Соотношение прямого и косвенного налогообложения

При разработке налоговой системы одним из первых воз­никает вопрос о роли и соотношении в ней прямых и косвенных нало­гов. Начиная с середины XVII в. на протяжении двух столетий запад­ные экономисты практически единодушно отдавали предпочтение объединявшимся ими. под названием акцизов косвенным налогам как с фискальной точки зрения, так и с позиций социальной справедливо­сти. В 1666 г. французский экономист Ф. Демэзон писал, что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие на­логи», а В. Петти (1662 г.) обосновывал преимущества кос­венного налогообложения следующими аргументами:

· косвенные налоги в наибольшей степени удовлетворяют прин­ципу справедливости, поскольку каждый уплачивает их сообразно собственному потреблению в значительной мере по собственной воле;

• ограничивая потребление, косвенные налоги располагают к бе­режливости и способствуют обогащению нации;

• косвенные налоги исключают двойное налогообложение, «по­скольку ничто не может быть потреблено более одного раза»;

· косвенные налоги дают «превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».

Однако, недостатками косвенного налогообложения является (приложение № 6):

1) Косвенные налоги не учитывают платежеспособ­ность носителя налога, не соответствуют принципу социальной спра­ведливости в его современном понимании. Являясь пропорциональ­ными по форме, фактически они оказываются регрессивными. Одна и та же сумма налога, уплачиваемая лицами с различными доходами, по-разному сказывается на их благосостоянии. Наиболее ощутимо кос­венное налогообложение товаров повседневного спроса для наименее обеспеченных категорий граждан.

2) Ограничение потребления. Расходы одних — это доходы других. Ограничение потребления и снижение объемов произ­водства в долгосрочном периоде приводят к замораживанию рынка, сокращению производственных мощностей, уровня занятости и сни­жению оплаты труда в соответствующих отраслях. Наиболее ярко дан­ный эффект проявляется при попытках ввести налоги на потребление предметов роскоши. Спрос на них эластичен, и средства потре­бителей легко переключаются в другие сферы потребления. В то же время предложение на рынке предметов роскоши подобной эластич­ностью не обладает. Падение спроса приводит к сокращению объемов продаж и снижению рыночных цен, следствием чего является сверты­вание производства в соответствующих отраслях, увольнение части ра­ботников и снижение оплаты труда оставшихся.

3) При развитой системе налогообложения с разными вида­ми налогов двойное налогообложение косвенными налогами не исключается.

Однако, косвенные налоги как источник формирования бюджетных доходов обладают преимуществами:

· Они имеют широкую налоговую базу, обеспечивающую значительные бюджетные поступления практически в любых экономических условиях.

· Платежи поступают в бюджет достаточно равномерно.

· Формально косвенные налоги нейтральны по отношению к произ­водителям и продавцам. Их влияние на условия финансово-хозяйст­венной деятельности сказывается через изменение спроса и предложе­ния на потребительском рынке. В связи с этим психологически косвенные налоги воспринимаются легче, чем прямые. Для продавцов снижается заинтересованность в уклонении от налогообложения, а для потребителей сохраняются стимулы к труду и повышению своих дохо­дов.

Налоговая система – это живой организм и на протяжении столетия изменялось и соотношение прямого и косвенного налогообложения в формировании налоговых доходов бюджетов некоторых ев­ропейских стран.

Соотношение прямых и косвенных на­логов в налоговых доходах бюджетов ряда европейских стран измени­лось практически на обратное. Если в конце XIX в. косвенные налоги составляли в них в среднем около 2/э налоговых доходов, то к концу XX столетия их доля сократилась в среднем до 1/3. Таким образом, в развитых странах предпочтение отдавалось развитию рынка, приводя­щему к укреплению налоговой базы по прямым налогам. При этом су­щественно изменилась и структура косвенного налогообложения, Рез­ко сократилось фискальное значение таких косвенных налогов, как та­моженные пошлины и акцизы, которые перешли в разряд преимуще­ственно регулирующих. Если в конце XIX столетия в промышленно развитых странах удельный вес таможенных пошлин в налоговых до­ходах бюджетов доходил почти до 50%, то к началу 1990-х гг. он сокра­тился в США до 1,6%, в Великобритании - до 1,2, в Японии — до 5,3, в ФРГ - до 2,5, во Франции - до 7,6%. Удельный вес акцизов в налого­вых доходах бюджетов индустриальных стран, еще в 1960-е гг. состав­лявший около 30%, сократился до 16-18%. Начиная с конца 1960-х гг. основным с точки зрения формирования доходов бюджетов косвен­ным налогом становится налог на добавленную стоимость, заменив­ший большинство прежних налогов с оборота.

Налого­вые реформы, проведенные в 1980-е гг. во многих европейских странах были направлены на либерализацию методов государственного регулирования экономики и сопровождались снижением ставок подо­ходного и корпоративного налогов. Выпадающие в связи с этим дохо­ды бюджетов компенсировлись за счет расширения налого­вой базы и повышения ставок косвенных налогов, прежде всего НДС (приложение № 7).

Как видно из приложения № 7, только Греция сохранила первоначальную ставку НДС, да и то только потому, что она изначально была установлена на достаточно высоком уровне. Во всех остальных странах первоначальные ставки НДС были повышены, и тем больше, чем ниже была первоначальная ставка.

Соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджетов зависит и от неравномерности экономического развития различных стран.

Все страны можно условно разделить на 4 группы по структуре доходов своих бюджетов. Тенденции изменения структуры доходной части бюджетов при переходе от одной группы к другой выражены очень четко: чем ниже уровень экономического развития страны, тем выше значение косвенных налогов для формирования доходов ее бюд­жета, причем особенно сильно возрастает роль косвенных налогов, взимаемых при внешнеторговых операциях (приложение №8).

Таким образом, соотношение прямых и косвенных налогов в дохо­дах бюджета определяется в первую очередь уровнем экономического развития страны. При отсутствии достаточной налоговой базы по пря­мым налогам страны с низким уровнем экономического развития вы­нуждены формировать доходы бюджета преимущественно за счет кос­венных налогов. Любые попытки изменения соотношения прямых и косвенных на­логов, не соответствующего уровню экономического развития, приведут к резкому увеличению бюджетного де­фицита и обострению социально-экономических проблем.

На основании изложенного можно сделать следующие выводы:

· В системе налогообложения любой страны должны присутствовать и прямые и косвенные налоги.

· Соотношение прямого и косвенного налогообложения для каж­дой конкретной страны прямо связано с уровнем ее экономического развития.

· Роль прямого налогообложения возрастает по мере экономического развития страны.

· Политика стимулирования экономики путем снижения прямых налогов приводит к некоторому усилению роли косвенного налогооб­ложения даже в развитых странах, но с сохранением ведущей роли пря­мого налогообложения.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: