Египет, Рим, Салоники

Все эти иконы были из монастыря святой Екатерины на Синае. Но мы видим в других местах то же самое. Например, коптская икона VI-VII вв., иногда ее датируют даже V в., потому что коптское монашество наиболее раннее, оно развивалось уже с IV-V вв., т.е. точной датировки этой иконы нет. Но мы видим здесь Христа и святого Мину. Святой Мина тоже был епископом, мучеником, и здесь вот такой жест, который потом уйдет, когда Христос обнимает Мину за плечо. Иногда эту икону называют «Христос и его друг». Т.е. святой – это друг Божий, святой – это тот, кто последовал за Христом. «Не называю вас рабами, называю вас друзьями». Вот этот дружеский жест Христа здесь, конечно, должен показать, что Мина – это тот, кто верно прожил и умер за Христа. Вот это прежде всего в первых иконах нужно было показать.

Хотя развивается и царский тип Христа, и царский тип Богородицы, как видно в этой иконе Богоматери из церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, которая датируется VII в. Но все это еще доиконоборческая эпоха. Здесь тоже Божья Матерь представлена в окружении ангелов, в таком царственном величии.

Замечательные мозаики сохранили нам, например, Салоники. Церковь святого Димитрия в Салониках, где несколько раз изображен святой Димитрий. Мозаика датируется VI в. Например, он между епископом и ктитором, наверное, правителем города, может быть. Святой Димитрий имеет такой круглый нимб традиционный, а ктитор и епископ имеют четырехугольные нимбы. Т.е. они не прославленные, но поскольку они много сделали для церкви, они тоже имеют свою славу, славу земную, и вот эта земная слава обозначалась в раннехристианский, доиконоборческий период, вот такими квадратными нимбами, что тоже любопытно. Потом это тоже уйдет.

И вот еще одно изображение из этой же церкви святого Димитрия, где он обнимает дьякона или священника, тоже, наверное, много сделавшего для этой церкви. Дьякон, скорее всего, изображен. Он его обнимает тоже за плечо, как мы видели и в коптской иконе со святым Миной.

А вот вообще замечательное изображение. Святой Димитрий – покровитель детей. Он обнимает детишек, благословляет их, и они у его ног стоят, такие замечательные. Такие свободные изображения, конечно, потом уйдут. Потом происходит некоторая унификация образа. Конечно, рамки канона могут показаться тесными, но мы потом увидим, что Византия внутри рамок этого канона сделала великолепные вещи.

Еще несколько примеров ранних храмов, где Христос изображен в виде такого философа, законодателя. Это церковь Санта-Пуденциана в Риме. Мы с вами рассмотрели равеннские мозаики, иконы и мозаики синайские, где больше всего, но и много памятников сосредоточено в Риме.

Символы евангелистов

Вот Санта-Пуденциана, великолепное изображение Христа на императорском троне. Вокруг апостолы, и даже женщины изображены, люди. Правда, часть этой мозаики утрачена и более позднего происхождения, но явно они сделаны были по тем контурам, которые были и раньше. И наверху торжествующий крест и четыре символа евангелистов – лев, орел, телец, ангел. Вообще в раннехристианских храмах очень часто эти символы фигурируют.

Можно просто напомнить, откуда взялись эти символы. Они взялись из Ветхого Завета, из явления при реке Ховар, что увидел Иезекииль[i], когда подобный, как он описывает, Сыну Человеческому восседал на колеснице, сопровождаемый четырьмя животными, которые шли в разные стороны. Вот это Слава Божия. И они имели лицо человека, лицо тельца, лицо орла и лицо льва. И, собственно говоря, они восходят к древнему символу, который назывался в древности керубом. Это животные, которые охраняли когда-то еще в Вавилоне царские дворцы и т.п., и у них было тело тельца, крылья орла, грива льва и лицо человека. Вот такие древние символы.

И потом мы их же встречаем в откровениях Иоанна Богослова, уже такой новозаветной книге. И уже во II веке Ириней Лионский толкует эти символы, раскладывая их на евангелистов, как символы евангелистов. Естественно, человеческое лицо, животное с человеческим лицом или существо с человеческим лицом в изображении превращается в ангела.

По-разному объясняют, с чем это связано. Ну, обычно говорится так, что Матфей начинает свое повествование с человеческой родословной Христа, поэтому его символ – это существо с человеческим лицом, в изображении это ангел. Орел символизирует Иоанна, потому что это самое высокое Евангелие – орел выше всех летает. Лука говорит о жертвоприношении, поэтому телец – жертвенное животное. И Марк, самое аристократическое Евангелие – царское животное, лев. И Христос тоже «лев от колена Иудина» зовется в Писании. Т.е. вот так распределяется. Хотя мы у разных отцов находим немножко разные толкования, немножко разное распределение животных. Но тем не менее они были очень значимы, особенно вот в этот ранний период.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: