Люди с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие)

Абсолютно неслышащих людей очень мало: часто люди слышат отдельные частоты, многие воспринимают определенный тембр. Слабый слух – это большая проблема для общения, но она решаема.

Начиная разговор, постарайтесь привлечь внимание своего собеседника. Если его слух это позволяет, назовите его по имени, если нет – слегка прикоснитесь рукой к его плечу или похлопайте, но не резко.

Если вам нужно привлечь внимание группы слабослышащих людей, включите и выключите свет, выдерживая паузу, однако быстрое мигание света может ассоциироваться с опасностью.

Существует несколько типов и степеней глухоты, соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой из них предпочесть, то постарайтесь выяснить.

Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите на него, старайтесь, чтобы ваше лицо не было в тени, не заслоняйте его руками, волосами или какими-либо предметами, ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица и движением губ.

Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно, в этом случае говорите немного громче и четче, подбирая подходящий уровень громкости и темпа речи.

Иногда, наоборот, достаточно снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты.

Говорите ясно и ровно, не нужно излишне подчеркивать что-то, кричать, особенно в ухо.

Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение, дополнительно можно использовать жесты. Убедитесь, что Вас поняли, не стесняйтесь переспросить, понял ли вас собеседник.

Если вы не уверены, что правильно поняли собеседника, попросите его повторить или записать то, что он хотел сказать, избегайте при этом даже намека на снисходительность.

Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, адрес, техническую или другую сложную терминологию, напишите ее, сообщите по факсу, электронной почте, то есть продублируйте ее любым другим визуальным способом, но так, чтобы она была точно понята.

Если существуют трудности при устном общении, постарайтесь выяснить, не будет ли проще переписываться. Не забывайте о среде, которая вас окружает: в больших или многолюдных помещениях трудно общаться с людьми, которые плохо слышат. Яркое солнце или тень тоже могут быть препятствием в общении с глухими и слабослышащими.

Не меняйте тему разговора без предупреждения, используйте переходные фразы.

Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забывайте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

Помните: из десяти слов хорошо прочитываются только три; нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов; не пытайтесь преувеличенно четко произносить слова – это изменяет артикуляцию и создает дополнительные трудности; можно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если вы хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

В некоторых ситуациях вам может понадобится сурдопереводчик. Его участие позволяет: повысить качество общения и избежать непонимания; избежать недоразумений и недовольства при разговоре; сэкономить время; в этом случае участники беседы более свободно и широко выражают свои мысли.

Задача переводчика – облегчить общение

Предлагаем несколько полезных советов при работе с сурдопереводчиком: обращайтесь при разговоре непосредственно к неслышащему собеседнику, а не к его переводчику; не пользуйтесь фразами «Спроси его..», «Скажи ей...».

Следуя своей профессиональной этике, переводчик должен переводить все, в том числе не относящиеся к вашей беседе, например, комментарии и посторонние телефонные разговоры. Просить его не делать этого нежелательно.

 

Люди с проблемами речи

 

Трудности в речи могут быть самыми различными – слабый голос, затрудненная речь, афазия, при которой человеку сложно произносить отдельные слова. Главное - будьте терпеливы, разговаривая с человеком, имеющим подобные проблемы: не игнорируйте его, не пытайтесь ускорить беседу, будьте готовы к тому, что разговор займет больше времени, чем вы рассчитывали. Не перебивайте и не поправляйте собеседника. Если вы спешите, лучше, извинившись, договоритесь пообщаться в другой раз, когда вы будете располагать временем.

Во время общения смотрите в лицо собеседнику, поддерживайте визуальный контакт.

Старайтесь задавать такие вопросы, на которые можно дать короткий ответ или просто кивнуть.

Не думайте, что затруднения в речи - показатель низкого уровня интеллекта человека - это далеко не так.

Если вы не поняли то, что вам сказали, не притворяйтесь, не делайте вид, что все в порядке. Попытайтесь сформулировать и донести собеседнику, что и как вы поняли и его реакция вам поможет. Не стесняйтесь переспросить то, что не поняли. Если вам снова не удалось понять, попросите произнести слово в более медленном темпе, возможно, по буквам.

Не думайте, что человек, испытывающий затруднения в речи, не может понять вас. Если у вас возникают проблемы в разговоре, спросите, не хочет ли ваш собеседник прибегнуть к другому способу общения: можно использовать записки, компьютер, «голосовую машину».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: