Грамматические особенности научного стиля речи

Морфология научного стиля. Языку научного общения прису­щи и свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщен­ность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, еди­ниц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вари­антных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: манжет (вместо манжета).

Формы единственного числа имен существительных использу­ются в значении множественного числа: Волк – хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и от­влеченные существительные нередко употребляются в форме множе­ственного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины, высококачественные стали.

Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, поэтому в языке науки наиболее употребительными явля­ются имена существительные и прилагательные, а глагол занимает лишь третье место. На доминирующую роль имени неоднократно указывают многие лингвисты, по-разному обозначающие эту тенден­цию – «номинативность», «именной характер», «субстантивность» научной речи. В научном тексте в среднем существительных упот-

18

 

ребляется в 4 раза больше, чем глаголов. Например, подсчитано, что в текстах по радиотехнике существительные составляют 48%, прилага­тельные – 14%, глаголы – лишь 13%.

При использовании глаголов заметна тенденция к их десеманти-зации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требова­нию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обла­дать, определяться, представляться и др.

Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее дейст­вие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение на­клонения, лица и числа): приводить – к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить – расчеты, вычисления, наблюдения.

Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в науч­ном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существо­вать, происходить, иметь, появляться, изменять (ся), продол­жать (ся) и пр.

Для научной речи характерно использование глагольных форм с ослабленными лексико-грамматическими значениями времени, лица, числа, что подтверждается синонимией структур предложения: пере­гонку производятперегонка производится; можно вывести заклю­чениевыводится заключение и пр.

Еще одна морфологическая особенность научного стиля состоит в использовании настоящего вневременного (с качественным, при­знаковым значением), что необходимо для характеристики свойств и признаков исследуемых предметов и явлений: При раздражении оп­ределенных мест коры больших полушарий регулярно наступают со­кращения. Углерод составляет самую важную часть растения. В контексте научной речи вневременное значение приобретает и про­шедшее время глагола: Произведено n опытов, в каждом из которых x приняла определенное значение. По наблюдениям ученых, процент глаголов настоящего времени в три раза превышает процент форм прошедшего времени, составляя 67–85% от всех глагольных форм.

Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в осо­бенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными.

 

19

 

Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синони­мично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид.

Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются глагольные формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наибо­лее конкретными, мал процент форм 1-го лица. Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и место­имения он, она, оно. Местоимение я не употребляется. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает разную степень отвлеченно­сти и обобщенности в значении «мы в совокупности» (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

Используется большое количество причастий и причастных обо­ротов (результаты работы, проделанной исследовательской груп­пой; устоявшееся в современной науке представление). Велика час­тотность краткой формы прилагательных и причастий (работа инте­ресна, результаты непредсказуемы, исследование завершено)

Синтаксис научного стиля. Для синтаксиса научного стиля ре­чи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отноше­ний между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами (Из полученного резуль­тата следует, что поле вне проводящей сферы не отличается от поля точечного заряда, сосредоточенного в месте расположения ее центра). Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах рас­пространены разные типы сложных предложений, в частности с ис­пользованием составных подчинительных союзов, что вообще харак­терно для книжной речи: вследствие того, что; ввиду того, что, не­смотря на то, что; в то время как и пр.

Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочета­ния, указывающие на последовательность изложения мыслей (во-первых, наконец, с другой стороны), на источник сообщения (по со­общению, по мнению, по данным и др.), на степень уверенности авто­ра (возможно, вероятно и др.). Для объединения частей текста, в ча­стности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: итак, таким образом, в заключение и пр.

20

 

Предложения в научном стиле однообразны по цели высказыва­ния – они почти всегда повествовательные. Вопросительные предло­жения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определен­ных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все вни­мание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах (Исследо­вание было завершено успешно; Различают метод вакуумной конден­сации и метод испарения-конденсации при атмосферном или повы­шенном давлении). Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении фор­мул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

Объективность изложения информации также подчеркивает пре­обладание пассивных конструкций (Химическая чистота продукта в этом случае определяется только чистотой исходного сырья; Обще­ние рассматривается как межличностное взаимодействие людей).

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Каковы лексические и фразеологические особенности научного стиля?

2. Каковы морфологические и словообразовательные особенности научного стиля?

3. Каковы синтаксические особенности научного стиля?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: