательства об акцизах………………….12

 2.1 Налогоплательщики и объекты налогообложения акцизами…..12

           2.2 Ставки акцизов……………………………………………………...15

          2.3 Исчисление и уплаты акциза, налоговые вычеты

         и порядок их применения……………………………………………...20

 

Глава 3. Анализ системы акцизного налогообложения в РФ

         на современном этапе…………………………………………………....24

         3.1 Проблемы акцизного обложения в России табачной

           и алкогольной продукции………………………………………………24

3.2 Роль акцизов в бюджетной системе РФ…………………………….27

 

Заключение………………………………………………………………….32

 

Список литературы…………………………………………………………34

 

 

Введение

Налоги являются одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства. Налоги и налогообложение - это область деятельности, которая строго регулируется законодательством Российской Федерации.

Многовековая история развития налоговых отношений показы­вает, что акцизы являются одним из наиболее надежных источни­ков доходов бюджета. Акцизы применяются во всех странах с ры­ночной экономикой. Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя.Акцизы устанавливаются обычно на высокорентабельные товары для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров, и наполнения государственного бюджета. Воздействуя на определенный перечень товаров, акцизный сбор тем самым ограничивает объемы потребления этих товаров, а чаще всего ими являются социально вредные товары - алкоголь, табак и т.п.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, акцизам уделяется в последнее время пристальное внимание.  Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств. Применительно к акцизам сегодня как нельзя более справедливо утверждение о том, что косвенные налоги давно уже зачастую вовсе не законы об обложении в чистом виде, а законы о регулировании производства и потребления; и социально-политические задачи, ставящиеся перед косвенными налогами, нередко определяют собой строй этих налогов.
     Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов; требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой

природы косвенных налогов.
   Целью исследования является углубление научных знаний о правовой природе и юридическом механизме: налогообложения акцизами, определение места и роли акцизов в налоговой системе РФ, анализ правовых основ исчисления и взимания акцизов в России, а также  роли акцизов в Федеральном бюджете нашей страны.


Для достижения поставленной  цели поставлены следующие задачи:

Ø  исследовать сущность косвенных налогов как составного элемента налоговой системы, а также выявить особенности функционального назначения индивидуальных акцизов;

 

Ø охарактеризовать юридическую природу акцизов, определить соотношение акцизов с иными видами налогов, такими как таможенные пошлины и НДС;

 

Ø  изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами, подакцизных товаров;

 

Ø охарактеризовать проблемы акцизного обложения в России на табачную и алкогольную продукции;

 

Ø исследовать роль акцизов в Бюджетной системе РФ.


Объектом исследования являются теоретические и практические вопросы правового регулирования налоговых отношений, в том числе отношений по
установлению, исчислению, уплате акцизов и обеспечению механизма взимания этих платежей.

 

Предмет исследования — нормы законодательства о налогах и сборах, подзаконных нормативных актов по вопросам налогообложения, практика их применения.

При решении поставленных задач использовались такие методы как: наблюдение, обобщение, сравнение, индукция, дедукция.

 

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения, теоретический материал и периодические издания.

 

 






Глава 1 Сущность  акцизного налогообложения.

1.1 Акциз - представитель косвенного налогообложения.

 

С момента своего возникновения государственной власти приходилось искать такие источники получения доходов казны, чтобы граждан меньше замечали, что они уплачивают налоги, и при этом их добрая воля играла небольшую роль и внесение платежа совершалось автоматически, принудительно. Исторически более ранней формой налогообложения явились прямые налоги, то есть налоги, отымаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Но более широкое применение получили менее заметные косвенные налоги, одна из разновидностей которых - пошлины - стали первыми видами денежных платежей государству.

Под косвенными налогами понимаются налоги, которые включаются в цену того или иного товара (услуги), и таким образом появляется возможность переложить их уплату на конечного потребителя.

Косвенные налоги возникли в глубокой древности. Гак, в Древнем Риме наиболее существенными из них были налог с оборота (разновидность универсального акциза), особый налог с оборота при торговле рабами, налог на освобождение рабов. В Древней Руси косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин ". В XVII - XVIII веках в России косвенные налоги составляли 40 - 50% доходов государственной казны.

В настоящее время косвенные налоги на потребление занимают господствующие позиции в налоговых системах развивающихся стран и стран с переходной экономикой, к которым относится и Россия: их доля в налоговых поступлениях составляет 50 - 70%. В России преобладание в налоговой системе косвенного обложения объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов. В условиях глубокого экономического кризиса и постоянной нехватки ресурсов для формирования бюджета страны опора на косвенные налоги становится едва ли не единственным решением, так как отсутствуют условия для перехода к преимущественно прямому налогообложению. Важно, отдавая приоритет фискальной роли косвенных налогов, помнить и о другой их функции - регулировать (угнетать или стимулировать) экономические процессы, что особенно важно в кризисных условиях.[1]

 

Индивидуальные акцизы являются косвенными налогами.

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

 

Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Необходимость же существования и применения индивидуальных (нетоварных) акцизов в современных условиях связана помимо их использования в качестве дополнительного доходного источника, с потребностью государственного регулирования отдельных экономических и социальных процессов. В частности, в качестве причин подобного вмешательства государства можно выделить следующие:

Прежде всего, это необходимость ограничения потребления товаров, использование которых наносит ущерб здоровью человека и состоянию окружающей среды. По этой причине практически во всех странах существуют сегодня акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия. В ряде стран имеется опыт в применении так называемых экологических акцизов. Например, в ФРГ на бензин низкого качества (низкооктановый) для снижения масштабов загрязнения воздуха выхлопными газами устанавливались повышенные акцизы.

Другой причиной возникновения индивидуальных акцизов является потребность в перераспределении доходов высокооплачиваемых слоев населения, которые могут позволить себе приобретение престижных, дорогих товаров, спрос на которые мало эластичен по цене. Иначе говоря, нетоварными акцизами облагаются "предметы роскоши"– им облагались товары, стоимость которых 32 000 долл. В категорию подобных товаров попадают, как правило, автомобили, ювелирные изделия и т.д.

Еще одной предпосылкой возникновения индивидуальных акцизов является потребность перераспределения высоких доходов от изготовителя и реализации отдельных видов продукции, в том числе товаров, на производство (добычу) которых государство имеет монополию. По этой причине возникли, например, акцизы па нефть и природный газ.

Следовательно, кроме фискальной функции, индивидуальные акцизы призваны осуществлять регулирование отдельных групп товаров.

Таким образом, акцизы являются представителями косвенных налогов, включаются в цену товара и перелагаются в результате на конечного потребителя. Индивидуальные акцизы используются в современных налоговых системах практически всех стран мира. Это обусловлено их высоким фискальным эффектом и способностью регулировать потребление отдельных товаров, перераспределять доходы высокооплачиваемых слоев населения и доходы от производства и реализации определенных видов продукции (алкогольные напитки, нефть, природный газ'.

1.2 Юридическая природа акцизов.

Выше было уже сказано, что  акцизы определяются как косвенные на­логи, включаемые в цену товара. Основным моментом в таком определении является слово "налоги". По определению И.Г. Де­нисовой, налоги — это обязательные индивидуально-безвоз­мездные денежные платежи в бюджеты и государственные вне­бюджетные фонды, взимаемые с налогоплательщиков в закон­но установленном порядке и размерах[2]. Применительно к ак­цизу такое определение требует некоторого уточнения, но даже в приведенном выше виде оно подчеркивает два признака ак­циза как налога: первый — обязательность (принудительность), а второй — индивидуальная безвозмездность.

а) Обязательность акциза означает юридическую обязанность его плательщика перед государством; акциз устанавливается в одностороннем порядке и без заключения договора, в случае ук­лонения от его уплаты взыскивается в принудительном порядке.

Принудительное изъятие и обязательный характер акциза составляют один из важнейших его признаков. Внеэкономи­ческое принуждение позволяет налоговой системе осуществ­лять крупномасштабную мобилизацию финансовых ресурсов. Акциз имеет ряд об­щих черт с другими формами принудительного изъятия соб­ственности, например с конфискацией, и штрафом. Различия между ними выражаются, прежде всего, в масштабах и перио­дичности изъятия[3]. Принципиальное отличие составляет цель изъятия. Для акциза это перераспределение национального дохода, в то время как для неналоговых принудительных изъятий отчуждение носит, как правило, чрезвычайный характер.

Индивидуальная безвозмездность уплаты акциза не означает возникновения у государства обязательства возмещения поне­сенных затрат в каком-либо виде в полном размере его платель­щику.

Акцизы являются особым видом косвенного налога: они в отличие от прямых налогов взимаются как при реализации оп­ределенной номенклатуры товаров на внутреннем рынке госу­дарства, так и при перемещении таких товаров через таможен­ную границу государства. В связи с чем в первом случае, т.е. когда акцизы взимаются на внутреннем рынке государства, их можно назвать внутренними, а во втором — внешними.

Во внешнеторговом обороте акцизы наравне с таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость имеют статус так называемых таможенных платежей. Между таможенными платежами есть много общего, но вместе с тем, естественно, существуют и отличия. С таможенной пошлиной акциз объединяет, например, объект обложения — таможенная стоимость товара, а отличает отсутствие дифференциации на основе товарной номенклатуры и невозможность использова­ния в качестве торгово-политического инструмента по отноше­нию к различным группам стран, как это предусмотрено в рам­ках так называемого многоколоночного таможенного тарифа. Отличием акцизов от таможенных пошлин является в том чис­ле маркировка подакцизной продукции, а также тот факт, что акциз может взиматься и во внутреннем обороте подакцизных товаров.

 

Довольно четко различие между акцизами и налогом на добавленную стоимость, с одной стороны, и таможенными пошлинами с другой, прослеживается при анализе системы источников права, регулирующих налогообложение внешнеторговых поставок. Порядок взимания таможенных пошлин устанавливается нормами таможенного законодательства, тог­да как при взимании акцизов и налога на добавленную стои­мость более четко проявляются элементы налогового законо­дательства. По этому же признаку можно провести различие между акцизами и другими налогами, пошлинами и сборами, взимаемыми в России.

С экономической точки зрения акциз является формой на­лога на определенные виды расходов граждан. Так же как и в случае с таможенными пошлинами, отличие акциза от налога на добавленную стоимость определяется набором товаров, которые им облагаются, — это товары для богатых и обще­ственно порицаемые товары, за которые потребитель согласен платить значительно выше их себестоимости35. Практически все эти товары определены в специальном перечне. Списоч­ная система используется и при применении налога на добав­ленную стоимость. Различие состоит в том, что в случае с нало­гом на добавленную стоимость перечень является льготным — в нем могут быть указаны социальные, а точнее, продоволь­ственные товары, по которым применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10% (базовая ставка — 20%).

Список подакцизных товаров может быть изменен по различ­ным причинам (конъюнктуры рынка, экономическая ситуация в стране и т.п.). Расширение номенклатуры облагаемых акци­зами товаров и включение в список облагаемых услуг ведут к стиранию граней между акцизами и налогом на добавленную стоимость. В этом случае акциз называют универсальным.

Объединяет акцизы, таможенные пошлины и налог на до­бавленную стоимость и то обстоятельство, что они относятся к так называемой категории налоговых доходов федерального бюджета[4]. Поступления от уплаты акцизов на 100% отнесены к источникам пополнения федерального бюджета.

Акцизы выполняют фискальную функцию, поскольку они наравне с другими налогами, пошлинами и сборами использу­ются в качестве источника доходов государства, т.е. способ­ствуют созданию материальных условий его функционирова­ния. Именно эта функция обеспечивает реальную возможность перераспределения части стоимости национального дохода в пользу наименее обеспеченных социальных слоев общества.

Регулирующая функция налогов имеет различные формы проявления. Например, экономическое воздействие акциза мож­но рассматривать, как изъятие у предпринимателя части выруч­ки. Суть экономического воздействия акциза на величину прибыли предприятия заключается в том, что он уменьшает величину выручки предприятия в определенное количество раз. Ослабить его воздействие можно либо увеличивая цены, либо снижая издержки. Таким образом, одна из регулирующих функций акциза проявляется в ориентации предпринимателя на повышение эффективности производства.

Акцизное обложение может использоваться для уменьше­ния производства товаров, которые считаются несуществен­ными напрямую. Высокие цены на подакцизные товары определяют не только количество произведенных единиц, но и объемы потребления. Акцизы могут применяться и для воздействия на конечных потребителей с целью уменьшения объемов при­обретения некоторых видов продукции, например алкоголя и сигарет, потребление которых социально нежелательно.

Во внешнеторговом обороте одним из проявлений регули­рующей функции акцизов является создание равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внут­реннем рынке государства. В таком случае акцизы вместе с на­логом на добавленную стоимость называются пограничными уравнительными налогами. Пограничными — поскольку эти налоги взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы, а уравнительными потому, что ставка налогов, взимаемых при импорте, не должна превышать ставок налогообложения товаров национального производства[5].

 

Если акцизы, взимаемые при импорте това­ров, могут выравнивать условия конкуренции между отечест­венными и иностранными товарами, возможны и другие про­явления. Так, если импортные акцизы установлены ниже этой разницы, они расширяют возможности для ввоза товаров из-за границы. Эту функцию акцизов можно назвать стимулирую­щей. И наоборот, если акцизы будут установлены выше разни­цы между национальными и мировыми ценами, они будут вы­полнять протекционистскую функцию, т.е. ограничивать допуск на отечественный рынок иностранных подакцизных товаров.

С одной стороны, акцизы, являясь уравнительными на­логами, входят в группу таможенных платежей, а с другой — в систему налогов, пошлин, сборов и других платежей, приме­няемых на территории государства. Включение акцизов в единое целое, именуемое системой, дает возможность их клас­сификации без учета внешнеторговых особенностей примене­ния акцизов. Оснований для этого может быть несколько, каждое из которых имеет свое значение.

 

По территориальному уровню акцизы наряду с взносами в государственные внебюджетные фонды относятся к плате­жам федерального значения, которые взимаются на всей тер­ритории государства; круг их плательщиков и основные эле­менты определяются федеральными законами.

Таким образом, по своей юридической природе акцизы — обязательные индивидуально-безвозмездные платежи налогового характера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в том чис­ле при перемещении определенной номенклатуры товаров через таможенную границу государства, и зачисляемые в фе­деральный бюджет.

 

Использование слова "акцизы" во множественном числе обусловлено наличием некоторого количества (закрепленного законом перечня) подакцизных товаров, изделий, продукции и видов минерального сырья. Термин "акцизы" используется, как правило, в единственном числе при применении к каждой из облагаемых единиц.

В русском языке слово "акциз", с одной стороны, имеет устоявшееся зна­чение косвенного налога преимущественно на товары широко­го потребления, с другой — в царской России одно время так называлось учреждение по его сбору (существовало даже разго­ворное выражение "служить в акцизе")[6]. Исходя из этого, на вопрос о том, почему один из налогов называется акциз, мож­но ответить, что косвенный налог, включаемый в цену опреде­ленных товаров, прежде всего потребительских, именуется ак­цизом в силу традиции.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: