Жанры научного стиля

Главным образом в зависимости от предполагаемого адресата и до некоторой степени в зависимости от целей автора и назначения текста (т.е. от функции текста) выделяют несколько подстилей: соб­ственно научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-справочный.

В тексте собственно научного подстиля специалист в области оп­ределенной науки делится новой информацией по какому-либо ас­пекту исследования с коллегами, т.е. также специалистами в этой об­ласти.

Тексты научно-учебного подстиля передают научную информа­цию от специалистов учащимся, будущим специалистам в опреде­ленной отрасли.

Научно-популярные произведения содержат научную информа­цию, подготовленную специалистами для широких масс населения, часто далеких от науки, т.е. «не специалистов» в сфере науки.

Тексты научно-информативного и научно-справочного характера выделены в отдельные подстили из-за того, что, во-первых, выходят за рамки четкой адресации информации (ими пользуются и специали­сты, и будущие специалисты, и не специалисты) и, во-вторых, час­тично являются вторичными (составленными на основе первичных авторских текстов).

Существующие сегодня научные тексты показывают, что совре­менный научный стиль – стиль открытый, он влияет на другие стили и подвержен влиянию других стилей. Например, наличие в литерату­ре фантастических произведений позволяет говорить об особой раз­новидности стиля – научной фантастике, объединяющей научный стиль и художественную литературу. Научные достижения и новые технологии проникают в нашу жизнь, обогащая нас новыми смысла­ми, новыми знаниями и, следовательно, словами и словосочетаниями как способами их обозначения.

26

В зависимости от формальных и содержательных особенностей текстов они относятся к разным жанрам.

Жанр (от франц. genre – род) – форма организации речевого ма­териала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено прежде всего наличием в нем множества типов текстов. Научная речь реализуется в крупных (монография, диссертация, учебник) и малых (статья, реферат, тезисы, рецензия) жанровых формах.

Опираясь на функциональную классификацию научных текстов, можно описать их различные жанры (таблица 1).

       Таблица 1

Жанровая классификация текстов научного стиля речи

                                                         

Подстили Жанры
Собственно научный монография, статья, тезисы, доклад, кур­совая работа, дипломная работа, диссер­тационная работа, научно-технический отчет
Научно-учебный учебник, учебное пособие, методическое пособие, лекция, конспект, реферат, уст­ный ответ, объяснение
Научно-популярный очерк, книга, лекция, статья, детская эн­циклопедия
Научно-информативный реферат, аннотация, конспект, тезисы, рецензия, патентное описание
Научно-справочный словарь, справочник, энциклопедия, ка­талог

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие структурные элементы выделяют в научном тексте?

2. Каковы особенности функционально-смысловых типов речи в на­учных текстах?

3. На каких принципах строится классификация подстилей научного стиля?

4. Какие жанры включены в существующие подстили научного сти­ля?

 

27

Задание 1. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения.

Язык – это продукт общественной деятельности, это отличитель­ная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна че­ловеку членораздельная речь?

Во-первых, язык необходим для того, чтобы люди могли обмени­ваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е. он нужен как средство общения.

Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практи­ки. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.

Наконец, в-третьих, язык используют для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, переживания.

Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и за­крепляется в языке.

Задание 2. Определите, к какому подстилю научного стиля отно­сятся тексты, аргументируйте свое мнение.

Текст 1

Технологическая работоспособность машин – это их свойство со­хранять в заданных пределах и во времени значения показателей, оп­ределяющих качество осуществления технологического процесса, прежде всего это полнота и точность выполнения агротехнологических требований (глубина обработки, посева, норма высева и распре­деление семян в почве, высота среза растений и др.)

Так как трактор выполняет функцию тяговых или тягово-приводных энергетических средств, а технологические операции вы­полняются рабочими машинами (сеялками, культиваторами и др.), то качество полевых операций определяется уровнем технологической работоспособности машин и трактора в целом.

Текст 2

Трактор и машинный агрегат состоят из отдельных элементов системы, которые находятся в сложном взаимодействии, отказ любо-

 

28

 

го элемента отразится как на его надёжности, так и на технологиче­ской работоспособности всей системы в целом. В теории надёжности существуют два основных вида соединения элементов системы. Как показывает анализ, основные элементы системы трактора, с точки зрения его технологической работоспособности, имеют последова­тельное соединение, так как при этом соединении отказ какого-либо элемента влечёт за собой отказ всей системы.

Текст 3

Качество продуктов на нашем столе напрямую зависит от качест­ва выполнения определенных операций разных сельскохозяйствен­ных машин. Насколько качественно эти машины будут выполнять свои операции, судят по показателю, который называется технологи­ческой работоспособностью. Высокий уровень технологической ра­ботоспособности машин позволяет не только повысить качество ово­щей, фруктов, зерновых и т.д., но и понизить их себестоимость, что, конечно, играет немаловажную роль для любой семьи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: