Коммуникационная политика – совокупность стратегических, долгосрочных установок фирмы в сфере осуществления ею коммуникаций в рамках ее маркетинговой политики.
Основными элементами, составляющими коммуникационную политику, является реклама, стимулирование сбыта, личные продажи, PR, ярмарки, выставки.
Реклама — это оплаченная, неперсонализированная коммуникация, осуществляемая идентифицированным спонсором и использующая средства массовой информации с целью склонить (к чему-то) или повлиять (как-то) на аудиторию.
1. Выявление рекламируемых товаров и услуг предприятия и конкурентов, территории воздействия рекламы, интенсивности воздействия, соответствие законодательству.
Рекламируемые товары рассматриваемого предприятия:
ü Бульонные кубики
ü Приправы
ü Супы для варки
ü Супы и пюре быстрого приготовления
ü Соусы горячего приготовления
ü Соусы для приготовления вторых блюд
ü Макаронные изделия
Рекламируемые товары «Нестле» (ТМ «Магги»):
|
|
ü Бульонные кубики
ü Бульоны быстрого приготовления
ü Приправы
ü Картофельное пюре быстрого приготовления
Рекламируемые товары Юнилевер (ТМ «Кнорр»):
ü Бульонные кубики
ü Супы быстрого приготовления
ü Приправы
ü Бульоны быстрого приготовления
Сила воздействия рекламы у всех трех предприятий очень высокая, т.к. для данных товаров в основном используется реклама на телевидение. Телевидение сфокусировало в себе абсолютное большинство преимуществ всех видов рекламы. Оно охватывает самую большую аудиторию слушателей.
Также используется реклама в журналах, которая обладает рядом преимуществ: журналы адресованы очень строго определенным группам читателей; никакой другой вид рекламы (за исключением почтовой) не может столь эффективно донести информацию до определенных категорий населения, отобранных по демографическим, профессиональным или каким-либо иным признакам.
Все виды рекламы, применяемой данным предприятиями, соответствуют законодательству (Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ с последующими изменениями).
2. Определение рекламных средств предприятия и конкурентов, оценка эффективности рекламы с точки зрения психологии ее восприятия потребителями (информативности, наглядности, конкретности, оригинальности, сочетание цвета, музыки, шрифта, товарного знака, иллюстраций и т.д.)
Данным предприятием и его конкурентами применяются следующие виды рекламы:
o зрительно-слуховые – средства рекламы, воздействующие одновременно на органы слуха и зрения (телереклама);
o печатные (плакаты, афиши, каталоги, объявления и статьи в газетах и журналах, упаковочные материалы и др.);
|
|
o зрительно-вкусовые (дегустация продовольственных товаров);
o индивидуальные (вкладыши в газете, некоторые виды каталогов, брошюр и т.д.).
В ходе проведенного опроса о телевизионной рекламы продукции компаний «Нестле» (ТМ «Магги»), Юнилевер (ТМ «Кнорр») и «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») были получены следующие результаты: реклама несет в себе достаточную информативность, которая помогает понять качество и вкус продукта. Сочетание цветов и музыки в рекламном ролике приятное. В сюжете многих роликов показываются счастливые семьи и их дома, что благоприятно воздействует на потребителей. Музыка ненавязчивая, приятная.
3. Исследование процесса создания рекламы предприятием и конкурентами
Реклама в данных предприятиях передается на аутсорсинг рекламному агентству.
Кампания и исследования. Рекламное агентство анализирует анализ местный рынок, обозначает целевые группы потребителей по этому типу товаров или услуг, прорабатывает первоначальные эскизы будущей рекламы (зарисовки плакатов, витрин, сценарий ТВ-ролика и т.д.), планирует бюджет.
План. Создается план, в котором отражено количество выходов в эфир по радио, на телевидении, или объявлений в прессе, или рекламных плакатов.
Презентация. После этого рекламное агентство проводит презентацию, которая представляет собой предварительную рекламную кампанию. На ее основе выявляются сильные и слабые стороны рекламы, мнение клиента на счет работы, а так же, если нужно, исправляются ошибки и вносятся корректировки покупателей (клиентов).
Производство. Далее идет само производство рекламы (в данном случае рекламного ролика). Перед тем, как снять рекламный ролик, его показывают клиенту. Суть коммерческой передачи может передать клиенту:
- суммарный рассказ, который представляет собой набор рисунков, дающих представление о том, что за чем будет следовать в коммерческой передаче;
- мультипликация, которая представляет собой основной карикатурный вариант;
- сценарий, который вероятно покажет все возможности камеры, то есть игровые эффекты подобные ECU (наезд камеры); LS (съемки издалека); SFX (звуковые эффекты); VO (голос за кадром); MOOZ (сигнал перемотки) и другие.
Как только окончательно договариваются по коммерческому ролику и подбирают состав – все готово для съемок. Идет процесс отснятия материала и сюжетов. Коммерческие сюжеты могут быть отсняты в какой-то другой студии. Многие студии пользуются этим, чтобы улучшить свой бюджет путем:
- вычислений, сколько эта работа будет стоить;
- добавив 30%;
- включив свою собственную прибыль;
- удвоив полученный результат.
Агентство, уже взяв за основу эту цифру, еще дополнительно добавит 40% перед тем, как сообщить ее клиенту. После этого идет монтаж полученного материала и сюжетов.
Выпуск. Наконец коммерческая программа готова. Она была отснята, отредактирована, добавлены все специальные эффекты. Заказчику был показан результат. Все что осталось – это дать программе начать работать.[6]
4. Расчет экономической эффективности рекламы
1) Расчет эффективности рекламы
Эффективность рекламы можно рассчитать несколькими способами. В данной работе эффективность рекламы будет рассчитана следующим образом.
Таблица 6. Расчет эффективности рекламы
Предприятие | Расходы на рекламу, млн. руб. [8] | Доля информационного воздействия, % | Доля рынка, % | Эффективность рекламы, % |
«Нестле» (ТМ «Магги») | 960 | 35,6 | 37,1 | 104,2 |
Юнилевер (ТМ «Кнорр») | 653 | 33,3 | 30,4 | 91,3 |
«Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») | 790 | 31,1 | 32,5 | 104,5 |
Для рассматриваемой компании «Юроп Фудс» (ТМ «Галлина Бланка») можно сделать вывод о том, что реклама является эффективной (104,5%).
|
|
Эффективность рекламы также можно рассчитать по следующей формуле:
где Э – экономическая эффективность рекламы; Т1 – товарооборот в рекламный и послерекламный период (31350 млн. руб.); Т – товарооборот в дорекламный период (18570 млн. руб.); Н – торговая наценка (38%); Р – расходы на рекламу (170 млн. руб.). [7]
Рекомендации по совершенствованию собственной коммуникационной политики предприятия, ее рекламной деятельности.
1. Рекомендации будут для продукта «Мясной суп с вермишелью» Gallina Blanca.
2. Проблема продвижения товара состоит в том, что потребители считают в в супе содержится много концентратов и он не полезен для здоровья.
3. В данном случае нужно рекламировать сам товар и потребность в нем, потому что данная компания давно зарекомендовала себя на данном рынке.
4. Мотивы, используемые в рекламном обращении:
ü Физиологические мотивы (утоление голода);
ü Мотив здоровья (супы не несут никакого вреда здоровью);
ü Мотив удобств и дополнительных преимуществ (сокращение времени на приготовление пищи);
ü Семейные традиции (суп, какой готовила наша бабушка);
ü Мотив свободы;
ü Мотив открытия;
ü Мотив любви;
ü Мотив радости.
5. Выбраны следующие средства размещения рекламы: телереклама, размещение в журнале, баннер.
6. Разработка пилотажных изображений для каждого средства размещения рекламы.
a) Баннер
На баннере справа изображена счастливая семья (4 человека – родители и двое детей 7-12 лет) за обеденным столом. Справа написан слоган «Вкусный суп за 10 минут!». Ниже изображение «Мясного супа Gallina Blanca» и фирменная символика предприятия. В основу данной рекламы положен мотив удобств и дополнительных преимуществ. Рисунок баннера представлен в Приложении 1.
b) Статья в журнале
Статья будет содержать в себе следующие мотивы: мотив здоровья, семейные традиции. Название статьи – «Суп, каков он на самом деле». Текст статьи будет дополнен рецептами, фотографиями. В конце статьи будет фирменный знак Gallina Blanca, контактная информация (название компании, сайт, телефон). Текст статьи представлен в Приложении 2.
|
|
c) Телевизионная реклама
Действие происходит на кухне. Женщина 35 лет приходит домой. Говорит следующую фразу: «Дома нечего есть, а скоро муж вернется с работы и дети придут со школы! Что делать? Я знаю, у меня же есть Gallina Blanca Мясной суп с вермишелью!». Через 10 минут суп готов, приходит семья, садится за стол. Все пробуют суп. Муж говорит: «Ммм, как вкусно!». Дети (радостно): «Прямо как готовит наша бабушка!». Жена: «Потому что приготовлено с любовью!». Картинка сменяется, на экране фирменный знак Gallina Blanca. Голос за кадром: «Gallina Blanca – к вам с любовью!».
Музыкальное сопровождение. Музыка приятная, веселая, не давящая на слух.
7. Данные средства размещения рекламы были показаны представителям данного сегмента товарного рынка (женщины и мужчины 25-50 лет, работающие, с детьми (возраст до 12 лет)). Было опрошено 20 человек, из них баннер одобрили 15 человек, статью в журнале 14 человек и телерекламу17 человек. Исходя из полученных результатов было принято решение о тиражировании рекламы.
8. Разработка плана-графика рекламы.
Данная кампания рассчитана на 2 месяца для товара «Мясной суп с вермишелью Gallina Blanca». Разработанный план-график представлен на рисунке.
Рисунок 6. План-график выхода рекламы
Продвижение
Мероприятия рекламной кампании
Мясной суп |
1 2 3 4 5 6 7 8
Недели
Статья в журнале Телереклама Баннер
9. Расчет бюджета рекламы
Расчет бюджета рекламного ролика
Стоимость показа для зрителей региона (Поволжский регион)1 ролика на ведущих каналах составляет 50 тыс. руб.; стоимость производства рекламного ролика составляет 2000 тыс. руб. Обновлять ролик необходимо 3 раза в год.
Тогда бюджет телерекламы (20 роликов в месяц), ориентированный на данный регион составит 7000 тыс. в месяц (50 тыс. умножаем на 20 плюс 2000 тыс. умножаем на 3). В год 84 млн. руб.[9]
Расчет бюджета наружной рекламы (баннер) для Поволжья
Стоимость баннера 6 на 3 метра составляет около 30 тыс. в месяц. Будет размещено примерно по 5 щитов в 12 городах Поволжья. Бюджет наружной рекламы будет равен 1800 тыс. руб. в месяц. В год 21,6 млн. руб.(40000*5*15=3000 тыс. руб.).[11]
Расчет бюджета статьи в журнале
Стоимость размещения статьи в журнале составляет примерно 50 тыс. руб. статья будет размещена в 4 журналах. В месяц расходы составят 200 тыс. руб., в год 2,4 млн. руб.[5]
Таблица 7. Бюджет рекламы
Средство размещения рекламы | Стоимость размещения рекламы, тыс. руб. | |
в месяц | в год | |
Телевизионная реклама | 7000 | 84000 |
Наружная реклама (баннер) | 1800 | 21600 |
Статья в журнале | 200 | 2400 |
Итого | 9000 | 108000 |
Таким образом, бюджет рекламы в год составит 108 млн. руб.