Задание 3. Назовите стиль текста. Свое мнение обоснуйте

Ночной сад Однажды я как-то замешкался в поле; дичи попадалось порядоч­но, и день вышел такой для охоты хороший: с самого утра тихий, се­рый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже со­вершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно ста­ла на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знако­мую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный, разбитый по-старинному, он состоял из од­ной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее высокой каймой.

Тема 2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ

Научный стиль – это функциональный стиль литературного языка, обслуживающий сферу науки, образования и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль существует в письменной и уст­ной формах. Наиболее ярко все его черты отражаются в письменной форме.

Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от наук и различий между жанрами (монография, статья, доклад, учеб­ник и т.п.). Стилевые черты научной речи: объективность, абстракт­ность, логичность, доказательность, полнота высказывания, книж­ность изложения, точность определения понятий, насыщенность фак­тической информацией, обобщенность изложения, композиционная четкость, однозначность, эксплицитность (открытость), экономич­ность изложения, упорядоченность системы связей между частями.

16

Лексика и фразеология научного стиля речи. Стремление на­учного стиля к точности проявляется на уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика – научная терминология.

Термины. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрыва­ют их содержание особые лексические единицы – термины. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом опреде­ленной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, сим­птом, сфера, фаза, низкие температуры.

Значительная часть терминов является интернациональной лек­сикой (радиация, асфиксия, фонема). Термины – это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной едини­цей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над дру­гими видами специальной лексики (номенклатурными наименова­ниями, профессионализмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15–20% общей лексики данного стиля.

Для терминов как основных лексических составляющих научно­го стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже – в двух значениях, которые являются терминологическими: си­ла, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила – величина век­торная и в каждый момент времени характеризуется числовым значе­нием. В данной главе содержатся сведения об основных стихотвор­ных размерах.)

Общенаучная и абстрактная лексика. Важным компонентом лексики научного стиля является общенаучная лексика: число, сис­тема, функция, значение, элемент, процесс, множество, вещество, плоскость. Общенаучная лексика доминирует в гипотезе (положении, истинность которого должна быть доказана).

Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением: творчество, само­сознание, осмысление, интенсивность, особенность, характер, стремление.

 

17

 

Одной из особенностей употребления как терминов, так и обще­научных слов является их многократное повторение в научном тек­сте. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художест­венной речи является речевой ошибкой (тавтологией), а в научной речи это закономерность, стилевая примета.

Фразеология научного стиля. Научный стиль имеет и свою фра­зеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, рациональное зерно, крае­угольный камень, демографический взрыв, солнечная корона, коэф­фициент полезного действия, а также различного рода клише: заклю­чается в …, представляет собой …, состоит из …, найти ключ к проблеме, следовать примеру, иметь значение, оказывать влияние, выполнять функции, опираться на мнение, основываться на теории.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: