Главным образом в зависимости от предполагаемого адресата и до некоторой степени в зависимости от целей автора и назначения текста (т.е. от функции текста) выделяют несколько подстилей: собственно научный, научно-учебный, научно-популярный, научно-деловой, научно-справочный.
В тексте собственно научного подстиля специалист в области определенной науки делится новой информацией по какому-либо аспекту исследования с коллегами, т.е. также специалистами в этой области.
Тексты научно-учебного подстиля передают научную информацию от специалистов учащимся, будущим специалистам в определенной отрасли.
Научно-популярные произведения содержат научную информацию, подготовленную специалистами для широких масс населения, часто далеких от науки, т.е. «не специалистов» в сфере науки.
Тексты научно-информативного и научно-справочного характера выделены в отдельные подстили из-за того, что, во-первых, выходят за рамки четкой адресации информации (ими пользуются и специалисты, и будущие специалисты, и не специалисты) и, во-вторых, частично являются вторичными (составленными на основе первичных авторских текстов).
|
|
Существующие сегодня научные тексты показывают, что современный научный стиль – стиль открытый, он влияет на другие стили и подвержен влиянию других стилей. Например, наличие в литературе фантастических произведений позволяет говорить об особой разновидности стиля – научной фантастике, объединяющей научный стиль и художественную литературу. Научные достижения и новые технологии проникают в нашу жизнь, обогащая нас новыми смыслами, новыми знаниями и, следовательно, словами и словосочетаниями как способами их обозначения.
26
В зависимости от формальных и содержательных особенностей текстов они относятся к разным жанрам.
Жанр (от франц. genre – род) – форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи. Жанровое многообразие научного стиля обусловлено прежде всего наличием в нем множества типов текстов. Научная речь реализуется в крупных (монография, диссертация, учебник) и малых (статья, реферат, тезисы, рецензия) жанровых формах.
Опираясь на функциональную классификацию научных текстов, можно описать их различные жанры (таблица 1).
Таблица 1
Жанровая классификация текстов научного стиля речи
Подстили | Жанры |
Собственно научный | монография, статья, тезисы, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа, научно-технический отчет |
Научно-учебный | учебник, учебное пособие, методическое пособие, лекция, конспект, реферат, устный ответ, объяснение |
Научно-популярный | очерк, книга, лекция, статья, детская энциклопедия |
Научно-информативный | реферат, аннотация, конспект, тезисы, рецензия, патентное описание |
Научно-справочный | словарь, справочник, энциклопедия, каталог |
Вопросы и задания для самоконтроля
|
|
1. Какие структурные элементы выделяют в научном тексте?
2. Каковы особенности функционально-смысловых типов речи в научных текстах?
3. На каких принципах строится классификация подстилей научного стиля?
4. Какие жанры включены в существующие подстили научного стиля?
27
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите средства, с помощью которых достигается логичность изложения.
Язык – это продукт общественной деятельности, это отличительная особенность общества. А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, язык необходим для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями при всякого рода совместной деятельности, т. е. он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения общественной практики. Когда Архимед открыл свой закон, то первое, что он при этом сделал, – сформулировал этот закон в словах, выразил свою мысль так, что она стала доступной для понимания и его современникам, и нам, далеким потомкам. Когда вы учитесь в школе, вы усваиваете достижения общественного опыта по учебникам, где необходимые сведения изложены в языковой форме.
Наконец, в-третьих, язык используют для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции. Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли, переживания.
Без языка не было бы самого человека, потому что все то, что есть в нем человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.
Задание 2. Определите, к какому подстилю научного стиля относятся тексты, аргументируйте свое мнение.
Текст 1
Технологическая работоспособность машин – это их свойство сохранять в заданных пределах и во времени значения показателей, определяющих качество осуществления технологического процесса, прежде всего это полнота и точность выполнения агротехнологических требований (глубина обработки, посева, норма высева и распределение семян в почве, высота среза растений и др.)
Так как трактор выполняет функцию тяговых или тягово-приводных энергетических средств, а технологические операции выполняются рабочими машинами (сеялками, культиваторами и др.), то качество полевых операций определяется уровнем технологической работоспособности машин и трактора в целом.
Текст 2
Трактор и машинный агрегат состоят из отдельных элементов системы, которые находятся в сложном взаимодействии, отказ любо-
28
го элемента отразится как на его надёжности, так и на технологической работоспособности всей системы в целом. В теории надёжности существуют два основных вида соединения элементов системы. Как показывает анализ, основные элементы системы трактора, с точки зрения его технологической работоспособности, имеют последовательное соединение, так как при этом соединении отказ какого-либо элемента влечёт за собой отказ всей системы.
Текст 3
Качество продуктов на нашем столе напрямую зависит от качества выполнения определенных операций разных сельскохозяйственных машин. Насколько качественно эти машины будут выполнять свои операции, судят по показателю, который называется технологической работоспособностью. Высокий уровень технологической работоспособности машин позволяет не только повысить качество овощей, фруктов, зерновых и т.д., но и понизить их себестоимость, что, конечно, играет немаловажную роль для любой семьи.