Научный стиль создал строгую систему жанров и строгие правила текстовой композиции. Научный текст отличает прагматическое построение, в нем все, и прежде всего - композиция, служит достижению конечной цели, но при этом отбрасываются эмоции, многословие, многозначность, подтекст.
Научный текст имеет:
• тему, т.е. объект рассмотрения (изучения), содержание которой раскрывается в определенном аспекте;
• подтему, т.е. тему, которая входит в более широкую тему, составляя часть ее и отличаясь более узким аспектом рассмотрения или рассмотрения одной из частей данного объекта;
• также существует микротема, равная в тексте абзацу и обеспечивающая смысловые связи частей текста.
Структурной единицей научного текста является абзац. Он содержит определенные идеи, положения, аргументы, микротемы. Каждый абзац имеет зачин, главную абзацную фразу, комментирующую часть и вывод. По такому же принципу строится и часть текста, включающая подтему, и весь текст, посвященный определенной теме.
|
|
23
Для связи отдельных фрагментов текста употребляются предлоги, вводные слова, определенные речевые клише (автор рассматривает, необходимо отметить, это доказывает и др.).
Основными функционально-смысловыми типами любого текста, в том числе научного, являются описание, повествование, рассуждение.
Описание – это словесное изображение явления действительности путем перечисления его признаков.
Повествование – рассказ о событиях, явлениях, переданных в определенной последовательности.
Рассуждение – словесное изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.
Научное о писание имеет цель – раскрыть признаки предмета, явления, процесса, установить связи (внешний вид, составные части, назначение, сравнение). Всем известны, например, описания в химии свойств различных веществ (Титан – металл серого цвета. Он имеет две полиморфные модификации... Промышленный способ производства титана состоит в обогащении и хлорировании титановой руды с последующим ее восстановлением из четыреххлористого титана металлическим магнием...).
Задача научного повествования – зафиксировать, представить этапы изменений, формирований, т.е. временные рамки. То есть научное повествование представляет краткое или развернутое описание процессов, имеющих целью последующую регистрацию отдельных стадий процесса во временных рамках его протекания. Повествование – это рассказ о явлениях, событиях во временной последовательности, это изложение открытия законов с выводами и обобщениями, сравнениями. (Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций. Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг).
|
|
Самым распространенным типом научного текста является рассуждение. Цель научного рассуждения – в проверке истинности или ложности какого-либо утверждения с помощью доводов, истинность которых проверена и не подвергается сомнению. Рассуждение – способ изложения, посредством которого передается процесс получения нового знания и сообщается само это знание как результат в форме логического вывода.
24
Рассуждение строится как цепь умозаключений, основанных на доказательствах и опровержениях. Так, в рассказе А. Чехова «Письмо ученому соседу» автор письма, помещик, рассуждает о мире: «Вы пишете, что на луне, т.е. на месяце, живут и обитают люди и племена. Этого не может быть никогда, потому что если бы люди жили на луне, то заслоняли бы для нас магический и волшебный свет ее своими домами и тучными пастбищами....Люди, живя на луне, падали бы вниз на землю, а этого не бывает...».
Доказательство близко рассуждению – способу изложения, посредством которого подтверждается или отрицается истинность знаний, носивших характер гипотез. Оно, как и рассуждение, содержит тезис + аргументы + демонстрации + выводы.
Научный стиль речи предполагает использование определенных методов логической организации научного текста: дедукции, индукции, аналогии и проблемного изложения.
Дедукция (лат. выведение) – это движение мысли от общего к частному, от общих законов к частным. Логическая схема текста с использованием дедукции: тезис, гипотеза → развитие тезиса, аргументация → выводы.
Метод дедукции состоит из трех этапов: 1 этап – выдвигается тезис (греч. положение, истинность которой должна быть доказана) или гипотеза (греч. основание, предположение); 2 этап – развитие тезиса (гипотезы), его обоснование, доказательство или опровержение; здесь применяются различные типы аргументов (лат. доводов), служащих основанием доказательства, факты и примеры, сравнения; 3 этап – выводы и предложения. Этот метод часто применяется, к примеру, на семинарах в вузах.
Индукция (лат. наведение) – движение мысли от частного к общему, от знания одного факта к общему правилу, к обобщению. Логическая схема текста с использованием индукции: цель исследования → накопление фактов, анализ, обобщение → выводы.
Композиция следующая: во вступительной части определяется цель исследования. В основной части излагаются имеющиеся факты, рассказывается о технологии их получения, проводятся анализ, синтез, сравнения. На основе этого делается вывод, устанавливаются закономерности. Так, например, строится отчет студентов о научно-исследовательской работе в вузе.
Аналогия – умозаключение, в котором от внешней подобности предметов за одними признаками делается вывод про возможность их схожести по другим признакам. То есть знания, полученные при рассмотрении одного предмета, переносятся на другой, менее доступный для исследования.
25
Проблемное изложение – это постановка в определенной последовательности проблемных вопросов. Метод берет начало от сократовского метода. С его помощью исследуется поставленная проблема и формулируются закономерности. Например, в ходе лекции или доклада формулируется та или иная проблема. Лектор предлагает пути ее решения, он делает всех слушателей участниками мыслительного процесса.
Итак, при построении научного текста необходимо помнить о смысловых типах текста и о методах логического изложения материала в нем.