При разработке налоговой системы одним из первых возникает вопрос о роли и соотношении в ней прямых и косвенных налогов. Начиная с середины XVII в. на протяжении двух столетий западные экономисты практически единодушно отдавали предпочтение объединявшимся ими. под названием акцизов косвенным налогам как с фискальной точки зрения, так и с позиций социальной справедливости. В 1666 г. французский экономист Ф. Демэзон писал, что акциз «способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги», а В. Петти (1662 г.) обосновывал преимущества косвенного налогообложения следующими аргументами:
· косвенные налоги в наибольшей степени удовлетворяют принципу справедливости, поскольку каждый уплачивает их сообразно собственному потреблению в значительной мере по собственной воле;
• ограничивая потребление, косвенные налоги располагают к бережливости и способствуют обогащению нации;
• косвенные налоги исключают двойное налогообложение, «поскольку ничто не может быть потреблено более одного раза»;
|
|
· косвенные налоги дают «превосходные сведения о богатстве, росте, промыслах и силе страны в каждый момент».
Однако, недостатками косвенного налогообложения является (приложение № 6):
1) Косвенные налоги не учитывают платежеспособность носителя налога, не соответствуют принципу социальной справедливости в его современном понимании. Являясь пропорциональными по форме, фактически они оказываются регрессивными. Одна и та же сумма налога, уплачиваемая лицами с различными доходами, по-разному сказывается на их благосостоянии. Наиболее ощутимо косвенное налогообложение товаров повседневного спроса для наименее обеспеченных категорий граждан.
2) Ограничение потребления. Расходы одних — это доходы других. Ограничение потребления и снижение объемов производства в долгосрочном периоде приводят к замораживанию рынка, сокращению производственных мощностей, уровня занятости и снижению оплаты труда в соответствующих отраслях. Наиболее ярко данный эффект проявляется при попытках ввести налоги на потребление предметов роскоши. Спрос на них эластичен, и средства потребителей легко переключаются в другие сферы потребления. В то же время предложение на рынке предметов роскоши подобной эластичностью не обладает. Падение спроса приводит к сокращению объемов продаж и снижению рыночных цен, следствием чего является свертывание производства в соответствующих отраслях, увольнение части работников и снижение оплаты труда оставшихся.
3) При развитой системе налогообложения с разными видами налогов двойное налогообложение косвенными налогами не исключается.
|
|
Однако, косвенные налоги как источник формирования бюджетных доходов обладают преимуществами:
· Они имеют широкую налоговую базу, обеспечивающую значительные бюджетные поступления практически в любых экономических условиях.
· Платежи поступают в бюджет достаточно равномерно.
· Формально косвенные налоги нейтральны по отношению к производителям и продавцам. Их влияние на условия финансово-хозяйственной деятельности сказывается через изменение спроса и предложения на потребительском рынке. В связи с этим психологически косвенные налоги воспринимаются легче, чем прямые. Для продавцов снижается заинтересованность в уклонении от налогообложения, а для потребителей сохраняются стимулы к труду и повышению своих доходов.
Налоговая система – это живой организм и на протяжении столетия изменялось и соотношение прямого и косвенного налогообложения в формировании налоговых доходов бюджетов некоторых европейских стран.
Соотношение прямых и косвенных налогов в налоговых доходах бюджетов ряда европейских стран изменилось практически на обратное. Если в конце XIX в. косвенные налоги составляли в них в среднем около 2/э налоговых доходов, то к концу XX столетия их доля сократилась в среднем до 1/3. Таким образом, в развитых странах предпочтение отдавалось развитию рынка, приводящему к укреплению налоговой базы по прямым налогам. При этом существенно изменилась и структура косвенного налогообложения, Резко сократилось фискальное значение таких косвенных налогов, как таможенные пошлины и акцизы, которые перешли в разряд преимущественно регулирующих. Если в конце XIX столетия в промышленно развитых странах удельный вес таможенных пошлин в налоговых доходах бюджетов доходил почти до 50%, то к началу 1990-х гг. он сократился в США до 1,6%, в Великобритании - до 1,2, в Японии — до 5,3, в ФРГ - до 2,5, во Франции - до 7,6%. Удельный вес акцизов в налоговых доходах бюджетов индустриальных стран, еще в 1960-е гг. составлявший около 30%, сократился до 16-18%. Начиная с конца 1960-х гг. основным с точки зрения формирования доходов бюджетов косвенным налогом становится налог на добавленную стоимость, заменивший большинство прежних налогов с оборота.
Налоговые реформы, проведенные в 1980-е гг. во многих европейских странах были направлены на либерализацию методов государственного регулирования экономики и сопровождались снижением ставок подоходного и корпоративного налогов. Выпадающие в связи с этим доходы бюджетов компенсировлись за счет расширения налоговой базы и повышения ставок косвенных налогов, прежде всего НДС (приложение № 7).
Как видно из приложения № 7, только Греция сохранила первоначальную ставку НДС, да и то только потому, что она изначально была установлена на достаточно высоком уровне. Во всех остальных странах первоначальные ставки НДС были повышены, и тем больше, чем ниже была первоначальная ставка.
Соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджетов зависит и от неравномерности экономического развития различных стран.
Все страны можно условно разделить на 4 группы по структуре доходов своих бюджетов. Тенденции изменения структуры доходной части бюджетов при переходе от одной группы к другой выражены очень четко: чем ниже уровень экономического развития страны, тем выше значение косвенных налогов для формирования доходов ее бюджета, причем особенно сильно возрастает роль косвенных налогов, взимаемых при внешнеторговых операциях (приложение №8).
Таким образом, соотношение прямых и косвенных налогов в доходах бюджета определяется в первую очередь уровнем экономического развития страны. При отсутствии достаточной налоговой базы по прямым налогам страны с низким уровнем экономического развития вынуждены формировать доходы бюджета преимущественно за счет косвенных налогов. Любые попытки изменения соотношения прямых и косвенных налогов, не соответствующего уровню экономического развития, приведут к резкому увеличению бюджетного дефицита и обострению социально-экономических проблем.
|
|
На основании изложенного можно сделать следующие выводы:
· В системе налогообложения любой страны должны присутствовать и прямые и косвенные налоги.
· Соотношение прямого и косвенного налогообложения для каждой конкретной страны прямо связано с уровнем ее экономического развития.
· Роль прямого налогообложения возрастает по мере экономического развития страны.
· Политика стимулирования экономики путем снижения прямых налогов приводит к некоторому усилению роли косвенного налогообложения даже в развитых странах, но с сохранением ведущей роли прямого налогообложения.