Задание 1. Определите, в каких предложениях выделенные слова являются научными терминами. Аргументируйте свой ответ

1. У гуся страшная сила в крыльях: крылом он может перебить противнику крыло. – Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением.

2. Некоторые деревья поражали своими размерами. – У него бы­ли туфли огромного размера. – Он объяснил мне, что такое ямб, хо­рей и другие стихотворные размеры.

21

3. Лепестки, пестик и тычинки – это части цветка. – Она толкла в ступке корицу, усердно стуча пестиком.

4. Крышка рояля была разбита, молоточки повреждены. – В руке он держал маленький блестящий молоточек. – Мышца, прикреп­ляющаяся к рукоятке молоточка, может натягивать барабанную пе­репонку.

Задание 2. Укажите лексические особенности научного стиля в следующих текстах.

Текст 1

Современная астрономия располагает большим количеством ар­гументов в пользу утверждения, что звезды образуются путем кон­денсации облаков газово-пылевой межзвездной среды. Процесс обра­зования звезд из этой среды продолжается и в настоящее время. Вы­яснение этого обстоятельства является одним из крупнейших дости­жений современной астрономии. Еще сравнительно недавно считали, что все звезды образовались почти одновременно много миллиардов лет назад. Крушению этих представлений способствовали, прежде всего, прогресс наблюдательной астрономии и развитие теории строения и эволюции звезд. В результате стало ясно, что многие на­блюдаемые звезды являются сравнительно молодыми объектами, а некоторые из них возникли тогда, когда на Земле уже был человек.

Текст 2

При исследовании звуков языка современными акустическими или физиологическими методами с применением аппаратуры, позво­ляющей чрезвычайно точно и тонко анализировать эти звуки, не сле­дует тем не менее забывать, что это звуки языка, которые принимают непосредственное участие в его социальной роли, что в фонетике и является главным. Выражается же эта роль в том, что язык – это сред­ство общения, а звуки и есть та форма, при помощи которой это об­щение осуществляется. Поэтому звуки языка надо рассматривать не только как некое акустическое и физиологическое явление, но вместе с тем и как факт лингвистический (иначе социальный).

Задание 3. Укажите грамматические особенности научного сти­ля в следующих текстах.

Текст 1

Различные направления и аспекты лингвопрагматики объединяет именно установка на функционирование языка в реальных актах речи и ситуациях общения, внимание к языку как деятельности, точнее, действию в процессе общения говорящих, воздействию говорящего на слушающего ради достижения своих целей и намерений, установка на учет широкого контекста при интерпретации высказывания. В центре внимания при этом оказывается не имманентная система язы­ка, а функционирующий язык, человек как субъект речи и ее адресат.

22

Текст 2

То, что экспрессивно окрашенное значение в основной своей массе - результат вторичной номинации, вполне закономерное явле­ние: в процессах переосмысления возникает возможность создания таких гибридных семантических форм, где при посредстве тропов уже ставшие объектом рациональной оценки понятия совмещаются с оценкой, в которой доминирует эмоциональное восприятие какого-либо признака, выделенного в данном понятии. Как уже отмечалось, эти типы оценки преследуют разные цели: они отображают объек­тивно - или субъективно - ценностное отношение к тому, что попа­дает в сферу отражательно-познавательной деятельности человека.

Тема 3. НАУЧНЫЙ ТЕКСТ. ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ НАУЧНЫХ ТЕКСТОВ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: