Роль акцизов в бюджетной системе РФ

 

Бюджетная система представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ (областных, окружных, республиканских, краевых), местных бюджетов (городских, районных, сельских, поселковых) и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Консолидированный бюджет РФ (т.е. свод федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ) и бюджеты государственных внебюджетных фондов составляют, так называемый, бюджет расширенного правительства.

 

Налоговые доходы федерального бюджета - в РФ - федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.

Согласно ст. 13 части первой НК РФ (в ред. от 1 июля 2005 г.), к федеральным налогам и сборам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, налог на прибыль организаций, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина.

Акцизный налог является одним из видов косвенных налогов, которые играют важную роль в налоговой системе России, являясь важным источником доходов федерального бюджета. Акцизы относятся к разряду регулирующих налогов, т.е. сумма акцизного налога распределяется в определенных пропорциях между федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов РФ.

 

Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете».

Таким образом, в ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011годов», (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ) установлено, что в 2009 году:

 

· 80 процентов доходов от акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 до 25 процентов включительно (за исключением вин) и алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов (за исключением вин), производимую на территории Российской Федерации, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год согласно приложению 2 к настоящему Федеральному закону.

 

·  100 процентов доходов от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, указанных в статье 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации, направляется в уполномоченный территориальный орган Федерального казначейства и перечисляется им в бюджеты субъектов Российской Федерации не реже одного раза в 10 дней в соответствии с нормативами распределения на 2009 год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону.

 

Нормативы зачисления акцизов в федеральный и региональные бюджеты установлены в ст. 50, 56 Бюджетного кодекса РФ. Некоторые акцизы полностью поступают в федеральный бюджет (это акцизы на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, акцизы на табачную продукцию, акцизы на автомобили легковые и мотоциклы), другие - в федеральный и региональный бюджеты (акцизы на спирт этиловый из пищевого сырья и акцизы на спиртосодержащую продукцию по нормативам в 50% зачисляются в доходы как федерального, так и региональных бюджетов, акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей по нормативу 40% зачисляются в федеральный бюджет, а по нормативу 60% - в региональные бюджеты). Часть акцизов полностью идет в бюджеты субъектов Российской Федерации (акцизы на алкогольную продукцию и акцизы па пиво)

Акцизы являются крупными доходными источниками для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.

 

Исполнение федерального бюджета по доходам является важной частью процесса исполнения федерального бюджета, поскольку финансирование расходов осуществляется по мере поступления доходов в бюджет. Следовательно, если доходы не поступают в полном объеме, то и расходы не могут быть профинансированы в соответствии с утвержденными бюджетными назначениями.

 

При принятии Закона о федеральном бюджете на 2008 - 2010 гг. при прогнозе доходов федерального бюджета в 2008 г. рассчитаны следующие поступления в 2008 г, в федеральный бюджет от акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым па территории России, - что составит 121,03 млрд. руб., а в 2009 и 2010 гг.- 138,1 и 158,2 млрд. руб. Можем заметить, что с каждым годом прослеживается тенденция к увеличению от сборов акцизов по подакцизным товарам в федеральный бюджет. Однако, 2009г. еще не закончился, но уже в некоторых изданиях опубликованы итоги от поступления акцизов в бюджет.

Итак, на совещании в правительстве по регулированию рынка алкогольной продукции и производства спирта первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков заявил, что за пять месяцев 2009 года объем начисленных акцизов сократился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,6%, а фактическое поступление акцизов в бюджет за тот же период снизилось на 12,8% и составило всего 28,7 миллиарда рублей. Как отметил В.Зубков, отрицательная динамика начисленных акцизов наблюдается, несмотря на то, что ставки акцизов растут. В 2008 году рост составил 7%, в 2009 - 10%.

Первый вице-премьер РФ считает, что ключевой задачей по исправлению ситуации и увеличению налоговых поступлений является легализация алкогольного рынка, поскольку, по-прежнему участники этого рынка широко используют многочисленные схемы ухода от уплаты акцизов.

Важно, чтобы этот сектор работал легально, продукция стоила бы столько, сколько должна стоить с учетом уплаты акцизов, а вырученные средства не шли бы в теневой сектор и на коррупцию, как это сейчас имеет место, а пополняли бы бюджеты, шли бы на социальные программы, увеличение пенсий и пособий, что крайне необходимо в условиях сокращающихся доходов, в условиях кризиса", - сказал Зубков.

По мнению первого вице-премьера РФ, система налогообложения алкогольной продукции должна быть простой и эффективной, и конкуренция на алкогольном рынке должна основываться на показателях качества продукции, возможностях продвижения брендов, а не на уходе от налогов. (по материалам: finance.ua)

И действительно, несмотря на значительную фискальную значимость, регулирующая функция косвенных налогов, в частности акцизов на товары потребления, практически не реализована в РФ. Данная ситуация обусловлена рядом негативных факторов административного характера (как правило, сферы производства и оборота подакцизной продукции связаны с высокой степенью криминализации), а также непродуманной налоговой политикой в сфере акцизов, нацеленной на быстрое получение денежных средств подчас в ущерб экономическим интересам государства.

Вместе с тем постепенное преодоление кризисных явлений в экономике делает возможным при формировании современной системы косвенного налогообложения некоторое смещение акцента с фискальных приоритетов к более полному использованию налогов в целом и косвенных налогов, в частности, в качестве инструмента экономического регулирования.


Мировой опыт применения акцизов свидетельствует об успешной практике использования данного налога, в частности, в борьбе с некоторыми отрицательными социально-экономическими явлениями, такими, например, как употребление населением социально опасных товаров (алкогольной продукции, табачных изделий). В России алкогольная продукция является подакцизной, как и во многих странах мира. Однако применявшаяся в последние годы акцизная политика, направленная в первую очередь на постоянное увеличение государственных доходов за счет косвенных налогов, не только не способствовала сокращению потребления крепких алкогольных напитков, но на некоторых этапах экономического развития алкогольной отрасли приводила к спаду легального производства при одновременном росте продаж нелегального алкоголя. В итоге на практике повышение ставок акциза приводило к прямо противоположному эффекту: поступления в бюджет снижались вследствие спада легального производства, кроме того, резко ухудшалась качественная структура
потребляемых населением алкогольных напитков, что имело, безусловно, отрицательный социальный результат.

 

Уменьшение поступления доходов от алкогольной продукции в бюджет на общем фоне стагнации товарного производства говорит о нерациональности мер государственного воздействия по упорядочению алкогольного рынка, и в частности о несбалансированности проводимой акцизной политики. Ведь введение в систему субъектов - плательщиков акцизных сборов акцизного склада значительно усложнило процесс взимания акцизных сборов: теперь требуется гораздо больше времени с момента начисления акциза до момента его перечисления и, кроме того, потребовалось дополнительно увеличить численность налоговых органов на местах. Сама же система не оказала сколь-нибудь существенного влияния на ликвидацию злоупотреблений в регионах при осуществлении контроля за легальностью производства и оборота алкогольной продукции.

Все это позволяет сделать следующий вывод. Действующая на сегодняшний день система сбора акцизных сборов с алкогольной продукции нерациональна и нуждается в трансформации, которая привела бы к реальным позитивным изменениям в сфере производства и оборота алкогольной продукции. Для достижения этой цели следовало бы изменить распределение ставок акцизов между производителем и продавцом и перераспределить акцизную нагрузку федерального и регионального бюджетов:

предприятия-производители производят оплату акцизных сборов в размере 50% ставки акциза, которые зачисляются в федеральный бюджет;

акцизные склады производят оплату акцизных сборов в размере оставшихся 50%, которые зачисляются в региональный бюджет.

Введение предлагаемых мер повлечет за собой следующие позитивные явления:

- сократятся сроки взимания акцизных сборов в федеральный бюджет, так как акциз будет оплачиваться при отгрузке готовой продукции с предприятия на акцизный склад в полном объеме, причитающемся федеральному бюджету;

- произойдет перераспределение поступлений акцизных сборов в зависимости от уровня потребления в каждом регионе, т.е. отток акцизных поступлений из регионов, имеющих на своей территории большое количество спиртовых и ликероводочных предприятий, в регионы, не имеющие ликероводочной промышленности. Поступление акцизных сборов будет полностью зависеть от уровня потребления алкогольной продукции;

- возрастет внимание региональных властей к уровню легального потребления алкогольной продукции населением, что заставит их проводить политику, направленную на выявление и пресечение оборота фальсифицированной алкогольной продукции и на вытеснение с региональных рынков заменителей алкогольной продукции;

- будет устранена заинтересованность региональных властей в поддержке экономически слабых и убыточных ликероводочных предприятий, расположенных на их территориях, что приведет к сокращению субъектов алкогольного рынка, работающих на уровне рентабельности.

В итоге снизится нагрузка на федеральный бюджет в части сокращения дотирования регионов, не имеющих алкогольной промышленности, поскольку увеличатся поступления акцизов в бюджеты таких регионов, а в отношении субъектов Федерации, имеющих развитую алкогольную промышленность, появится возможность определить целевое использование ранее полученных акцизов, частично компенсируя их при необходимости целевым финансированием из федерального бюджета за счет перераспределения ресурсов. И наконец, у региональных властей исчезнет заинтересованность в установлении препятствий для проникновения других регионов на свой рынок, что повлечет за собой устранение дезинтеграционных барьеров между региональными алкогольными рынками[8].



Заключение

 

В результате проведённого исследования можно сделать ряд выводов:

 

1. В России преобладание в налоговой системе косвенного обложения объясняется, прежде всего, фискальной направленностью государственной политики в сфере финансов.

На протяжении веков акцизы играли важную роль в налоговой системе России, прежде всего как крупный фискальный источник. Акцизы относятся к косвенным налогам и являются налогами, которыми облагаются товары, входящие в специальный перечень. Специфика этих налогов заключается в том, что акцизы как ни один другой вид налогов приспособлены для государственного регулирования производства и потребления широкого круга товаров.

 

2. По своей юридической природе акцизы — обязательные индивидуально-безвозмездные платежи налогового характера, взимаемые в публичных целях с юридических лиц, в том чис­ле при перемещении определенной номенклатуры товаров через таможенную границу государства, и зачисляемые в фе­деральный бюджет. По территориальному уровню акцизы относятся к плате­жам федерального значения, которые взимаются на всей тер­ритории государства; круг их плательщиков и основные эле­менты определяются федеральными законами. Довольно четко различие между акцизами и налогом на добавленную стоимость, с одной стороны, и таможенными пошлинами с другой, прослеживается при анализе системы источников права, регулирующих налогообложение внешнеторговых поставок. Порядок взимания таможенных пошлин устанавливается нормами таможенного законодательства, тог­да как при взимании акцизов и налога на добавленную стои­мость более четко проявляются элементы налогового законо­дательства. Объединяет акцизы, таможенные пошлины и налог на до­бавленную стоимость и то обстоятельство, что они относятся к так называемой категории налоговых доходов федерального бюджета (ст. 50 Бюджетного кодекса РФ от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ).

 

 

3.  Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.

 

4. В России существуют тенденции к развитию акциза, к расширению влияния его регулирующей функции. В связи с этим часто изменяется и дополняется законодательство в части акцизов. Однако существует много проблем, связанных с его функционированием, среди которых наиболее важными являются недостаточный контроль государства за рынком подакцизных товаров, большая доля нелегальной продукции. Пути решения – в совершенствовании законодательства, в нахождении оптимального количества и оптимальной структуры подакцизных товаров, в установлении адекватных ставок по акцизам. Помимо этого для наибольших доходов бюджета, а также для ограждения населения от нелегальной, некачественной продукции, необходим жёсткий государственный контроль за производством продукции, подлежащей обложению акцизом.

 

5. Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов. Распределение акцизов между бюджетами разных уровней устанавливается в законе РФ «О федеральном бюджете».

Утверждение федерального бюджета на три года в форме закона, бесспорно, имеет ряд преимуществ по сравнению с перспективным финансовым планом, который по своему правовому статусу является в большей мере справочно-информационным материалом, определяющим основные бюджетные проектировки. Во-первых, закон предполагает гарантию реализации выбранных направлений бюджетной политики, мер государственной поддержки экономики и социальных программ. Во-вторых, повышает ответственность органов власти за выполнение возложенных на них функций.

 

Однако, сформированный в РФ механизм взимания акциза, не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.


Проблемам совершенствования действующего механизма исчисления и взимания акцизов уделяется значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.

 

Список литературы:

 

Нормативно-правовые акты:

1. ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый

         период 2009 и 2010 годов» от 24 июля 2007 года № 198-ФЗ.

 

2. ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 г и на плановый период 2010 и 2011годов», (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 76-ФЗ).

Налоговый кодекс  РФ часть первая (в ред. от 1 июля 2005 г), часть вторая    от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 17.05.2007 г.).

Учебная литература:

3. Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2006

4. Давыдова И.А. Акцизы - М.: ЗАО "Издательский Дом "Главбух"; 2003.

5. Лыкова Л. Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник М. Дело 2004

6. Нечипорук Н.А., Подгорная Т.К Акцизы-«Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97» (2-издание, переработанное).2006г.

7. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие для вузов/ Под ред. Проф. Г.Б. Поляка, проф. А.Н. Романова. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8. Налоги и налогообложение: Учеб. пособие для сред. проф.учеб. заведений/ О.В.Скворцов, Н.О.Скворцова. — М.: Издательскийцентр «Академия», 2005.

9. Пансков В. Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник М. Финансы и статистика 2006.

10. Черник Д.Г. Налоги и налогообложение - М.: МЦФЭР, 2006.

 

Периодические издания:

11. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2008-2010 годах // Финансы.- 2007.- № 9.

12. Гуревич С.В. Косвенное налогообложение в реформируемой налоговой системе // Финансы. - 2004. - №3.


Интернет-источники

13. Сайт федеральной налоговой службы www.nalog.ru

14. www.minfin.ru

15. www. finance.ua

 

 


[1]Н.А. Нечипорук, Т.К Подгорная Акцизы-«Издательско-консультационная компания «Статус-Кво 97» (2-издание, переработанное).2006г.

[2] Денисова И.Г. Налоговое право Российской Федерации // Финан­совое право: Учебник / Под ред. ОН. Горбуновой.        М, 2002.

[3] Козырни А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 2003.

[4] Бюджетный кодекс РФ с от 31 июня 1998 года № 145-ФЗ ст. 50

[5] Козырни АН. Косвенные налоги в механизме таможенно-тариф­ного регулирования // Финансы. 1994. № 9.

[6] Ожегов СМ., Шведова НЮ. Толковый словарь русского языка. М., 2001.

[7] Сабиити Б.М. Теория фииансов. 2001.

[8]   Налоги" (журнал), 2007, N6






Подборка статей по вашей теме: