Постиконоборческая эпоха

Удивительный памятник – Хлудовская псалтырь. Это уже Х в., постиконоборческая эпоха, но она сохранила нам удивительные изображения, где мы видим Христа, точно так же распятого в хитоне, как в ранний период, где ему протыкают копьем сердце, и рядом же мы видим иконоборца, который тычет копьем в образ Христа.

Правда, есть такая версия, что он не копьем тычет, а замазывает образ Христа. Считается, что над Медными воротами была круглая икона, со снятия которой начался вот этот иконоборческий конфликт. Ну, возможно, это и так. Во всяком случае, соотнесение этих двух действий – поругания Христа и поругания иконы – здесь налицо.

И, собственно говоря, 7-й Вселенский собор, утверждая догмат об иконопочитании, заклеймил ересь иконоборцев именно как христологическую ересь, потому что для отцов было ясно, что, воюя против изображений, еретики воюют против самого Христа. Если Христос вочеловечился, как говорит Иоанн Дамаскин, самый главный теоретик и апологет иконопочитания, значит, мы можем его изображать.

Вот это уже икона, которая называется «Торжество православия». Она написана в постиконоборческую эпоху, и мы видим уже сложение абсолютно канона. Т.е. на выходе из этого сложного спора искусство выходит уже очень выверенным, очень догматически выстроенным, символически продуманным, художественно оформленным совершенно в свой, уже не античный, а христианский образ и стиль.

Мы видим – выносят икону Богородицы. Потому что икона – свидетель, как говорит 7-й Вселенский собор, боговоплощения. И здесь Богородица, рядом стоят императрица Феодора с малолетним Михаилом, епископ, а внизу все мученики иконоборческого периода, все те, кто пострадал во время иконоборческих гонений. И они несут образ Христа. Как раз вот здесь круг не сохранился, но это тоже такой образ Христа на круге.

И первое же изображение, которое мы видим в постиконоборческую эпоху, это 857 года мозаика в церкви святой Софии в Константинополе. 843 год – собор утверждает торжество православия, и буквально через десятилетие с небольшим – 857-858 год, где-то в это время – император, согласно императорскому указу, восстанавливает и украшает мозаики в Софии. Они были сбиты во время иконоборческих гонений. И этот прекрасный образ Богородицы, еще несущий в себе на самом деле античные традиции, с таким прекрасным ликом, с такими удивительными складками одежд, анатомически правильный, с очень благородными руками, с такой очень длинной шеей, с такими действительно античными формами, в то же время уже несет в себе новое содержание, вот то содержание, которое мы называем «догматическим». Содержание, которому должно, как мерилу, соответствовать любое христианское изображение. И все постиконоборческие мозаики святой Софии как раз выражают именно это.

Еще одна мозаика Х в. Та была IX в., эта Х. Божья Матерь восседает на престоле, в таком же, похожем и благородном виде, как и предыдущая. Но, может быть, уже в более аскетичном. Мы видим, как нарастает аскетизм в изображениях – это тоже очень важно, потому что хотя византийцы и создали образ такой, где соединяется физическая и духовная красота, но все равно мы видим нарастание аскетизма, уход от такой чувственной красоты.

Что важно в этой мозаике – здесь предстоят тоже изображения императоров. Мы начали с того, что христианское искусство постепенно брало императорское величие. А здесь уже императоры предстоят перед Богородицей. Император Константин преподносит ей город Константинополь, император Юстиниан преподносит храм святой Софии. И точно так же мы будем видеть императрицу Ирину и императора Иоанна, там же, в святой Софии, они изображены перед Богородицей.

Вот мы видим изображение императора Льва, коленопреклоненного перед Христом. И, наверное, самая прекрасное и как раз во всем величии явленное изображение святой Софии – это деисус XIII в., где Христос представлен в золотых и синих одеяниях, а на золотом фоне – поклоняющиеся Богородица и Иоанн Креститель. Вот, наверное, к XIII в. – это эпоха Комнинов, уже переход на эпоху Палеологов, но это как бы средневизантийский период – мы видим, что все эти искания завершились в прекраснейшем образе Христа… Это, конечно, не единственный, но, наверное, наиболее прекрасный образ, который действительно передает все отношение христиан… Исповедание Христа здесь присутствует. Не просто изображение Христа, а действительно поклонение ему в искусстве. Это образ, где сочетается и величие, и благородство, и телесная красота, и действительно глубокое богословское содержание не менее прекрасно здесь. Да и само, конечно, искусство на очень высоком уровне. Не менее прекрасны здесь образы очень аскетичного и в то же время полного силы, как греки умели изображать, Иоанна Крестителя, и прекрасной, тончайшей, благороднейшей, действительно по-женски нежной Богородицы.

К этому времени складывается и канон изображения, расположенного в храме. Появляются выверенные изображения праздников. Христос уже обнаженный чаще всего изображается в распятии. И интересно, что исторические изображения вытесняются литургическими. Это последнее, о чем я хотела сказать, на примере изображения Воскресения Христова. Если в ранний период изображается так, как о Воскресении Христовом говорится в Евангелии – жены-мироносицы приходят ко гробу, видят пустой гроб и лежащие пелены, их встречает ангел. Это жены-мироносицы у Гроба Господня, очень ранняя иконография.

А уже в постиконоборческий период ее вытесняет иконография такого догматического и литургического характера: это изображение Воскресения в виде Христа, сходящего в ад и выводящего оттуда Адама и Еву и всех остальных. Его по-разному изображали, но тем не менее в этом особенно видно торжество Христа над адом и смертью, т.е. догматический смысл. Не исторический, а догматический смысл события, выраженный в образе Воскресения Христова. Это также можно проследить на примере и других праздников.

Так что постиконоборческое время – это уже время канонических, богословски выверенных изображений. В таком виде это искусство придет потом и на Русь.

 

[i] Библия. Книга пророка Иезекииля. Главы 1-3. – прим. Ред.

Материалы

· Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литера­туры. М., 1997. →

· Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

· Колпакова Г. С. Искусство Византии. Ранний и средний периоды. СПб, 2004.

· Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1986.

· Покровский Н. В. Очерки памятников христианского искусства и иконографии. СПб., 1999.

· Попова О. С. Византийские иконы VI–XV веков — В кн.: История иконописи. Истоки, традиции, современность. VI–XX века. — М.: Арт-БМБ, 2002.

· Попова О.С. Раннехристианское искусство (II–V века). Византийское искусство — В кн.: Очерки истории искусства. М., 1987. С. 211-303.

· Попова О.С. Проблемы византийского искусства. Мозаики, фрески, иконы. М., 2006.

· Удальцова З. В. Византийская культура. М., 1988.

· Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 2008.

Галерея (75)

Крест императора Константина
Сочетание греческих букв «хи-ро». Ок. 350 г. н.э. Саркофаг

 

Арка Константина. IV в. Рим

 

Голова императора Константина. 312—315 или ок. 325 г.
Часть Колосса Константина. Капитолийские музеи, Рим

 

Голова императора Константина. 312—315, или ок. 325 г.
Часть Колосса Константина. Капитолийские музеи, Рим

 

Роспись кубикулы Леона. IV в.
Катакомбы Домитиллы (Домициллы), Рим

Христос – добрый пастырь. 300-350 гг. н.э. Мрамор

 

Христос в образе Орфея. III-IV вв.

 

Мраморный рельеф на саркофаге IV в.

 

Воскрешение Лазаря. IV в.
Живопись по стеклу, донышко сосуда

 

Благовещение. V в.
Рисунок на ткани

Traditio Legis – «Передача закона». 359 г.
Рельеф на саркофаге Юния Басса. Музей базилики св. Петра, Рим

 

Христос-Правитель мира. 337-351 гг.
Спаситель стоит на вершине горы, из которой вытекают четыре райские реки. Мозаика в восточной нише мавзолея Санта Констанца, Рим

 

Христос и апостолы. V в.
Капелла Сан-Лоренцо в церкви Сан-Аквилино, Милан

 

Юный Христос. V в.
Хосиос Давидос, Фессалоники

 

Богоявление. VI в.
Баптистерий ариан, Равенна

Христос в образе агнца. VI в.
Мозаики Сан-Витале, Равенна

 

Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Крест-Преображение. VI в.
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна

 

Лик Христа в центре Креста. VI в.
Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. Равенна

 

Преображение. VI в.
Мозаика в монастыре св. Екатерины на Синае, Египет

Алтарная а́псида базилики Сант-Аполлинаре-ин-Классе. VI в. Равенна

 

Преображение. VI в.
Мозаика в монастыре св. Екатерины на Синае, Египет

 

Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Древний Константинополь
Реконструкция

 

Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним. 737-741 гг.
Византийская монета, аверс

Леонид Александрович Успенский (1902-1987)
Русский иконописец, историк и богослов

 

Папа Григорий III
Папский медальон VIII века, аверс

 

Монашеские кельи в скалах Гёреме
Каппадокия, Турция

 

Синайский Спас. VI в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Мученики Сергий и Вакх. VI в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

Богоматерь с младенцем. V-VI вв.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Апостол Петр. Синай. VI вв.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Богоматерь со свв. Феодором и Георгием. VI вв.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Мученик и мученица. VI-VII в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Христос и св. Мина. VI-VII вв.
Коптская икона

Богоматерь с Младенцем. VII в.
Икона из церкви Санта-Мария-ин-Трастевере, Рим

 

Св. Димитрий с епископом и ктитором. VI в.
Мозаика в церкви св. Димитрия в Салониках

 

Св. Дмитрий с донатором. VI в.
Мозаика в церкви св. Димитрия в Салониках

 

Св. Дмитрий с детьми. VI в.
Мозаика в церкви св. Димитрия в Салониках

 

Христос-философ. V в.
Мозаика церкви Санта-Пуденциана, Рим

Видение Иезекииля. XIV в.
Фессалоники

 

Видение пророка Иезекииля на реке Ховар. Вторая половина XVI в.
Русский Север. Дерево, темпера. Оклад - конец XVI века. Серебро, гравировка

 

Иисус Христос с символами четырёх евангелистов. XIII в. Кёльн

 

Христос-триумфатор. VI в.
Мозаика апсиды храма Косьмы и Дамиана на Форуме, Рим

 

Символы евангелистов и Агнец на престоле. VI в.
Мозаика храма Косьмы и Дамиана на Форуме, Рим

Апсида церкви Сан-Джованни-ин-Латерано (Латеранская базилика), Рим

 

Базилика Св. Климента (Сан-Клементе), Рим

 

Богородица с Младенцем. VI в.
Церковь Панагии Ангелоктисты, Кипр

 

Ангел. VI в.
Церковь Панагии Ангелоктисты, Кипр

 

Распятие. Ок. 741—752 гг.
Роспись церкви Санта-Мария-Антиква, Рим

Распятие. VII в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Лев III Исавр и его сын Константин V Копроним. 737-741 гг.
Византийская монета, аверс

 

Изображение Креста. Иконоборческий период
Церковь св. Ирины, Константинополь

 

Крест и символические деревья. VIII в.
Церковь св. Варвары. Каппадокия, Турция

 

Орнаментальная роспись. VIII в.
Церковь св. Варвары. Каппадокия, Турция

Мечеть омейядов в Дамаске. VIII в.

 

Хлудовская Псалтирь. Х в.

 

Хлудовская Псалтирь. Деталь миниатюры. X в.

 

Торжество Православия. 1-я половина XV в.
Византийская икона

 

Богоматерь на троне. 857 г.
Храм св. Софии в Константинополе

Богоматерь на троне. Деталь. 857 г.
Храм св. Софии в Константинополе

 

Императоры Константин и Юстининан перед Богоматерью. Х в.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Императрица Ирина и император Иоанн перед Богородицей
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Император Лев VI Мудрый перед троном Христа. IX в.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Деисис. 1352 г.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

Деисис. Спаситель. 1352 г.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Деисис. Иоанн Креститель. 1352 г.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Деисис. Богородица. 1352 г.
Мозаики храма св. Софии Константинопольской

 

Монастырь св. Луки в Фокиде. XII в.

 

Эпистилий. XII в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

Распятие. XII в.
Монастырь св. Екатерины на Синае, Египет

 

Жены-мироносицы у гроба

 

Воскресение Христово. XI в.
Мозаика монастыря Неа Мони, о. Хиос, Греция

 

Воскресение Христово. XI в.
Мозаики монастыря Осиос Лукас, Беотия, Греция

 

Воскресение Христово. 1330-е гг.
Фреска в пареклесии церкви Христа Спасителя в Полях монастыря Хора, Константинополь

 






























































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: