Понятие налоговой системы. Принципы налогообложения

Теоретические проблемы формирования

Налоговой системы в России

МОСКВА 2008



Содержание

                                                                                                                                        Стр.

Введение                                                                                                      3

1. Характеристика и организационные принципы построения

налоговой системы                                                                                      5

1.1. Понятие налоговой системы. Принципы налогообложения.                     5

1.2. Основные этапы становления налоговой системы в

Российской Федерации                                                                                   12

2. Проблемы построения налоговой системы.                                          21

2.1 Соотношение прямого и косвенного налогообложения.                              21

2.2 Соотношение налогообложения юридических и физических лиц.     24

3. Направления совершенствования и пути реформирования налоговой

системы в Российской Федерации.                                                             29

Заключение                                                                                                  32

Список литературы                                                                                     34

Приложения                                                                                                36

 



Введение

Налоговая система - неотъемлемый элемент общественного воспроизводства, обеспечивающий возможность выполнения государством целого ряда воспроизводственных функций, создающих условия эффективной деятельности всех субъектов общественного производства, представляющих все формы собственности. К воспроизводственным функциям, которые могут наиболее эффективно выполняться только государством, можно отнести такие, как обеспечение обороны страны, обеспечение социальных гарантий для населения, охрана общественного порядка, защита окружающей среды, смягчение кризисных ситуаций в экономике, проведение антимонопольной политики, поддержка экономически отсталых территорий, НТП и др. Практическая реализация этих функций предполагает их финансовое обеспечение, которое невозможно без централизации определенной части стоимости ежегодно создаваемого ВВП, без аккумуляции финансовых ресурсов на государственном уровне, в государственном бюджете. Роль механизма централизации и аккумуляции денежных средств, необходимых для реализации экономической роли государства, выполняет налоговая система.

От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства, от того, как она построена, зависит характер взаимоотношений налогоплательщика и государства, взаимоотношения, связанные с налогообложением и сборами на федеральном, региональном и местном уровнях, а так же возможность проведения определенной экономической политики. Таким образом, налоговая система, с одной стороны, включает в себя совокупность налогов и сборов, а с другой - механизм, принципы, формы, методы и порядок взимания этих платежей, устанавливаемые законами.

На современном этапе развития рыночных отношений в РФ особое значение приобретает нормальное функционирование налоговой системы, поскольку в условиях рыночных отношений налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово - кредитного механизма государственного регулирования экономики. С помощью налоговой системы государство решает не только текущие фискальные задачи, но и проводит налоговую политику на перспективу, поскольку налогам принадлежит важнейшая регулирующая роль. С помощью налогов можно влиять на спрос и предложение, экономическую активность населения, накопления.

Изучение происходящих эволюционных изменений в действующей налоговой системе является объективной необходимостью, т.к. только обобщая накопленный опыт, выявляя возникающие проблемы и противоречия, можно в итоге построить совершенную систему.

Целью данной курсовой работы является определение понятия налоговой системы, рассмотреть эволюцию налоговой системы, выявить проблемы построения налоговой системы и определить дальнейшее направление ее развития.



Характеристика и организационные принципы построения налоговой системы

Понятие налоговой системы. Принципы налогообложения.

Официального определения понятия налоговой системы в российском налоговом законодательстве на сегодняшний день не существует. В Законе РФ «О налоговой системе в РФ», налоговая система определялась, как совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке[1].

Однако, система не может определяться как простая совокупность составляющих ее элементов. Система как таковая возника­ет в результате наличия определенных взаимосвязей между отдельными элементами, обеспечивающих органическую цельность и единство и создающих качественно новые свойства.

С точки зрения сущности и функционального назначения налоговую системуможно определить как императивную структуру организации взаимоотношений между сувереном (в лице государства) и налогоплательщиками или систему отправления государственно-властных функций при формировании казны.

С точки зрения содержания, под налоговой системойпонимается взаимосвя­занная совокупность всех существенных условий налогообложения, действующих в данной стране в данный конкретный период времени.

В системе налогообложения разделяют две подсистемы (см. приложение №1).

Первая подсистема включает совокупность действующих в данной стра­не в данный период ее развития налогов и сборов. Ее можно назвать системой налогообложения, которая определяет виды взимаемых нало­гов и сборов, порядок их исчисления и уплаты, а также порядок их ус­тановления, введения в действие, изменения и распределения между бюджетами и государственными внебюджетными фондами. Система налогообложения отражает в первую очередь экономическое содержа­ние налоговых отношений и является наиболее подвижной частью на­логовой системы. Она должна своевременно корректироваться в соот­ветствии с изменениями социально-экономических условий в стране. Таким образом, понятие система налогообложенияне тождественно понятию налоговая система. Оно более узкое и составляет лишь часть налоговой системы.

Вторая подсистема определяет правовые основы налоговых отно­шений и включает в себя свод регламентирующих их норм и правил. Ее можно назвать системой регулирования налоговых правоотношений,ко­торая устанавливает права, обязанности и ответственность сторон, формы и методы налогового контроля, систему государственных орга­нов, обеспечивающих этот контроль, и порядок налогового производ­ства. По сравнению с системой налогообложения система налоговых правоотношений более стабильна. Ее существенные изменения, как правило, инициируются с изменениями политического строя или го­сударственного устройства страны.

Обе части налоговой системы неразрывно связаны между собой и могут существовать и нормально функционировать только совместно. Система налогообложения без системы регулирования налоговых пра­воотношений становится недееспособной, а система регулирования налоговых правоотношений без системы налогообложения — беспредметной и ненужной.

Налоговая система призвана упорядочить взаимоотношения меж­ду государством и налогоплательщиками, поставить их на правовую основу.

Основные принципы построения налоговой системы можно разбить на две основные категории:

· правовые принципы построения налоговой системы в целом, обеспечивающие соблюдение в сфере налогообложения конституци­онных основ демократического государства;

· принципы построения системы налогообложения — основные принципы взимания тех или иных налогов, обеспечивающие рацио­нальность налогообложения и паритет интересов государства и раз­личных категорий налогоплательщиков.

Основополагающими при построении налоговой системы совре­менного демократического государства федеративного типа являются конституционные правовые принципы, которые могут быть разделены на три группы (см. приложение №2).

К основным принципам, обеспечивающим реализацию и соблюдение основ конституционного строя,относятся:

1. принцип публичной цели взимания налогов и сборов;

2. принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сбо­ров;

3. принцип ограничения специализации налогов и сборов;

4. принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законами;

5. принцип установления налогов и сборов в должной процедуре;

6. принцип ограничения форм налогового законотворчества.

Принцип публичной цели взимания налогов и сборовзаключается в том, что установление налогов и сборов, равно как и расходование собираемых за счет них средств, не может иметь иной цели, кроме обеспечения общественных потребностей.

Принцип приоритета финансовой цели взимания налогов и сборовимеет двоякое значение. С одной стороны, он означает, что налоги и сборы устанавливаются в первую очередь в целях обеспечения плате­жеспособности субъектов публичной власти. С другой стороны, финансовая цель может быть присуща только налогам и сборам. Никакие другие принудительные изъятия (штрафы, конфискации и т.п.) не могут и не должны рассматриваться в качестве основных источников пополнения бюджетных доходов.

Принцип ограничения специализации налогов и сборов исходит из того, что налоги как таковые предназначены не для финансирования каких-либо строго определенных государственных расходов, а для формирования доходной части бюджета в целом. Обоснованием данного принципа является конституционное требование единства бюджета. Финансирование тех или иных расходных статей должно определяться приоритетами бюджетной и социально – экономической политики, а не их обеспеченностью собственными источниками доходов.

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов законамивытекает из того, что налогообложение неизбежно связано с ограничением права частной собственности, а ограничение прав и свобод в правовом государстве допускается только на основании закона и только в конституционно значимых целях (например, Конституция РФ, ст. 55, ч. 3).

Принцип установления, изменения или отмены налогов и сборов только законодательным путем означает, что данное право является исключительной прерогативой представительной власти, отражающей право народа соглашаться или не соглашаться на уплату тех или иных налогов и сборов. В законе должны быть однозначно определены все существенные элементы юридического состава налога.

Принцип установления налогов и сборов в должной процедуре закрепляет определенную процедуру внесения законопроектов о налогах и сборах, их принятия и введения в действие принятых законов.

Принцип ограничения форм налогового законотворчества направлен на обеспечение единства налоговой политики по отношению ко всем категориям налогоплательщиков.

К принципам, обеспечивающим реализацию основных прав и свобод налогоплательщиков относятся:

• принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов;

• принцип всеобщности налогообложения;

• принцип соразмерности налогообложения конституционно зна­чимым целям ограничения прав и свобод.

Принцип юридического равенства плательщиков налогов и сборов оз­начает недопустимость какой-либо дискриминации, т.е. ограничения правового статуса лиц, в сфере налогообложения по социальным, ра­совым, национальным, религиозным и иным подобным критериям, а также установления различных условий налогообложения в зависимо­сти от форм собственности, места происхождения капитала, гражданства и т.п.

Принцип всеобщности налогообложения направлен на обеспе­чение фактического равенства. Согласно данному принципу не допус­кается установление налоговых льгот, основанных не на имуществен­ном положении плательщика, а на социальных или иных подобных признаках.

Принцип соразмерности налогообложения можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, при установлении налогов и сборов должна учитываться фактическая способность налогоплательщиков к их уплате.

С другой стороны, принцип соразмерности налогообложения кон­ституционно значимым целям ограничения прав и свобод означает не­допустимость установления налогов и сборов, препятствующих реали­зации гражданами их конституционных прав и свобод человека и граж­данина.

Для Российской Федерации как федеративного государ­ства большое значение имеют основные принципы, обеспечивающие реа­лизацию и соблюдение начал федерализма,к которым относятся:

· принцип единства налоговой политики;

· принцип единства системы налогообложения;

· принцип разделения полномочий в сфере налогообложения.

Эти принципы связаны в первую очередь с проблемами разграничения полномочий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и орга­нов местного самоуправления в сфере налогообложения. Они призва­ны обеспечить, с одной стороны, существование Федерации как еди­ного государства, а с другой — соблюдение суверенных прав субъектов Федерации.

Основные принципы налогообложения, ставшие классическими, впервые были систематизированы А. Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) (см. приложение № 3).

Принцип всеобщности и соразмерности налогообложения в его современном понимании отождествляют с принципом справедливости.

А. Смит считал справедливым пропорциональное налогообложе­ние доходов: «Подданные государства должны делать взносы с целью полдержания деятельности правительства, которые как можно точнее пропорциональны экономическим возможностям налогоплательщи­ков, т.е. пропорциональны доходам, которые они получают благодаря государственному устройству общества». В противополож­ность этому В. Петти считал наиболее справедливым косвенное нало­гообложение потребления. В XX в. большинство стран признало справедливой прогрессивную шкалу налогообложения доходов. В некоторых странах прогрессивное налогообложение доходов даже закреплено в качестве конституционного принципа (например, в Испании, Португалии, Лихтенштейне). Однако единого мнения по данному вопросу не существует и в настоящее время.

Принцип определенности системы налогообложенияА. Смит выде­лял как один из наиболее важных: «точная определенность того, что каждое лицо должно платить, в вопросе налогового обложения представляется делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем малая степень неопределенности».

Принцип определенности может рассматриваться в нескольких ас­пектах (см. приложение № 4).

Во-первых, должны быть установлены все существенные элементы юридического состава каждого конкретного налога.

Во-вторых, должна быть обеспечена четкость и определенность формулировок правовых норм законодательства о налогах и сборах.

Третий аспект определенности налогообложения означает его ста­бильность в течение обозримого промежутка времени, обеспечиваю­щую возможность прогнозирования финансово-хозяйственных ре­зультатов для субъектов экономической деятельности.

Принцип удобства времени и способов взимания налоговнаправлен на минимизацию влияния налогообложения на экономическое поведе­ние налогоплательщиков.

Налоги должны уплачиваться в момент получения дохода или после его получения.

Принцип экономичности системы налогообложения трактовался А. Смитом достаточно широко. В его понимании данный принцип оз­начал минимизацию не только издержек государства, непосредствен­но связанных со сбором налогов, но и всех общественных издержек, обусловленных существованием данной конкретной системы налого­обложения.

Принципы налогообложения, сформулированные А. Смитом, базируются на его представлениях о роли государства в развитии эконо­мики страны. По мнению А. Смита, главной и основной задачей госу­дарства в сфере экономики является обеспечение развития рыночных отношений путем охраны права собственности субъектов экономиче­ской деятельности. Налоги как безвозмездные платежи должны по­крывать затраты на выполнение государством этой функции. Во всем остальном вмешательство государства в экономику должно быть ми-нимальным. Финансирование расходов государства, связанных с раз­витием инфраструктуры, содержанием судебной системы и других по­добных расходов должно покрываться за счет пошлин и сборов, упла­чиваемых заинтересованными лицами.

В конце XIX в. немецкий экономист А. Вагнер дополнил принци­пы А. Смита исходя из теории коллективных потребностей.

А. Вагнер разделил все принципы на четыре группы (см. приложение № 5).

Финансовые принципы,которые сам А. Вагнер ставил на первое место, направлены на обеспечение безусловного и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.

Суть принципа достаточности состоит в том, что система налого­обложения должна обеспечивать доходы государства, достаточные для удовлетворения необходимых общественных потребностей. Данный принцип связывает систему налогообложения с бюджетной системой государства.

Принцип эластичности системы налогообложения означает, что она должна обладать способностью адаптации к изменяющимся соци­ально-экономическим условиям.

Народно-хозяйственные принципы налогообложенияА. Вагнера на­правлены на достижение оптимального сочетания общественных и частных интересов.

Надлежащий выбор источников налогообложениятребует безусловного сохранения условий расширенного воспроизводства. Основным источником налогообложения может являться только чистый доход.

Капитал (в том числе имущество) не может выступать в качестве объекта налогообложения. Однако и в этом случае налог, как правило, должен устанавливаться с учетом того, что источником его уплаты будет чистый доход, приносимый капиталом (или чистый доход, который может быть получен от использования данного капитала).

Выбор правильной комбинации налогов означает включение всисте­му налогообложения таких налоговых форм, которые в своей совокуп­ности обеспечили бы достаточность и эластичность системы налого­обложения при одновременном соблюдении принципов справедливо­сти и экономической эффективности.

Классические принципы налогообложения А. Смита и А. Вагнера не дают окончательного ответа на вопрос, какой же именно должна быть система налогообложения. Это критерии выбора концепции налогообложения и методов ее реализации, со­ответствующих конкретным социально-экономическим условиям. По мере раз­вития общественных отношений изменяется и углубляется понимание конкретного содержания каждого принципа в отдельности, но в своей совокупности они продолжают определять алгоритм построения опти­мальной системы налогообложения, соответствующей своему общест­венному предназначению.

На современном этапе классические принципы налогообложения трансформировались в следующие основные принципы:

· справедливость в распределений налогового бремени;

· экономическая нейтральность налогообложения;

· организационная простота, прозрачность и эластичность системы налогообложения.

 




double arrow
Сейчас читают про: