Система управления ОЭЗ в Российской Федерации

 

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22.07.2005 № 116-ФЗ создал единую централизованную систему управления особыми экономическими зонами. Ранее все полномочия по руководству принадлежали региональным органам власти, которые самостоятельно организовывали хозяйственную деятельность на территории СЭЗ. Теперь руководство осуществляется на федеральном уровне, а именно Федеральным агентством по управлению особыми экономическими зонами и его территориальными подразделениями.

К настоящему времени сформировалась система управления ОЭЗ, схематично показанная на рисунке 1. [29]

 

Минэкономразвития России

         
ОАО «ОЭЗ»   РосОЭЗ   Наблюдательный совет
         
    Территориальные управления РосОЭЗ   Уполномоченный заместитель руководителя субъекта РФ
         
    Дочерние общества и филиалы ОАО «ОЭЗ»   Уполномоченные структурные подразделения субъекта РФ
         
        Руководители органов местного самоуправления
         
        Уполномоченное структурное подразделение ОМС

 

Территория ОЭЗ

 

 

Рисунок 1 – Система управления ОЭЗ

Центральное место в системе управления ОЭЗ принадлежит Федеральному агентству по управлению особыми экономическими зонами (РосОЭЗ) и ОАО «ОЭЗ».

Федеральное агентство по управлению особыми экономическими зонами образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 22 июля 2005 года № 855 «О Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами».

РосОЭЗ находится в ведении Минэкономразвития РФ и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Основные функции Агентства – оказание государственных услуг и осуществление правоприменительных функций в сфере управления особыми экономическими зонами, а также контроль за выполнением соглашений о ведении промышленно-производственной или технико-внедренческой деятельности.

В соответствии с «Положением о Федеральном агентстве по управлению особыми экономическими зонами», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. №530, Агентство осуществляет управление особыми экономическими зонами в порядке и пределах, предусмотренных законодательством Российской Федерации; проводит в установленном порядке отбор заявок на создание особых экономических зон; организует ведение банка данных земельных участков, отведенных для создания особых экономических зон, и объектов недвижимости, находящихся на территории особых экономических зон.

ОАО «ОЭЗ» является правопреемником Федерального государственного предприятия «Внешнеэкономическое объединение «Внешстройимпорт» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 12.04.2006 № 211 и ст. 8 п. 7 ч. 1 и 2 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации.

Основными задачами ОАО «ОЭЗ» являются:

- обеспечение территории ОЭЗ необходимыми ТУ;

- строительство объектов инфраструктуры и АДУ;

- эффективное управление построенными объектами.

Для управления ОЭЗ ОАО «ОЭЗ» имеет разветвлённую сеть дочерних обществ и филиалов, в числе которых:

1) дочерние общества в промышленно-производственных ОЭХ: ОАО «ОЭХ ППТ «Алабуга», ОАО «ОЭХ ППТ «Липецк»;

2) дочерние общества и филиалы в технико-внедренческих ОЭЗ: филиалы в Москве и Санкт-Петербурге; ОАО «ОЭЗ ТВТ «Дубна», ОАО «ОЭЗ ТВТ «Томск»;

3) дочерние общества и филиалы в туристско-рекреационных ОЭЗ: филиалы в Иркутской, Калининградской областях, Краснодарском крае, Республиках Алтай и Бурятия, Ставропольском крае, а также ОАО «ОЭХ ТРТ «Бирюзовая Катунь»;

4) дочерние ОАО «Внешстройимпорт», ОАО «Внешстройимпорт-проект», ОАО «ОЭХ-эксперт».

Наряду с ОАО «ОЭЗ» и РосОЭЗ управление особыми экономическими зонами осуществляет Наблюдательный совет, уполномоченный заместитель руководителя субъекта РФ, уполномоченные структурные подразделения субъекта РФ, руководители органов местного самоуправления, уполномоченные структурные подразделения ОМС и прочие органы власти, созданные местной администрацией, на подведомственной территории которой располагается ОЭЗ.

Если ОЭЗ расположено на территории нескольких субъектов Федерации, то последние, как правило, создают объединённые структурные подразделения, в функции которых вменяется контроль над деятельностью ОЭЗ, соблюдением действующего гражданского, налогового и экологического законодательства, использованием инфраструктуры и прочие функции. [10]


ГЛАВА 2. Современное состояние и перспективы развития СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН в РОССИИ 2.1 Общая характеристика российских ОЭЗ и динамика их развития

По состоянию на 1 января 2009 г. в России созданы 16 ОЭЗ четырёх типов из них 4 технико-внедренческие особые экономические зоны, 2 промышленно-производственные особые экономические зоны, 7 туристско-рекреационных особых экономических зон и 3 портовых зоны. [30]

 

Рисунок 2 – Структура ОЭЗ в Российской Федерации по состоянию на 01.01.2009 г.

 

Как видим, основную долю в структуре отечественных ОЭЗ занимают туристско-рекреационные особые экономические зоны (43 %), велика доля технико-внедренческих особых экономических зон (25 %). Наименьшая доля принадлежит промышленно-производственным и портовым особым экономическим зонам, совокупная доля которых составляет 32 %.

Численность особых экономических зон в Российской Федерации планируется довести до 20 к 2015 году.

Особый режим предпринимательской деятельности на территории ОЭЗ включает в себя предоставление налоговых, таможенных и административных преференций, льготного режима землепользования, а также гарантии от возможных неблагоприятных изменений в законодательстве Российской Федерации о налогах и сборах. Важным позитивным фактором для резидентов является режим дружественного администрирования, то есть, реальное снижение административных барьеров, количества контрольных мероприятий, предоставление услуг в режиме «одного окна».

Общая характеристика деятельности ОЭЗ России представлена в таблице 3. [19]

Таблица 3

Общая характеристика деятельности ОЭЗ России

Тип ОЭЗ Перечень ОЭЗ
Промышленно-производственные Липецк Алабуга
Технико-внедренческие Санкт-Петербург Дубна Томск Москва, Зеленоградский АО
Туристско-рекреационные Калининградская область (Куршская коса) Краснодарский край (Новая Анапа) Ставропольский край (Гранд Спа Юца) Алтайский край (Бирюзовая Катунь) Республика Алтай (Алтайская долина) Республика Бурятия Иркутская область
Портовые Аэропорт «Емельяново» в Красноярске Аэропорт «Ульяновск-Восточный» в Ульяновске Морской порт «Советская гавань» в Хабаровском крае

 

Объем инвестиций в особые зоны без учета портовых, по оценке РосОЭЗ, составит к 2025 году 530 миллиардов рублей, а общее количество рабочих мест превысит 126 тысяч. В технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ будет выпускаться продукции на 4 триллиона рублей ежегодно.

Технологические, производственные, инновационные, экономические и иные показатели на территории ОЭЗ качественно превышают аналогичные показатели по Российской Федерации и регионам, в которых они расположены.

О динамичном развитии ОЭЗ в Российской Федерации свидетельствуют показатели таблицы 4. [11]


Таблица 4

Динамика выполнения основных показателей ОЭЗ в 2007-2008 гг.

Показатели 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. (план) 2009г. к 2006г., +/-
Количество резидентов ОЭЗ, % 12 53 143 227 215
Количество рабочих мест, ед. 400 1200 5800 10024 9624
Объём инвестирования, млрд. руб. 0 8,8 16,8 29,1 29,1
Объём производства, млрд. руб. 0 1,0 11,1 30,1 30,1
Количество построенных объектов за счёт средств ОАО «ОЭЗ» 0 10 62 123 123
Количество построенных объектов за счёт резервов ОЭЗ 0 5 13 27 27

 

Таблица 4 показывает, что количество и качество показателей эффективности деятельности отечественных ОЭЗ в 2006-2008 гг. значительно возросло. В частности, в исследуемом периоде увеличилось количество резидентов, участвующих в развитии ОЭЗ: если в 2006 г. данный показатель был равен 12 резидентам, то в 2008 г. их численность возросла до 143, а в текущем году её планируется довести до 227.

Пропорционально развитию российских ОЭЗ и росту их числа увеличивается количества рабочих мест, созданных благодаря этим зонам: в 2006 г. количество дополнительных рабочих мест составило 400 единиц, а в 2008 г. – уже 5800 единиц. В текущем 2009 г. планируется довести этот показатель до 10024 единиц.

Анализируя динамику развития отечественных ОЭЗ, следует особо отметить рост объёма инвестирования, значительное увеличение объёма производства, прирост количества объектов, построенных как за счёт средств ОАО «ОЭЗ», так и за счёт резервов особых экономических зон.






Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: