Пищевая промышленность

 Высокоразвитая пищевая промышленность Украины опирается на мощную сырьевую базу, создаваемую значительным АПК страны, и включает в себя такие отрасли как сахарную промышленность, маслодельную, мясную, винодельческую, консервную и др. Крупнейшие предприятия размещены в Черкасской, Черниговской, Винницкой, Хмельницкой и других областях.

Природные условия способствуют активному развитию пищевой промышленности, однако помимо природного существуют и другие факторы, оказывающие весьма существенное (зачастую негативное) влияние на уровень производства продукции данной отрасли. Речь идет прежде всего о частичной потере внешних рынков сбыта продукции после распада СССР и низкой покупательной способности населения.

В качестве примера можно рассмотреть современную сахарную промышленность, которая всегда играла важную роль в хозяйстве страны. Сейчас же ее характеризует довольно сложная ситуация. В настоящее время в республике действуют около 200 сахаро-песочных и сахаро-рафинадных заводов, многие из которых работают более 100 лет. Но т. к. фермеры поставляют все меньше сахарной свеклы, заводы пускают на 10-15 дней, а не 1-1,5 месяца, как ранее. Последние два года эту проблему власти пытаются решить путем поставки и использования импортного тростникового сырца (около 2 тыс. т). Специалисты же считают подобные траты неоправданными, т. к. для эффективного функционирования отрасли достаточно оставить около 80 сахарных заводов. Но остальные придется закрыть, а это грозит социальными проблемами: в этой отрасли занято свыше 1 млн. 200 тыс. человек, и столь резкое сокращение приведет к тому, что сотни жителей страны потеряют работу.

Легкая промышленность.

Легкая промышленность получила свое развитие по принципу максимального приближения производства к районам потребления, сырьевым базам и центрам трудовых ресурсов.

 В Украине эта отрасль представлена предприятиями по выпуску льняных, шерстяных и хлопчатобумажных тканей (Донбасс). Трикотажное и обувное производство, швейная промышленность развиты в Киеве, Черкассах, Житомире, Черновцах, Львове, Чернигове, Тернополе. Учитывая то, что легкая промышленность – одна из приоритетных отраслей, имеющая быстрый оборот капитала, власти Украины уделяют большое внимание ее развитию. После существенного спада в 90-ые годы (на 2/3) несколько замедлились темпы снижения производства товаров народного потребления.

Лесное хозяйство и лесная промышленность.

   Потребности Украины в древесине удовлетворяются менее чем на 30% [2;154-155], и теперь страна вынуждена импортировать лес. Но так было не всегда. В 1890-х годах 18% территории Украины было покрыто лесами. Однако уничтожение лесов в течение двух мировых войн, неограниченная эксплуатация в царское время и при Габсбургах, а особенно при советском режиме, привели к сокращению лесопокрытой площади до 13% в начале 1990-х годов. В 1957 были приняты законодательные меры по регулированию лесозаготовок и лесовосстановлению, но они не выполнялись.

   В лесопромышленном комплексе можно выделить лесозаготовительные предприятия, расположенные в основном в Карпатах и Полесье, деревообработку и целлюлозно-бумажную промышленность. Украина располагает развитой лесообрабатывающей промышленностью, предприятия которой есть во всех областях республики, но  особенно выделяются Карпаты.  Целлюлозно-бумажные фабрики имеются на севере и северо-западе - в Рахове (Закарпатская область) и в Обухове (Киевская область), а также в Херсоне, Измаиле и других городах. Несколько заводов и фабрик заняты обработкой древесины и производством мебели. Действуют и выпускают продукцию предприятия лесохимической отрасли (в Ивано-Франковской, Запорожской, Житомирской областях, Закарпатье).

   Несмотря на некоторый спад производства (так например в 1991г. было произведено 8 млн. кубометров лесоматериалов и 353 тыс. т бумаги, а в 1997г. – 5 млн. и 88 тыс. соответственно), по некоторым видам продукции (фанера, целлюлоза) наметился определенный рост объемов выпуска. Проводится реконструкция Днепровской бумажной фабрики, Жидаческого целлюлозно-бумажного комбината некоторых других объектов, а также строятся четыре завода древесных плит.

Производство строительных материалов.

Отрасль работает на местном сырье (доломиты, песок, глины, мергель, известняки) и удовлетворяет спрос на внутреннем рынке. В Коменце-Подольском, Кривом Роге, Днепродзержинске, Николаеве, Амвросиевке, Енакиеве, Краматорске производят цемент; во всех крупных городах выпускаются железобетонные конструкции. Керамические плиты и трубы производят предприятия в Краматорске и Славянске, оконное стекло – в Киеве, Львове, Запорожье, Херсоне, а также в Константиновке и Лисичанске (Донбасс). В Крыму и Одесской области добывается мрамор. Важным строительным материалом является гранит, запасы которого имеются в Житомирской, Киевской, Черкасской областях и Крыму. Всего в Украине производят около 400 наименований продукции данной отрасли. Помимо естественного сырья в производстве строительных материалов используется также много материалов, поставляемых для этой отрасли химической промышленностью (краски, пластмассы, клеи, смолы, ткани).

Транспорт.

 Развитая сеть наземных и водных путей сообщения образует крупную транспортную систему. По густоте железнодорожной сети страна занимает первое место в СНГ, по протяженности дорог - уступает только России. Эксплутационная длина железнодорожных путей Украины – около 22,7 тыс. км. Удельный вес грузов, отправляемых железной дорогой, составляет почти половину общего объема грузовых перевозок. 

  Имеется 247,3 тыс. км автодорог, в том числе 82% с твердым покрытием. Необходимо также упомянуть морской транспорт Украины, который обеспечивает торговые связи со многими государствами мира, хотя, начиная с 90-ых годов, морские перевозки заметно сократились. Через украинские порты вывозятся уголь, сода, руда, хлеб, строительные материалы. Ввозятся лес, нефть, химическое сырье, продукция тропического земледелия. Хорошо развит речной (по Днепру) транспорт (длина судоходных путей 2,3 тыс. км).

  Важным источником дохода является перекачка российской нефти и газа в центральную и западную Европу по транзитным трубопроводам, длина которых на 2002г. превысила 40 тыс. км.

 Авиационный транспорт осуществляет перевозки пассажиров на международных линиях во многие страны мира. Среди прочих, действуют новые авиакомпании («Международные украинские авиалинии», «Киевавиа», «Аэросвит» и др.).

  В Киеве, Харькове и Днепропетровске имеется метрополитен.




double arrow
Сейчас читают про: