Владимиро-Суздальское княжество

Владимиро-Суздальское княжество – еще одна территория, которая выдает совершенно свои варианты искусства домонгольского времени. И самый, наверное, знаменитый домонгольский храм Владимира – это храм Покрова-на-Нерли, первый Покровский храм вообще на русской земле. Как мы знаем, собственно, сам праздник Покрова был введен именно здесь князем Андреем Боголюбским в память о своем небесном покровителе, юродивом Андрее Константинопольском, который увидел во Влахернском храме Божью Матерь, стоящую на небесах, и тогда же была снята очередная осада с Константинополя. Вот этот образ Покрова Божьей Матери, покровительства, и вносит как бы вообще в свою политику, культурную деятельность князь Андрей Боголюбский. Сложная личность, неоднозначная личность, но точно очень харизматический лидер.

От этого же времени осталась икона, очень сильно, к сожалению, разрушенная, но великий образец византийского искусства – это Богоматерь Боголюбская. По преданию, он ее увидел и запечатлел себя коленопреклоненным перед образом Богоматери молящейся. Правда, реставраторы не находят следов коленопреклоненной фигуры князя на этой иконе, но в последующей традиции нередко именно Богоматерь Боголюбскую изображали с коленопреклоненными персонажами, иногда даже реальными – первые Романовы есть коленопреклоненные, например, или соловецкие монахи, и т.д. Т.е. эта традиция идет отсюда.

А сама эта икона показывает, что и до этих земель доходили греческие мастера – это, конечно, работа греческого мастера. Даже в таком разрушенном, руинированном состоянии мы все равно видим, что это такая утонченная комниновская живопись, где все построено на нюансах, где такие благородные черты лика, глубокие, внутрь смотрящие глаза. И это, конечно, тоже свидетельство открытости домонгольской культуры разным веяниям, но прежде всего, конечно, глубокие связи с Византией.

Храмы Владимира тоже, как мы видим, очень сильно отличаются от храмов Киева, Новгорода, Пскова и любой другой земли, потому что в каждом княжестве, повторяю, возникала своя школа зодчества, своя школа иконописи. Не было никакой унификации. Вот это вот: с одной стороны, была княжеская междуусобица, а с другой стороны, расцветало действительно «множество цветов», что называется. Вот Владимирский собор. Он был, правда, одноглавым, потом, уже при Всеволоде Большое Гнездо он получает пятиглавие. Но именно в него князь Андрей Боголюбский и приносит замечательную греческую икону, привезенную из Константинополя в Киев – Владимирскую икону Божией Матери. Именно здесь она получает наименование Владимирской. И вот появление таких икон на Руси, конечно, очень сильно стимулировало русских живописцев. От XII в. сохранились только лики, но это, конечно, лики удивительные, лики чудной красоты!

Кстати, на выставке «Святая Русь» когда-то были представлены, они хранятся сейчас в Лувре, удивительные произведения, которые, конечно, тоже были на Руси и влияли, но сейчас они у нас не в нашем музее. Это бармы, или армиллы князя Андрея Боголюбского, которые были подарены ему Фридрихом Барбароссой. Это часть коронационного убранства германского императора работы византийского мастера. Т.е. мы видим даже на том, как ходили предметы в древнее время, в Средневековье – вот работа византийского мастера попадает в Германию, участвует в коронации германского императора. Потом этот германский император дарит ее своему названному брату, другу – князю владимирскому, с которым он переписывался и общался, Андрею Боголюбскому. Это очень интересная история, которая показывает, как курсировало вообще искусство и как тесны были культурные связи в Средневековье. Вот нам кажется, что все развивалось параллельно и мало соприкасалось. Ничего подобного! Все это было перемешано, все это взаимно влияло.

И по просьбе Андрея Боголюбского Фридрих Барбаросса присылает во Владимир каменщиков. И поэтому то, что мы знаем как особенность владимиро-суздальской архитектуры, эта украшенность ее каменной резьбой, – это принесено из Германии, принесено из романского искусства. И вообще, есть даже такие исследования, что, скорее всего, некоторые владимирские храмы строили итальянские мастера Северной Италии, т.е. земель, которые как раз между Италией и Германией, и Фридрих Барбаросса в этом тоже принимал участие, посылал сюда каменщиков, не только резчиков, но и архитекторов. Самым, конечно, кружевным, украшенным является храм св. Дмитрия, который построен уже младшим братом Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо. И это, вполне возможно, делали уже русские мастера, которые научились от германских, или итальянских, как хотите назовите, ну, романских каменщиков этому искусству каменной резьбы. Вот такой великолепный, например, Давид, вокруг которого разнообразные звери, и он воспевает величие Божие.

Суздальские храмы украшены меньше, но там тоже есть такие маски, маскароне, которыми украшен, например, Рождественский собор. Это все тоже уйдет потом, после татаро-монгольского ига. К сожалению, это уйдет. Многое, что было таким культурным завоеванием домонгольской Руси, будет утрачено, и Русь несколько десятилетий будет выбираться из этой тьмы, а летописцы именно татаро-монгольское иго называют «тьмой, которая пришла на Русь за грехи наши». Из этой тьмы будут выбираться, и стараниями Сергия и его сподвижников придет новый свет.

В Суздале стоит обратить внимание на врата Рождественского собора. Там двое врат. Эти сделаны в технике такой золотой наводки по меди, как она называется, когда золото вытравляют и на черной меди возникают такие вот удивительные картины. Это, может быть, последнее было великое произведение в Суздале, потому что оно было сделано в 30-х годах, а уже в 40-50 –х приходят и разоряют эти храмы и города татарские орды.

И закончить этот разговор о домонгольской Руси хотелось бы вот на этой иконе, которая является, несомненно, абсолютно точно произведением древнерусского мастера. Происходит она из Ярославля, из Преображенского собора. Оранта! Образ Оранты – это алтарный образ. Мы начинали с Оранты, которая была частью мозаичного украшения Софии Киевской. И заканчиваем Орантой, которая уже написана на доске, как икона, потому что это проще, это дешевле и мобильнее. Мозаики, конечно, за пределами Киева нигде больше не было, но вот этот удивительный образ Оранты как Богородицы, Церкви, несущей миру Христа, представлен и в этой иконе. Великолепная икона, ярославская Оранта, ее еще называют «Великая Панагия», – алтарный образ, написанный ярославским мастером. Здесь мы уже видим – это рубеж XII – XIII вв., что русская иконопись обретает свое лицо. Да, это вариант византийского стиля, но это очень самостоятельный вариант. И это, конечно, великолепное искусство, которое, повторяю, к сожалению, имеет свои пределы – оно заканчивается татаро-монгольским игом.

Материалы

· История иконописи. Истоки. Традиции. Современность. VI – XX в. М., 2002.

· Комеч А. И. Древнерусское зодчество конца Х — начала ХII в.: Византийское наследие и становление самостоятельнойтрадиции. М., 1987.

· Колпакова Г. С. Искусство Древней Руси: Домонгольский период. М.: Азбука, 2007.

· Лазарев В. Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978.

· Лазарев В. Н. Михайловские мозаики. М., 1966.

· Лазарев В. Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. М., 1994.

· Попова О. Д., Сарабьянов В.Д., Мозаики и фрески Святой Софии Киевской. М.: Гамма-Пресс, 2017.

· Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М., Изд. ПСТГУ, 2007.

Галерея (79)

София Киевская

 

София Киевская

 

София Киевская. Реконструкции изначальной формы храма

 

Своды Софии Киевской

 

Христос Пантократор. XI в.
Купол Софии Киевской

Архангел. XI в.
Купол Софии Киевской

 

Алтарная часть Софии Киевской

 

Мозаика апсиды. XI в.
София Киевская

 

Богоматерь Оранта. XI в.
Мозаика алтарной апсиды Софии Киевской

 

Евхаристия. XI в.
Алтарная мозаика Софии Киевской

Евхаристия. Деталь. XI в.
Мозаика алтарной апсиды Софии Киевской

 

Святые отцы. XI в.
Мозаика алтарной апсиды Софии Киевской

 

Василий Великий. XI в.
Мозаика алтарной апсиды Софии Киевской

 

Восточная часть Софии Киевской

 

Благовещение. XI в.
Мозаики Софии Киевской

Иоанн Креститель. XI в.
Фреска Софии Киевской

 

Фреска Софии Киевской

 

Апостол Павел. XI в.
Фреска Софии Киевской

 

Княгиня Ирина с дочерьми. XI в.
Фреска Софии Киевской

 

Причащение апостолов. Начало XII в.
Мозаика. Михайловский Златоверхий монастырь, Киев

Св. Димитрий Солунский. XII в.
Государственная Третьяковская галерея, Москва

 

Остромирово Евангелие. 1056-1057 гг.

 

Буквица. 1056-1057 гг.
Остромирово Евангелие

 

Книжная миниатюра. 1056-1057 гг.
Остромирово Евангелие

 

Богоматерь Печерская. XIII в.

София Новгородская

 

Фрески Софии Новгородской

 

Свв. Константин и Елена
Фрески Софии Новгородской

 

Петр и Павел. Середина XI в.
Новгород

 

Магдебургские врата. XII в.
София Новгородская

Магдебургские врата. XII в.
Фрагмент. София Новгородская

 

Магдебургские врата. XII в.
Фрагмент. София Новгородская

 

Кентавр. Магдебургские врата. Фрагмент. XII в.
София Новгородская

 

Икона Зна́мение. XII в.
София Новгородская

 

Икона Зна́мение. XII в.
София Новгородская

Оборотная сторона иконы Знамение. Первая треть XII в.
София Новгородская

 

Никольский собор на дворище. 30-е гг. XII в.

 

Спас-на-Нередице. XII в.

 

Георгиевский собор Юрьева монастыря
Новгород

 

Св. Георгий Победоносец. XII в.
Новгород

Св. Георгий Победоносец. XII в.
Новгород

 

Благовещение Устюжское. XII в.

 

Рождественский собор Антониева монастыря

 

Благовещение
Фреска Рождественского собора Антониева монастыря. Новгород

 

Георгиевская церковь. XII в.
Старая Ладога

Фрески Георгиевской церкви. XII в.
Старая Ладога

 

Фрески купола Георгиевской церкви. XII в.
Старая Ладога

 

Георгий Победоносец. Фрески алтаря Георгиевской церкви. XII в.
Старая Ладога

 

Десятинное Успение. XI в.

 

Спас Нерукотворный. XII в.
Новгород

Поклонение Кресту. Оборот иконы Спас Нерукотворный. XII в.
Новгород

 

Никола Липный. XIII в.
Новгород

 

Иоанн Лествичник, Георгий и Власий. XIII в.
Из поселка Крестцы Новгородской области

 

Богоматерь Белозерская. XIII в.

 

Богоматерь Белозерская. Лики. XIII в.

Псковский Кремль

 

Мирожский монастырь. Псков

 

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. XII в.
Псков

 

Роспись купола. XII в.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков

 

Роспись сводов. XII в.

Роспись алтаря. XII в.
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков

 

Оплакивание Христа. XII в.
Фреска. Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. Псков

 

Илия Пророк в пустыне с житием и деисусом. XIII в.

 

Храм Покрова на Нерли

 

Храм Покрова на Нерли
Фото: Андрей Борейко

Богоматерь Боголюбская. XII в.

 

Богоматерь Боголюбская. Лик. XII в.

 

Успенский собор. 1158—1189 гг. Владимир

 

Успенский собор. 1158—1189 гг.
Г. Владимир. Фото: Андрей Борейко

 

Богоматерь Владимирская. XII в.

Богоматерь Владимирская. Лики. XII в.

 

Бармы (наплечники) Андрея Боголюбского. XII в.

 

Дмитровский собор. 1194—1197 гг.
Владимир

 

Каменные резные рельефы. Дмитровский собор. 1194—1197 гг.
Г. Владимир. Фото: Андрей Борейко

 

Царь Давид. Дмитровский собор. 1194—1197 гг.
Владимир

Богородице-Рождественский собор. 1222—1225 гг.
Суздаль

 

Златые врата. 30-е гг. XIII в.
Богородице-Рождественский собор. Суздаль

 

Образы Златых врат. 30-е гг. 30-е гг. XIII в.
Богородице-Рождественский собор. Суздаль

 

Богоматерь Ярославская – Оранта. Великая Панагия. Конец XII – начало XIII в.

 



















































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: