Портовые особые экономические зоны: проблемы функционирования и методы их решения

Проведенный в 2007-2008 гг. конкурс на создание особых экономических зон портового типа и анализ концепции их создания показал, что определение портовой деятельности, используемое в действующей редакции федерального закона, нуждается в доработке. В частности, имеющийся список видов портовой деятельности является не достаточно полным и не включает в себя лоцманские, буксировочные, швартовые и другие услуги, оказываемые в порту.

Учитывая специфику портовых особых экономических зон, представляется экономически обоснованным помимо ремонта, модернизации и иного технического обслуживания морских, речных и воздушных судов, а также авиационной техники, включить их производство в перечень видов портовой деятельности.

В связи с тем, что портовая деятельность ведется не только на территории порта, но также и в акватории, необходимо включить акваторию в границы портовой особой экономической зоны.

Практика показала, что порт может располагаться на нескольких участках территории, поэтому следует предусмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны на нескольких участках территории, объединенных акваторией морского или речного порта.

Данное изменение позволит решить проблему создания портовых особых экономических зон на территории портов, в которых имеются земельные участки, располагающиеся в границах порта, разделённые акваторией, что позволит рационально и оптимально развивать портовые особые экономические зоны.

В соответствии с действующей редакцией Закона об ОЭЗ земельные участки, находящиеся на территории создаваемой портовой ОЭЗ, должны быть переданы в управление и распоряжение на федеральный уровень – Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами.

Указанное правило распространяется как в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъектов РФ и муниципалитетов, так и на земельные участки, принадлежащие частным лицам.

Сложно представить, что владельцы земельных участков дадут согласие на создание портовой ОЭЗ, как того требует Закон, и фактически подпишутся под изъятием своих участков. Тем более, что предоставляемые Законом преференции не столь существенны для принятия такого решения.

Для устранения существующего противоречия следует проработать нормы закона таким образом, чтобы соблюсти интересы как инвестора, так и владельца земельного участка. Один из возможных вариантов – предоставление аналогичного участка либо выкуп земельного участка у владельца по рыночной цене. [16]

Налоговые льготы для участников портовых ОЭЗ, установленные законом, не предусматривают полного освобождения от уплаты налогов. Более того, предоставляемые Законом преференции основываются на региональные (местные) налоги либо на соответствующую часть налога. Как следствие – уровень налоговых льгот в портовых ОЭЗ несущественен.

Очевидно, что система льготных налоговых юрисдикций портовых ОЭЗ требует пересмотра путем разработки дополнительных мер по упрощению налогового администрирования. В качестве положительного примера можно привести зарубежный опыт в создании ОЭЗ.

Федеральный закон «О морских портах» определяет особый порядок управления деятельностью порта, предусматривающий функционирование «администрации порта». В свою очередь Закон об ОЭЗ предусматривает создание на территории ОЭЗ уполномоченного органа (РосОЭЗ, его территориальные управления), в рамках которого предполагается аккумуляция всех полномочий по созданию и управлению ОЭЗ. Однако ни первый, ни второй Закон не предусматривают положений, регламентирующих порядок взаимодействия названных уполномоченных органов. Более того, согласно действующему законодательству на территории портовых ОЭЗ должны быть созданы дочерни компании ОАО «Особые экономические зоны». Все это в конечном итоге «размывает» центр принятия решений на территории портовых ОЭЗ, создает предпосылки десинхронизации действий участников ОЭЗ.

Законодателям следует внести дополнения в законы «О морских портах» и об ОЭЗ, разграничивающие полномочия между администрацией портов и органами РосОЭЗ. [26]

Обобщим предложенные нами мероприятия в таблицу 6.

Таблица 6

Предложения по совершенствованию нормативно-правового обеспечения создания и функционирования портовых ОЭЗ в России

№ п/п Мероприятия
1 Включить в имеющийся список видов портовой деятельности лоцманские, буксировочные, швартовые и другие услуги, оказываемые в порту
2 Включить в список видов портовой деятельности, помимо ремонта, модернизации и иного технического обслуживания морских, речных и воздушных судов, а также авиационной техники, их производство
3 Включить акваторию в границы портовой особой экономической         зоны
4 Предусмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны на нескольких участках территории, объединенных акваторией морского или речного порта
5 Предусмотреть формы и виды компенсации владельцам земельных участков, передаваемых под портовые ОЭЗ
6 Пересмотр системы налоговых льгот для портовых ОЭЗ путем разработки дополнительных мер по упрощению налогового администрирования
7 Законодательно разграничить компетенцию и функции администрации портов и органов РосОЭЗ

 

Устранение недостатков, выявленных при исследовании законодательства об ОЭЗ, позволит снять ряд проблем, связанных с созданием и развитием портовых особых экономических зон в России.


3.3 Проблема дефицита квалифицированных кадров в туристско-рекреационных зонах России По оценкам ВТО, возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской инфраструктуры принимать до 40 миллионов иностранных туристов в год. Как видим, возможности и перспективы ТР ОЭЗ России существенны. Однако, существует ряд проблемных вопросов, без решения которых вряд ли можно все это осуществить в кратчайшие сроки. Одной из главных проблем является проблема профессиональной подготовки и переподготовки кадров для работы в особых экономических зонах туристско-рекреационного типа. Эта проблема связана с быстрым ростом количества рабочих мест, нехваткой высококвалифицированных специалистов в сфере туризма, отсутствием комплексных программ подготовки и переподготовки персонала для ТР ОЭЗ. [17] На сегодняшний день в этой сфере существует ряд противоречий между:- научным представлением туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне и отсутствием методологических оснований в теории и методике профессионального туристского образования, обеспечивающих системный подход к использованию рекреационных ресурсов в профессиональной подготовке специалистов соответствующего профиля;- потребностью туристской индустрии и курортов с лечебницами, оказывающих услуги в рамках туристско-рекреационной деятельности, основанные на использовании региональных рекреационных ресурсов, и отсутствием специалистов, способных на высоком профессиональном уровне оказать такие услуги;- определением туристско-рекреационных ресурсов как фактора развития специальностей и специализаций туристско-рекреационного профиля в системе непрерывного профессионального туристского образования и отсутствием специальных разделов теории и методики преподавания для организации учебного процесса по подготовке специалистов, осуществляющих туристско-рекреационную деятельность, в условиях образовательного учреждения;- потребностью учебных заведений туристского профиля в изучении туристско-рекреационной деятельности в рамках нового Федерального закона и отсутствием дидактической модели изучения рекреационных ресурсов в системе непрерывного профессионального туристского образования, в том числе отсутствием соответствующих учебных программ, методических разработок и компонентов моделей рекреационных ресурсов нового типа.Как видим, профессиональное туристское образование приобретает существенное значение в свете осуществления туристско-рекреационной деятельности в особых экономических зонах. Чтобы поднять всю инфраструктуру на территории отдельного субъекта Российской Федерации так, чтобы сделать особую экономическую зону доступной для массового туриста, в первую очередь необходимо обратить самое серьезное внимание на изучение туристско-рекреационных ресурсов данного региона.Важно на основе анализа регионального природно-рекреационного потенциала (в том числе возможности по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию) и освоения туристских ресурсов конкретного субъекта России определить потребности: - в необходимости надежной оценки регионального туристско-рекреационного потенциала и реально доступных ресурсов; - разработке методов экономической оценки рекреационного туристского продукта; - создании нормативной базы в сфере туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне; - разработке новых туристских маршрутов с вовлечением туристско-рекреационных ресурсов региона.Следовательно, для осуществления данного направления туристско-рекреационной деятельности в особой экономической зоне в сфере активного вовлечения рекреационных ресурсов в туристский бизнес необходимы мероприятия, перечисленные в таблице 7.Таблица 7Пути решения кадровых проблем ТРО ЭЗ России
№ п/п Мероприятия
1 Разработка новых учебных дисциплин, предметом изучения которых явилась бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне (деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по строительству, реконструкции, эксплуатации объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также туристская деятельность и деятельность по разработке месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, их добыче и использованию, деятельность по санаторно-курортному лечению и профилактике заболеваний, медицинской реабилитации, организации отдыха граждан)
2 Разработка новых учебных специальностей и специализаций для сферы туристско-рекреационной деятельности
3 Системная подготовка туристских кадров в области туристско-рекреационной деятельности
4 Переподготовка и повышение квалификации работников туристской, лечебно-курортной, производственных отраслей с целью изучения туристско-рекреационной деятельности
5 Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов
6 Формирование системы социального заказа на подготовку специалистов для работы в ТРО ЭЗ
Таким образом, туристско-рекреационные ресурсы должны становиться обязательным компонентом подготовки специалистов профессионального туристского образования, так как являются исходной составляющей туристского бизнеса. При этом необходимо отметить, что туристско-рекреационная деятельность достаточно многопланова и многофункциональна. [17]
Заключение Особая экономическая зона (ОЭЗ) – определяемая Правительством РФ часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим предпринимательской деятельности.

Характерными чертами ОЭЗ в Российской Федерации являются:

а) наличие локальной, обособленной системы управления, наделенной правом принимать самостоятельные решения в широком спектре;

б) всесторонняя поддержка со стороны государственной власти;

в) применение различных видов льгот и стимулов.

Российское законодательство определяет возможность создания в России четырёх типов ОЭЗ промышленно-производственных (ПП ОЭЗ), технико-внедренческих (ТВ ОЭЗ), туристско-рекреационных (ТРО ЭЗ) и портовых.

ОЭЗ могут стать гибким инструментом, легко адаптирующимся к экономической политике, способным быстро создавать преимущества, эффективные для экономического развития регионов, как центров развития прогрессивных технологий.

По состоянию на 1 января 2009 г. в России созданы 16 ОЭЗ четырёх типов, из них 4 ТВ ОЭЗ, 2 ПП ОЭЗ, 7 ТР ОЭЗ и 3 портовые ОЭЗ. Численность ОЭЗ в России планируется довести до 20 к 2015 году. Для их создания потребуется около 224 млрд. руб., в т.ч. 160 млрд. руб. из федерального бюджета.

Средняя окупаемость бюджетных инвестиций во все типы ОЭЗ составляет 10 лет.

Особые экономические зоны не вызывают у большинства жителей Российской Федерации доверия. Большинство россиян уверены, что новые зоны ничем не будут отличаться от старых.

ОЭЗ как явление, достаточно новое для нашего государства, сталкиваются в своём развитии с рядом социально-экономических, геополитических и правовых проблем.

Самая новая категория ОЭЗ – это портовые особые экономические зоны. Для совершенствования правовой базы их функционирования и развития предложено:

- включить в имеющийся список видов портовой деятельности лоцманские, буксировочные, швартовые и другие услуги, оказываемые в порту, а также производство морских, речных, воздушных судов и авиационной техники;

- включить акваторию в границы портовой особой экономической зоны;

- предусмотреть возможность создания портовой особой экономической зоны на нескольких участках территории, объединённых акваторией морского или речного порта;

- предусмотреть формы и виды компенсации владельцам земельных участков, передаваемых под портовые ОЭЗ и т.д.

В курсовой работе была выявления проблема кадрового обеспечения туристско-рекреационных зон, для устранения которых было предложено:

 - разработать новые учебные дисциплины, предметом изучения которых явилась бы туристско-рекреационная деятельность в особой экономической зоне;

- разработать новые учебные специальности и специализации для сферы туристско-рекреационной деятельности;

- организовать системную подготовку туристских кадров в области туристско-рекреационной деятельности;

- организовать систему повышения квалификации профессорско-преподавательского состава туристских вузов;

- сформировать систему социального заказа на подготовку специалистов работы в туристско-рекреационных ОЭЗ.

С учётом предложенных мероприятий эффективность функционирования ОЭЗ должна повыситься в несколько раз.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: