Описание результатов исследования

Практически все жанры научного стиля являются публикацией результатов научного исследования, какого бы характера – теорети­ческого или эмпирического – оно не было. Соответственно, они пи­шутся только после проведения этого исследования.

Обзор литературных источников, т.е. описание результатов ис­следования научной литературы, составляет основу теоретической части любой квалификационной работы, в частности магистерской диссертации. Описание результатов остальных этапов исследования, в зависимости от их специфики, осуществляется постепенно в ходе реализации данных этапов и воплощается в практических частях ква­лификационной работы.

44

По результатам научного исследования можно опубликовать ряд статей, в которых раскрываются отдельные аспекты изученной про­блемы. Содержание статьи должно быть не только логичным, одно­значным и объективным, но и легким для понимания. Простота изло­жения достигается следованием правилу, согласно которому в одном предложении может содержаться только одна мысль. Когда мысль позаимствована у другого исследователя, или она является результа­том развития идеи, высказанной ранее, то следует указать источник. Заимствованные мысли – цитаты – служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содер­жания, можно создать систему убедительных доказательств, необхо­димых для объективной характеристики обозреваемого явления.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Назовите основные виды научных исследований.

2. Что такое научный интерес? Как он формируется?

3. В чем состоит необходимость такого этапа исследования, как ана­лиз научной литературы?

4. Каковы особенности описания результатов научного исследования?

Задание 1. Подготовьте текст научной статьи обзорного харак­тера по теме магистерского исследования, учитывая традицион­ную структуру и логику изложения материала обзорной статьи.

Тема 7. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ

Цитирование

Особой формой фактического материала являются цитаты, ко­торые органически вплетаются в собственный текст, составляя неотъ­емлемую часть анализируемого материала. Они используются для то­го, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений автора научной работы.

Во всех случаях число используемых цитат должно быть опти­мальным, т.е. определяться потребностями разработки темы исследо­вания. От автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируе­мых источников. Причины искажений могут быть различными.

45

В од­них случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других – цитаты ограничи­ваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора исследования. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассмат­ривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточно­сти при цитировании.

Наряду с прямым цитированием часто прибегают к косвенному цитированию – пересказу текста первоисточника. В этом случае так­же не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пе­ресказа надо тщательно сверять с первоисточником.

Цитирование в статьях обеспечивает целостность научного со­общества, поэтому ссылки на других авторов должны однозначно указывать на определенную публикацию, чтобы читатель имел воз­можность ознакомиться с первоисточником.

Существуют базовые требования к цитированию.

1. Цитата всегда приводится в кавычках, точно по тексту перво­источника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.

2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозна­чается многоточием.

3. Не допускается объединение в одной цитате нескольких от­рывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.

4. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ука­занием на источник (библиографической ссылкой).

5. При указании конкретных результатов чужих исследований необходимо давать ссылку на первоисточник, а не на обзорные пуб­ликации, в которых были упомянуты интересующие вас факты. Обзо­ры следует использовать по их прямому назначению, т.е. для получе­ния информации о новых идеях.

6. Не следует забывать и о разной степени достоверности инфор­мации, представляющей собой либо факты, полученные в экспери­менте, либо гипотезы и теории. Информация, размещенная на Интер­нет-сайтах, далеко не всегда является достоверной и авторитетной.

7. Ни в коем случае не допускается искусственное увеличение списка цитируемых работ для придания большего веса собственной публикации.

46

Необходимо внимательно относиться к существующим правилам оформления цитат. Цитаты можно ввести в контекст различными способами:

Автор пишет: «…».

Исследователи подчеркивают, что «…».

«…», – считает ученый.

«…, – отмечает исследователь, –...».

«…, – отмечается по этому поводу в статье (работе). – …».

Автор делает важное замечание: «…».

В итоге делается следующий вывод: «…».

«…», – заключает ученый.

Ссылки и сноски

Научная этика – совокупность официально опубликованных ад­министративных правил, а также совокупность моральных принци­пов, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и ко­торые обеспечивают функционирование науки.

Выделяют следующие моральные принципы:

1) коллективизм – результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества;

2) универсализм – оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия стандартам науч­ной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса;

3) бескорыстность – при опубликовании научных результатов иссле­дователь не должен стремиться к получению какой-то личной вы­годы, кроме удовлетворения от решения проблемы;

4) организованный скептицизм – исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигаю­щимся их коллегами;

5) самоценность истины – в науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах;

6) ценность новизны – наука развивается только непрерывным при­ращением и обновлением знания;

7) научная честность при изложении результатов исследования – уче­ный может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результа­ты; ученый может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.

Данные моральные принципы в реальности нарушается. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к «макула­турной науке», идеологизации и коммерционализации науки. В раз­личных научных сообществах может устанавливаться различная же­сткость санкций за нарушение этических принципов науки.

 

47

Авторство тех или иных идей и научных текстов призваны за­фиксировать ссылки, которые являются обязательным условием оформления научных произведений. Они же обеспечивают четкую селекцию уже известных науке фактов и новых результатов.

Ссылку на научную работу какого-либо автора следует давать внутри или по окончании предложения (абзаца) в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы. Если ссылку при­водят на конкретный фрагмент текста, то указывают и порядковый номер страницы. Например: [10], [10; 15], [10–13], [10, с. 81].

Сноска – это примечание, помещаемое внизу полосы (постра­ничная сноска) или в конце текста (концевая сноска). Текст сноски связан с основным текстом при помощи знака сноски. В качестве зна­ка сноски может использоваться цифра, звёздочка, реже – другие зна­ки.

Сноски обычно набирают шрифтом пониженного кегля по срав­нению с основным текстом и отделяют от него пробелом или линей­кой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: