1. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло. – Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.
2. Некоторые деревья поражали своими размерами. – У него были туфли огромного размера. – Он объяснил мне, что такое ямб, хорей и другие стихотворные размеры.
21
3. Лепестки, пестик и тычинки – это части цветка. – Она толкла в ступке корицу, усердно стуча пестиком.
4. Крышка рояля была разбита, молоточки повреждены. – В руке он держал маленький блестящий молоточек. – Мышца, прикрепляющаяся к рукоятке молоточка, может натягивать барабанную перепонку.
Задание 2. Укажите лексические особенности научного стиля в следующих текстах.
Текст 1
Современная астрономия располагает большим количеством аргументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем конденсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс образования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Выяснение этого обстоятельства является одним из крупнейших достижений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что все звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих представлений способствовали, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие наблюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые из них возникли тогда, когда на Земле уже был человек.
|
|
Текст 2
При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением аппаратуры, позволяющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не следует тем не менее забывать, что это звуки языка, которые принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык – это средство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это общение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный).
Задание 3. Укажите грамматические особенности научного стиля в следующих текстах.
Текст 1
Различные направления и аспекты лингвопрагматики объединяет именно установка на функционирование языка в реальных актах речи и ситуациях общения, внимание к языку как деятельности, точнее, действию в процессе общения говорящих, воздействию говорящего на слушающего ради достижения своих целей и намерений, установка на учет широкого контекста при интерпретации высказывания. В центре внимания при этом оказывается не имманентная система языка, а функционирующий язык, человек как субъект речи и ее адресат.
|
|
22
Текст 2
То, что экспрессивно окрашенное значение в основной своей массе - результат вторичной номинации, вполне закономерное явление: в процессах переосмысления возникает возможность создания таких гибридных семантических форм, где при посредстве тропов уже ставшие объектом рациональной оценки понятия совмещаются с оценкой, в которой доминирует эмоциональное восприятие какого-либо признака, выделенного в данном понятии. Как уже отмечалось, эти типы оценки преследуют разные цели: они отображают объективно - или субъективно - ценностное отношение к тому, что попадает в сферу отражательно-познавательной деятельности человека.
Тема 3. НАУЧНЫЙ ТЕКСТ. ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ