Разнообразие переходных форм

Замечательное изображение мы видим в храме Косьмы и Дамиана на Форуме. Тоже римский храм, сохранивший в апсиде… В основном в римских храмах, вообще в раннехристианских храмах чаще всего украшали именно апсиду, где совершается евхаристия. Т.е. апсида – это уже выход в Царство Небесное из нашего земного пространства. И здесь такой триумфатор-Христос, идущий по облакам, как по лестнице, спускающийся с небес на Землю. Здесь его встречают апостолы Петр и Павел. Они подводят ко Христу мучеников Косьму и Дамиана, держащих в руках венцы. А внизу очень интересно. Тоже восходящий к раннехристианскому, еще катакомбному времени образ, где овечки идут к источнику, который бьет из скалы, и на этой скале стоит агнец-Христос. Т.е. в этих ранних памятниках, это тоже мозаики VI в., соединяется уже и канонический образ Христа, вернее, тот образ, который станет каноническим, и аллегорический образ Христа как агнца.

Наверху, над алтарной аркой мы видим изображения ангелов, четырех евангелистов, символов евангелистов, светильники и апокалиптический образ агнца на престоле. Агнец, крест, престол и свиток Писания. Т.е. вот такие соединения в доиконоборческий период, а VI в. – это еще доиконоборческий период, потому что с 726 года уже репрессивный период начался. Эти образы созданы еще до Трулльского собора 682 года, и все эти изображения сосуществуют вместе.

Вот тоже апсида древней церкви Сан-Джованни-ин-Латерано, Латеранская базилика, которая до Ватикана была в Риме кафедральным собором. Здесь мы видим образ Христа тоже с такими же похожими облаками, но фигура оплечная, на которую сходит святой дух и вокруг ангелы. Ну, нижние мозаики уже более позднего происхождения, мы не знаем, что было в ранний период в этом месте, во всяком случае, частично мозаики, тоже восходящие к этому раннему доиконоборческому периоду, когда еще как бы этот образ искался. Вообще это был удивительный поиск! На разных памятниках, хотя их не так много и сохранилось, мы видим, как идет очень интенсивный поиск образа Христа, который бы отразил всю полноту церковного учения.

Церковь Сан-Клементе, базилика святого Клемента. Здесь тоже, конечно, много переделано в средневековый период, но тем не менее композиция сохранилась с теми же овечками, которые идут к центральному агнцу в нимбе с перекрестьем. Крест… Ну, крест сделан немножко позже, что было на этом месте в раннехристианский период, мы не знаем. А сверху мандорла, сияние славы, и спускается десница с венцом, опускающимся на изображение в апсиде. Возможно, здесь был Христос и мученики, как во многих других местах.

В этот же доиконоборческий период мы видим формирование и образа Богородицы. Мы видели и царский образ Богородицы, и образ из монастыря святой Екатерины на Синае, а вот, например, Кипр, церковь Панагии Ангелоктисты, VI в. Мозаика, где Богородица стоит в апсиде с Христом на руках, в окружении двух прекрасных ангелов. Богородица в апсиде олицетворяет собой церковь. Это Церковь, несущая в мир Христа, Церковь, которая совершает Евхаристию, а Христос-младенец – это Христос-агнец, который заклан от начала мира. И такие богословские осмысления происходят в этот период в разных местах – и в Риме, и в Константинополе, и на Кипре, и на Синае. Разные повороты одной и той же темы и разные образы ищутся. А в послеиконоборческий период мы уже такого разнообразия не увидим.

Или, например, не так давно отреставрированные фрески церкви Санта-Мария-Антиква в Риме показывают нам удивительное распятие. В раннехристианский доиконоборческий период такие распятия были очень часто. Мы привыкли, что распятый на кресте Христос обнажен, только его чресла прикрывает повязка. А здесь мы видим распятого Христа в хитоне. Это очень распространенное в этот период изображение, когда Христа изображают распятым в хитоне. То ли ранее церковь боялась обнаженной фигуры, сказать трудно. Хотя параллельно есть и обнаженные фигуры на распятиях. То ли, следуя историчности, а в этот период действительно часто превалировали исторические композиции…

Мы потом увидим, как исторические сменяются литургическими. Ближе к историчности, потому что хотя и делили одежды воины, бросали об одеждах жребий, но считалось, что у Христа было две одежды – так его, собственно, и будут изображать, в хитоне и гиматии, что вот как раз он был распят более целомудренно, чем все остальные, в хитоне, а разделили гиматий. Ну, об этом мы можем только догадываться, но тем не менее таких изображений в доиконоборческий период очень много.

Вот еще одно распятие из монастыря святой Екатерины на Синае. Рядом распяты обнаженные разбойники, а сам Христос остается в хитоне. Хитон изображается такого пурпурного цвета, с золотым клавом, чтобы показать его царское достоинство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: