Научный текст как объект изучения и обучения

Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие прави­ла текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все, и прежде всего - композиция, служит дости­жению конечной цели, но при этом отбрасываются эмоции, много­словие, многозначность, подтекст.

Научный текст имеет:

• тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте;

• подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, состав­ляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;

• также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечи­вающая смысловые связи частей текста.

Структурной единицей научного текста является абзац. Он со­держит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Каж­дый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. По такому же принципу строится и часть текста, включающая подтему, и весь текст, посвященный определенной теме.

23

Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предло­ги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматри­вает, необходимо отметить, это доказывает и др.).

Основными функционально-смысловыми типами любого тек­ста, в том числе научного, являются описание, повествование, рассу­ждение.

Описание – это словесное изображение явления действительно­сти путем перечисления его признаков.

Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в оп­ределенной последовательности.

Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтвержде­ние какой-либо мысли.

Научное о писание имеет цель – раскрыть признаки предмета, яв­ления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации... Промышленный способ производ­ства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой ру­ды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого тита­на металлическим магнием...).

Задача научного повествования – зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки. То есть на­учное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравне­ниями. (Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они бе­рутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источ­ников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, фак­торинг).

Самым распространенным типом научного текста является рас­суждение. Цель научного рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение – спо­соб изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода.

24

Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуж­дает о мире: «Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и оби­тают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами....Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает...».

Доказательство близко рассуждению – способу изложения, по­средством которого подтверждается или отрицается истинность зна­ний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы.

Научный стиль речи предполагает использование определенных методов логической организации научного текста: дедукции, ин­дукции, аналогии и проблемного изложения.

Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к ча­стному, от общих законов к частным. Логическая схема текста с ис­пользованием дедукции: тезис, гипотезаразвитие тезиса, аргу­ментациявыводы.

Метод дедукции состоит из трех этапов: 1 этап – выдвигается те­зис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение); 2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение; здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения; 3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется, к примеру, на семинарах в вузах.

Индукция (лат. наведение) – движение мысли от частного к об­щему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Ло­гическая схема текста с использованием индукции: цель исследова­ниянакопление фактов, анализ, обобщениевыводы.

Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, син­тез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются за­кономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.

Аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. То есть знания, полученные при рассмотрении одного предмета, переносятся на другой, менее доступный для исследования.

 

25

Проблемное изложение – это постановка в определенной после­довательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сокра­товского метода. С его помощью исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пу­ти ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительно­го процесса.

Итак, при построении научного текста необходимо помнить о смысловых типах текста и о методах логического изложения мате­риала в нем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: