Основные нормативно-правовые документы, регулирующие процесс создания и функционирования ОЭЗ в России перечислены в таблице 2. [23]
Таблица 2
Нормативно-правовая база создания и функционирования ОЭЗ в России
| Категории нормативно-правовых документов | Нормативно-правовые документы |
| Федеральные законы | ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ |
| ФЗ РФ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 03.06.2006 № 76-ФЗ | |
| ФЗ РФ «О внесении изменений в ФЗ РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.10.2007 № 240-ФЗ | |
| Постановления и распоряжения Правительства РФ | Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о наблюдательном совете особой экономической зоны» от 13.12.2005 № 758 |
| Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны» от 13.09.2005 № 564 | |
| Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон» от 13.09.2005 № 563 | |
| Приказы Минэкономразвития РФ | Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении формы свидетельства, удостоверяющего регистрацию лица в качестве резидента особой экономической зоны» от 31.03.2006 № 84 |
Центральное место среди нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность ОЭЗ, занимает ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ, закрепивший принципиально новую концепцию правового регулирования экономической деятельности на данных территориях.
Основная цель создания зон с особым правовым режимом – активизация международной торговли и привлечение инвестиций путем освобождения товаров, помещаемых в данные зоны, от импортных таможенных пошлин и налогов.
В Российской Федерации долгое время не существовало унифицированных правил, определяющих правовой режим особых экономических зон. Законодательство в данной области было представлено небольшим количеством нормативных актов, касающихся создания свободных экономических зон в конкретном географическом районе, причем не только не согласующихся между собой, но и противоречащих во многом федеральному законодательству в области таможенного и налогового регулирования. Более того, не были разработаны основные цели и принципы функционирования данных зон, система управления и контроля, что фактически превратило все созданные свободные экономические зоны в нерегулируемые территории, на которых регулярно применялись схемы ухода от уплаты таможенных пошлин и налоговых платежей.
Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» внес кардинальные изменения в российское законодательство.
Как было указано выше, на территории Российской Федерации могут быть созданы два вида особых экономических зон: промышленно-производственные и технико-внедренческие зоны. Площадь этих зон строго ограничена. Таким образом, было прекращено функционирование экономических зон в размере региона, что позволило упростить процедуру обустройства территории и создало дополнительные возможности для осуществления более эффективного управления и контроля за деятельностью предприятий уполномоченными органами государственной власти.
В пределах ОЭЗ устанавливается особый правовой режим предпринимательской деятельности, однако он распространяется только на резидентов особой экономической зоны – коммерческие организации, заключившие с органами управления ОЭЗ соглашения о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности и внесенные в реестр резидентов особой экономической зоны. Основным принципом приобретения и использования статуса резидента ОЭЗ является обоснованность деятельности, осуществляемой на ее территории. Для выполнения данного условия разработан механизм представления и рассмотрения заявок на получение статуса резидента, а также особые требования к инвестиционным проектам заявителей.
Для резидентов особых экономических зон установлен льготный режим налогообложения. В частности, предусмотрены специальные нормы в отношении признания расходов и расчета нормы амортизации при исчислении налога на прибыль. Для резидентов технико-внедренческих зон установлена пониженная ставка единого социального налога в размере 14 %. Все резиденты освобождены от уплаты налога на имущество организаций в течение 5 лет с момента постановки имущества на учет, а также от уплаты земельного налога в течение 5 лет с момента возникновения права собственности на предоставленный земельный участок.
На территории особых экономических зон устанавливается режим свободной таможенной зоны, в соответствии с которым иностранные товары размещаются и используются в целях ведения промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности без уплаты таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость.
Со дня вступления Федерального закона № 116-ФЗ в силу существование особых и свободных экономических зон, созданных до этого момента, кроме Калининградской и Магаданской ОЭЗ, прекратилось. [12]
Подводя итоги, отметим абсолютно новый подход законодателя к принципам создания и функционирования данных территорий, направленный на привлечение иностранных и отечественных инвестиций в целях развития экспортопроизводящих отраслей промышленности путем установления льготного режима осуществления предпринимательской деятельности.






