Искусство иконоборческого периода

А это монетки с изображением как раз двух императоров-иконоборцев, императора Льва Исавра и его сына Константина Копронима. Именно они начали этот период, который вошел в историю под названием иконоборческого.

В этот период мы имеем памятники иконоборческого искусства. Иконоборцы не совсем отказывались от искусства, наоборот, они свое искусство утверждали. Например, они утверждали, что не нужно изображения Христа, потому что мы тем самым нарушаем заповеди, разделяем человечность Христа, отделяем ее от божественности, а вот крест – это тот универсальный символ, который содержит в себе все учение об искупительной жертве. И вот в Константинополе, в церкви святой Ирины сохранился этот крест в апсиде.

Или, например, в Каппадокии, откуда, я говорила, произошли теоретические лидеры иконоборчества, мы видим вот такие интересные изображения Христа, таких символических полуабстрактных деревьев. Т.е. иконоборцы не совсем отказывались от искусства, но они предпочитали искусство символическое, орнаментальное и т.д.

Хотя до нас дошло интересное высказывание защитников иконописания, немножко ироничное, по поводу Константина Копронима, который повелел расписать одну церковь всякими орнаментами и изображением райского сада, и на одной из стен поместил изображение своего любимого возничего, потому что он был заядлым игроком на ипподроме. Что, конечно, возмутило православный народ, и они шутили, что он «превратил церковь в огород и птичник», потому что вот эти символические райские сады и птицы на ветвях, которые тоже восходили, конечно, к катакомбному периоду, вызвали такую вот иронию.

Но куда делись многочисленные великолепные мозаичисты, которые остались без работы? Как ни странно, они нашли работу в сопредельном мусульманском государстве. Вот мечеть Омейядов в Дамаске украшена мозаиками греков. Греки, византийцы нашли работу у мусульман. Хотя считается, что мусульмане против изображений. Да, они против изображений человека, а уж тем более Аллаха, восходя к еще ветхозаветному запрету, но они совсем не были против искусства. И многочисленные константинопольские мастера были ими приглашаемы, чтобы украшать их мечети, как раз, как сказали бы византийцы, жители Константинополя, устраивать «огород и птичник». Потому что, действительно, образ рая, образ города, образ древа жизни и т.д. – вот это все встречается в греческих мозаиках, которыми украшены мечети в Дамаске.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: