Ночной сад Однажды я как-то замешкался в поле; дичи попадалось порядочно, и день вышел такой для охоты хороший: с самого утра тихий, серый, словно весь проникнутый вечером. Я забрел далеко, и уже совершенно стемнело, но луна взошла, а ночь, как говорится, давно стала на небе, когда я достиг знакомой усадьбы. Я перешел через знакомую дорогу, пробрался сквозь запыленную крапиву и прислонился к палисаднику. Неподвижно лежал передо мной небольшой сад, весь озаренный и как бы успокоенный серебристыми лучами луны, весь благовонный и влажный, разбитый по-старинному, он состоял из одной продолговатой поляны. Прямые дорожки сходились на самой ее середине в круглую клумбу, густо заросшую астрами, высокие липы окружали ее высокой каймой.
Тема 2. НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ. ЯЗЫКОВЫЕ СРЕДСТВА, ФОРМИРУЮЩИЕ НАУЧНЫЙ СТИЛЬ РЕЧИ
Научный стиль – это функциональный стиль литературного языка, обслуживающий сферу науки, образования и производства и предназначенный для передачи объективной информации о природе, человеке и обществе. Научный стиль существует в письменной и устной формах. Наиболее ярко все его черты отражаются в письменной форме.
|
|
Научный стиль имеет ряд черт, проявляющихся независимо от наук и различий между жанрами (монография, статья, доклад, учебник и т.п.). Стилевые черты научной речи: объективность, абстрактность, логичность, доказательность, полнота высказывания, книжность изложения, точность определения понятий, насыщенность фактической информацией, обобщенность изложения, композиционная четкость, однозначность, эксплицитность (открытость), экономичность изложения, упорядоченность системы связей между частями.
16
Лексика и фразеология научного стиля речи. Стремление научного стиля к точности проявляется на уровне лексики в том, что значительное место в ней занимает специальная лексика – научная терминология.
Термины. Так как ведущей формой научного мышления является понятие, то и почти каждая лексическая единица в научном стиле обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы – термины. Термин – это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным. Приведем примеры терминов: атрофия, численные методы алгебры, диапазон, зенит, лазер, призма, радиолокация, симптом, сфера, фаза, низкие температуры.
|
|
Значительная часть терминов является интернациональной лексикой (радиация, асфиксия, фонема). Термины – это условный язык науки. Термин является основной лексической и понятийной единицей научной сферы человеческой деятельности. В количественном отношении в текстах научного стиля термины преобладают над другими видами специальной лексики (номенклатурными наименованиями, профессионализмами и пр.), в среднем терминологическая лексика обычно составляет 15–20% общей лексики данного стиля.
Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже – в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, кислый, движение, твердый (Сила – величина векторная и в каждый момент времени характеризуется числовым значением. В данной главе содержатся сведения об основных стихотворных размерах.)
Общенаучная и абстрактная лексика. Важным компонентом лексики научного стиля является общенаучная лексика: число, система, функция, значение, элемент, процесс, множество, вещество, плоскость. Общенаучная лексика доминирует в гипотезе (положении, истинность которого должна быть доказана).
Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением: творчество, самосознание, осмысление, интенсивность, особенность, характер, стремление.
17
Одной из особенностей употребления как терминов, так и общенаучных слов является их многократное повторение в научном тексте. Повторение одних и тех же слов в узком контексте в художественной речи является речевой ошибкой (тавтологией), а в научной речи это закономерность, стилевая примета.
Фразеология научного стиля. Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, рациональное зерно, краеугольный камень, демографический взрыв, солнечная корона, коэффициент полезного действия, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, найти ключ к проблеме, следовать примеру, иметь значение, оказывать влияние, выполнять функции, опираться на мнение, основываться на теории.