Теневая экономика и налогообложение

 

Способы уклонения от налогов

 

Теневой бизнес в основной своей части предусматривает прежде всего уклонение от налогов, таможенных пошлин и других видов платежей государству. Как показывает практика, наиболее образцовым является уклонение от налогов, этот процесс является более частным и лучше всего подходит для определения теневой экономики. Уклонения от других видов платежей происходят по схожему механизму, но гораздо реже встречаются в практике, либо чаще, но в определенной сфере. Уклонение от налогов же является повсеместным.

Перейдем к способам уклонения от уплаты налогов.

Основные способы уклонения от уплаты налогов, не зависящие от вида налога:

· Сокрытие объектов налогообложения:

искажение или не отражение финансово-хозяйственных операций в бухгалтерском учете

ведение финансово-хозяйственной деятельности без необходимой регистрации, постановки на учет в Государственной налоговой инспекции или лицензии, также при использовании поддельных документов и несуществующих организаций

ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений

уничтожение бухгалтерских документов после проведения операции

· Занижение объектов налогообложения:

перенос части денежных средств на ненадлежащие бухгалтерские счета

создание фиктивных излишков продукции за счет увеличения убытков, необоснованного списания готовой продукции

преднамеренное внесение в бухгалтерские документы искаженных данных

· Сокрытие средств от уплаты налогов при наличии недоимки по налогам или с целью неуплаты текущих налогов:

перечисление выручки на счета зависимых компаний, без обязательств по выплате соответствующих налоги

отпуск товаров без предоплаты, в том числе на реализацию, с заведомым отсутствием возврата дохода

создание искусственной дебиторской задолженности

· Неправомерное использование льгот:

включение в штат персонала неработающих пенсионеров и инвалидов

введение основного вида производства под видом льготного

К способам уклонения от уплаты налогов в зависимости от вида налога относят:

1. Уклонение от уплаты акцизов

2. Уклонение от уплаты подоходного налога

3. Занижение налога на прибыль

4. Уклонение от уплаты и занижение НДС

Также возможно уклонение от уплаты других видов налогов, в зависимости от деятельности организации.

Текущая экономическая ситуация в нашей стране такова, что большая часть компаний, независимо от их отраслевого назначения, объемов выпускаемой продукции и сферы деятельности, преднамеренно идет на уклонение от уплаты налогов. Это связано как и со злым умыслом, так и с размером налоговых ставок, которые вынуждают предпринимателей укрывать часть доходов для продолжения функционирования бизнеса. Например, увеличение отчислений в пенсионный фонд, фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования до 34% может вынудить предпринимателей не оформлять официально работников предприятий для сохранения доходов.

Серьезной проблемой это увеличение станет и для малого бизнеса, ведущего бухгалтерский учет по упрощенной системе. Для них доля выплат возрастает практически в два раза (с 14% до 26%), что неминуемо приведет к сокрытию доходов и "затенения" малого бизнеса, который и без того находится в плачевном состоянии.

Проблемы коррупции

 

Коррупция уже давно отмечается как основной фактор развития теневой экономики. В последнее время особое внимание к этой проблеме вызвано ее выходом за национальные рамки в связи с глобализацией.

Именно глобализация, а также отмена большинства барьеров для контроля над сделками на международной арене, в частности валютного контроля, привели к увеличению случаев уклонения от налогов. Несмотря на большую взаимосвязь с налоговыми преступлениями, коррупция выделена в отдельный блок, способствующий и развивающий теневую экономику, а непосредственно налоговыми злоупотреблениями в тенденции глобализации считаются "налоговый рай" и преференциальные налоговые режимы.

Для анализа коррупции в первую очередь необходимо дать ей определение. Коррупция - это злоупотребление государственной властью или положением в целях личной наживы. Также коррупция включает в себя незаконные сделки при контактах частного бизнеса и административного аппарата государства:

1. выдача лицензии (разрешения) на открытие своего дела

2. приеме и продвижении по государственной службе

3. принятие решений о выделении земли

4. принятие решений о льготных налоговых условиях, о государственных инвестиционных контрактах и заказах

5. доступ к предоставляемым государством товарам и услугам

Существует два объяснения взаимозависимости между теневой экономикой и коррупцией:

1. Теневая экономика представляет собой попытку уйти от коррупции - предприниматель укрывает бизнес, чтобы не платить взяток чиновникам

2. Коррупция является причиной роста объемов теневой экономики

Однозначным является факт того, что коррупция является отрицательным последствием глобализации.

Об этом свидетельствует взаимосвязь между ростом международных инвестиций и взяточничеством. Рост международной коррупции напрямую связан с ТНК, увеличением масштабов нелегальной иммиграции, международной торговле оружием и другими видам незаконной теневой экономики.

Тем не менее руководства государств раньше считали взятками только внутренние прямые платежи чиновникам, а на международной арене это понятие не использовалось для поддержание соответствующего статуса. Взятки называли компенсациями, представительскими расходами, платами за консультацию и др. В законодательствах многих стран было прописано, что данные элементы можно было считать издержками при данной уровне конкуренции и данной отрасли международной торговли.

Только с середины 90-х годов коррупция была включена в число первоочередных задач для решения. Первым шагом были рекомендации странам принять необходимые меры для обнаружения, пересечения и борьбы с иностранными государственными служащими, цель которых получение иностранных государственных заказов. В результате разработанных поправок к налоговым законодательствам, запрещающим трактовать взятки зарубежным компаниям как расходы, большая часть стран международной арены внесла соответствующие поправки в свои налоговые законодательства. Эти исправления приравнивают взятки к уголовным преступлениям, независимо от того, даются они иностранным государственным служащим или нет. Но сам факт существования двойного трактования взяток в зависимости от места их назначения говорит о размытости границ теневой и легальной экономики. Кроме того это лишний раз подтверждает роль иностранных инвестиций в качестве фактора роста коррупции.

Глобализация усложнила налоговым органам процесс сбора налога как в документальном плане, так и непосредственно, поскольку сотрудник налоговой не может отлавливать неплательщика по всему миру и использовать современные электронные средства для отслеживания проведенных операций.

Проблемы оффшоров

 

Новый экономический феномен, играющий решающую роль при уклонении от налогов корпорациями - налоговый рай или оффшор. Рост числа преференциальных налоговых режимов вызван не столько желанием привлечь иностранный капитал для развития экономики страны, сколько целью наживаться.

Основные критерии идентификации оффшоров:

1. Непрозрачность и закрытость информации как налоговой, так и финансово-юридической

2. Слишком высокая доля финансового сектора в экономике страны

3. Низкое или нулевое налогообложение как минимум нескольких типов доходов

Если еще недавно под оффшорами подразумевались небольшие островные страны, особенно в районе Карибского бассейна, то сейчас это уже крупные государства со вполне сильной экономикой, и их число постоянно растет. Большинство специалистов указывают на прямую связь между оффшорами и коррупцией, теневой экономикой.

Оффшор считается опасным и недозволенным проектом, по причине подрыва налоговых баз других стран, ухудшении инвестиционной политики и затруднении деятельности налоговых органов в целом.

Также к отрицательным последствиям существования оффшоров относится создание новых путей для минимизации выплачиваемых налогов и укрывания финансовых активов путем их перемещения. Данные перемещения производят крупные изменения в налоговых базах разных государств, подчас вредоносные для экономик государств. Налоговое бремя перемещается с мобильных объектов налогообложения на немобильные (труд, недвижимость), с доходов - на расходы. Государственные налоговые системы нарушают стабильность мировой финансовой системы, оказываясь под воздействием неоднозначности факторов, так как оффшоры влияют на налоговые системы разных стран по-разному.

Оффшор поощряет уклонение от налоговых платежей, поэтому его дальнейшее развитие и разрастание может в будущем подорвать систему налогообложения и социального страхования, ускорить рост бюджетного дефицита, снизить налоговые поступления в казну, увеличивать налоговые ставки, и как следствие, увеличивать количество компаний, которые будут укрывать свои доходы. В результате может оказаться ошибочным направление политики страны, поскольку она получает неверные сведения (данные о безработице, рынке труда и занятости, доходах и потреблении). Также роль "налогового рая" проявляется и в таких формах, как регистрация фиктивных прибылей, отмывание криминальных доходов, сокрытие банковских счетов налогоплательщиков от проверки налоговых органов.

За последние несколько лет рядом стран были приняты соглашения об обоюдной помощи по борьбе с преступлениями в области налогов и теневым сектором экономики. В число возможных мер включен обмен информацией и уничтожение барьеров по обмену ей для поддержания совместной работы налоговых органов разных стран.

Основная причина, давшая стимул международному сообществу для борьбы с оффшорами и налоговой преступностью, это выбор - либо война с альтернативной налоговой системой со всеми возможными последствиями, либо вырабатывание нового законодательства для ужесточения текущей ситуации. И поскольку налоговая война может оказаться для мира разрушительней минувшего финансового кризиса, выбор стал очевиден.



Отражение в СНС

 

Необходимость объективной оценки и характеристики экономики предполагает полное отражение всех аспектов, связанных с экономикой в хронологическом порядке их возникновения: как в текущих, показывающих изменение в процессах производства, распределения и использования доходов, так и в счетах, показывающих изменение экономических активов, а также в счетах товаров и услуг. Взаимосвязь показателей теневой экономики во всех счетах поможет обеспечить двустороннее отслеживание в движении денежных средств: уменьшение поступлений в нелегальной области и увеличение в законной и наоборот.

Огромный объем неучтенной теневой экономики мешает четко определить ряд макроэкономических показателей, таких как валовой внутренний продукт. Показатели ВВП неправильно отражаются следующим образом:

1. Официальные темпы роста ВВП занижаются при ускорении ростов теневой экономики (характерно при переходе страны к рыночной системе)

2. Структура ВВП искажается за счет неправильного отражения пропорций государственного и теневого производства, а также потребления товаров и услуг.

3. Размеры ВВП сокращаются по причине того, что большая часть потребляемых товаров является продуктом теневой экономики

Объем теневой деятельности по производству товаров и услуг в СНС должен анализироваться и после оценки добавляться к стоимости выпуска, рассчитанного на основе данных статистического учета. Подобным образом должны корректироваться и другие показатели СНС: валовая добавленная стоимость, оплата труда наемных работников, ВВП, промежуточное потребление, прибыль, конечное использование товаров и услуг, смешанные доходы.

теневая экономика оффшор коррупция

Одним из видов теневой экономики является получение скрытого дохода за счет наличия разницы в ценах на товары и услуги, являющимся различными доплаты свыше отпускной цены, которые могут выступать в виде чаевых и т.п. Они интерпретируются в СНС как составная часть конечной стоимости товара и добавляются к конечной стоимости выпуска, ВВП, оплаты труда наемных работников. Это делает возможным сбалансировать стоимость произведенных товаров и величину полученных и использованных доходов.

Намеренное снижение величины заработной платы персонала для уменьшения величины выплачиваемого налога на заработную плату и отчислений в государственные фонды пенсионного страхования и социального страхования не влияет на общий размер ВВП, но сказывается на его компонентах. Это становится возможным благодаря оплате труда наличными средствами или выпускаемым продуктом без соответствующего отражения операций в бухгалтерском учете. При возникновении подобных ситуаций следует увеличить размер оплаты труда наемных работников, сальдо первичных доходов и уменьшить прибыль предприятий, идущих на такие операции. Использование данного вида дохода домашними хозяйствами уже учтено, поэтому не нуждается в корректировке.

Согласно основным положениям СНС в границы объемов производства не включается и не отражается в ВВП непроизводственная деятельность, отражающая перераспределение активов, полученных как законным, так и незаконным путем. Данные вид деятельности не влияет на размер ВВП, но оказывает влияние на формирование активов отраслей экономики, и поэтому обязана отражаться в СНС.

Большое распространение в нашей стране получила утечка капитала за рубеж, например незаконные переводы активов на счета банков других стран. Эта система представляет собой перераспределение активов организаций и по своей сути не влияет на размер ВВП. Но в ряде случаев эти переводы связаны с вывозом товаров за рубеж, что уже оказывает непосредственное влияние на объем валового внутреннего продукта. По этой причине необходим полный и постоянный анализ всех операций, связанных с переводом капитала за рубеж.

Полное соответствие системе национальных счетов предполагает комплексный анализ всех видов операций на всех этапах отслеживания:

1. при создании базы статистических показателей, характеризующих исследуемое явление

2. определение программы наблюдения, отработка механизмов и форм исследования

3. создание информационной базы, связанной с исследуемым явлением

4. создание системы оценок по отдельным операциям и теневой экономики в совокупности

Комплексный подход при изучении теневой экономики ввиду ее проникновения во все отрасли жизни граждан предполагает использование показателей всех аспектов экономической статистики:

1. промышленности

2. сельского хозяйства,

3. финансов

4. транспорта

И социальной статистики:

1. бюджетов домашних хозяйств,

2. правонарушений

3. балансов организаций



Заключение

 

Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели чем положительным, поэтому основная задача государства - приложить все силы по ее устранению и высветлению.

Система мер по борьбе и теневой экономикой и антикриминализации должна иметь несколько направлений:

1. Меры социально-экономического характера.

Они должны быть направлены на кардинальные перемены в сфере социально-экономических отношений:

1. Уменьшение различий в размерах денежных доходов разных групп населения

2. Снижение темпов развития безработицы и ее уровня соответственно

3. Подъем национального производства и сельского хозяйства, строительства жилых зданий и производственных территорий

4. Развитие отраслей и секторов народного хозяйства

5. Увеличение престижа честного труда на государственной основе

Также основным направлением должно стать пересмотр и изменение системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей системы налогообложения.

2. Введение постоянной экспертизы принимаемых законов и подзаконных актов в экономической сфере для препятствования коррумпированности административного аппарата государства.

Необходимо изменение большинства законодательных актов Российской Федерации связанных с аспектами по борьбе с организованной преступностью и отмыванием доходов, полученных преступным путем, о происхождении собственности и системе приватизации, о монополистическом сговоре и системе антимонопольной службы, о переводе капитала за рубеж и оффшорах; о преднамеренной неуплате кредитов и многих других нарушений в сфере финансово-кредитных отношений.

3. Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон "О полиции", который должен реструктурировать систему правоохранительных органов в лучшую сторону. Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых и таможенных органов, уничтожению коррупции в этих сферах. Необходимо провести также децентрализацию судебной системы, исключив тем самым количество решений, принимаемых "сверху".

Защита прав акционеров и дольщиков на предприятиях также является немаловажной задачей государства, способствующей пресечению незаконной приватизации предприятий.

Только применение всех мер в едином, комплексном блоке сможет ослабить влияние теневой экономики на экономику России в целом и создать условия для будущего экономического роста, а значит и улучшения жизни граждан.



Список использованной литературы

 

1. Ведяпин В.И. "Общая экономическая теория", Москва, 1999

2. Багданов И.Я. "Экономическая безопасность России: теория и практика", Москва, 2001

3. Гукасьян Г.М. "Экономическая теория: проблемы новой экономики", Москва, 2002.

4. Фиглин Л.С. "Теневая занятость", Москва, 2002

5. Тимофеев Л.М. "Теневая Россия: экономико-социальное исследование", Москва, 2000

6. Глинкина С.К., Клейнер Г.М. "Высветление экономики и укрепление национальной безопасности России", Москва, 2003

7. Красавина Л.О., Валенцева Н.А., "Научные подходы к оценке масштабов теневой экономики", Москва, 2005

8. Камаев В.Д., "Учебник по основам экономической теории.", Москва, 1996

9. Ореховский П. "Статистические показатели и теневая экономика", Москва, 2003

10. Бунич А.П., Гуров А. И, “Теневая экономика”, Москва, 1998.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: