ИССЛЕДОВАНИЕМ. ОПИСАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Виды научных исследований
Научное исследование – процесс изучения, эксперимента, концептуализации и проверки теории, связанный с получением новых научных знаний.
Выделяют несколько видов научных исследований.
1. Фундаментальное исследование проводится с целью получения новых знаний независимо от перспектив их применения.
2. Прикладное исследование направлено главным образом на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач.
3. Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.
4. Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.
5. Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, благодаря которым ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.
6. Аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.
7. Поисковое исследование направлено на определение перспективности работы над темой, определение путей решения научных задач.
40
8. Критическое исследование проводится с целью опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее отражает реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.
9. Уточняющее исследование имеет целью установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.
10. Воспроизводящее исследование проводится с целью точного повторения эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает большое число воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.
11. Разработка - это научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.
Этапы научного исследования
В выполнении любого научного исследования, включая диссертационное, можно выделить несколько этапов:
• выбор темы исследования;
• изучение состояния вопроса (анализ научной литературы);
• определение цели и задач исследования;
• обоснование объекта и предмета исследования;
• выбор общей и частных методик исследования;
• выполнение исследования (проведение эксперимента, изучение документов, формирование баз данных и др.);
• обработка экспериментальных данных;
• представление, анализ и оценка результатов исследований;
• формулировка выводов и научных положений.
41
Остановимся подробнее на некоторых этапах.
Понятие научного интереса
Выбор темы исследования зависит от области научных интересов исследователя. Категория интереса в науке (лат. interest – иметь значение) является одной из базовых, характеризующих активное отношение человека к окружающему его миру. Интерес рассматривают в качестве побудительной силы человеческих поступков.
Содержание интереса выражает объективно сложившееся отношение субъекта к условиям его существования. Объективный характер интересов в общем и целом выражается в следующих моментах: 1) появление интересов у субъекта предопределено наличием у него потребностей; 2) содержание интересов обусловлено особенностями предмета потребности и процесса овладения им в данных условиях; 3) реализация интересов сопряжена с преодолением объективно существующих препятствий, с наличием определенных средств, вступающих во взаимодействие с субъектом. В объективных интересах выражена необходимость и вместе с тем объективная целесообразность совершения субъектом определенных действий. Они, т.е. интересы, всегда и во всех случаях выступают как оптимальный способ социального самоутверждения субъекта.
Научный интерес является побудительной основой исследовательской деятельности. Исследователь – это специалист, создающий или открывающий новые знания в соответствующей отрасли деятельности. Накопленные новые знания позволяют выдающимся исследователям совершать научные открытия, которые влияют на ход развития человеческой цивилизации.






