Практически все жанры научного стиля являются публикацией результатов научного исследования, какого бы характера – теоретического или эмпирического – оно не было. Соответственно, они пишутся только после проведения этого исследования.
Обзор литературных источников, т.е. описание результатов исследования научной литературы, составляет основу теоретической части любой квалификационной работы, в частности магистерской диссертации. Описание результатов остальных этапов исследования, в зависимости от их специфики, осуществляется постепенно в ходе реализации данных этапов и воплощается в практических частях квалификационной работы.
44
По результатам научного исследования можно опубликовать ряд статей, в которых раскрываются отдельные аспекты изученной проблемы. Содержание статьи должно быть не только логичным, однозначным и объективным, но и легким для понимания. Простота изложения достигается следованием правилу, согласно которому в одном предложении может содержаться только одна мысль. Когда мысль позаимствована у другого исследователя, или она является результатом развития идеи, высказанной ранее, то следует указать источник. Заимствованные мысли – цитаты – служат необходимой опорой в процессе анализа и синтеза информации. Отталкиваясь от их содержания, можно создать систему убедительных доказательств, необходимых для объективной характеристики обозреваемого явления.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Назовите основные виды научных исследований.
2. Что такое научный интерес? Как он формируется?
3. В чем состоит необходимость такого этапа исследования, как анализ научной литературы?
4. Каковы особенности описания результатов научного исследования?
Задание 1. Подготовьте текст научной статьи обзорного характера по теме магистерского исследования, учитывая традиционную структуру и логику изложения материала обзорной статьи.
Тема 7. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ
Цитирование
Особой формой фактического материала являются цитаты, которые органически вплетаются в собственный текст, составляя неотъемлемую часть анализируемого материала. Они используются для того, чтобы без искажений передать мысль автора первоисточника, для идентификации взглядов при сопоставлении различных точек зрения и т.д. Цитаты могут использоваться и для подтверждения отдельных положений автора научной работы.
Во всех случаях число используемых цитат должно быть оптимальным, т.е. определяться потребностями разработки темы исследования. От автора требуется установить, уместно ли применение цитат в конкретном контексте, нет ли в них искажений смысла анализируемых источников. Причины искажений могут быть различными.
45
В одних случаях из первоисточника могут быть взяты слова, которые не определяют сути взглядов его автора. В других – цитаты ограничиваются словами, которые содержат только часть мысли, например ту, которая больше отвечает интересам автора исследования. Иногда в цитате излагается точка зрения не на тот предмет, который рассматривается в данном контексте. Возможны и иные смысловые неточности при цитировании.
Наряду с прямым цитированием часто прибегают к косвенному цитированию – пересказу текста первоисточника. В этом случае также не исключается вероятность искажения смысла, поэтому текст пересказа надо тщательно сверять с первоисточником.
Цитирование в статьях обеспечивает целостность научного сообщества, поэтому ссылки на других авторов должны однозначно указывать на определенную публикацию, чтобы читатель имел возможность ознакомиться с первоисточником.
Существуют базовые требования к цитированию.
1. Цитата всегда приводится в кавычках, точно по тексту первоисточника: с теми же знаками препинания и в той же грамматической форме.
2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании обозначается многоточием.
3. Не допускается объединение в одной цитате нескольких отрывков, взятых из разных мест. Каждый такой отрывок должен оформляться как отдельная цитата.
4. При цитировании каждая цитата должна сопровождаться указанием на источник (библиографической ссылкой).
5. При указании конкретных результатов чужих исследований необходимо давать ссылку на первоисточник, а не на обзорные публикации, в которых были упомянуты интересующие вас факты. Обзоры следует использовать по их прямому назначению, т.е. для получения информации о новых идеях.
6. Не следует забывать и о разной степени достоверности информации, представляющей собой либо факты, полученные в эксперименте, либо гипотезы и теории. Информация, размещенная на Интернет-сайтах, далеко не всегда является достоверной и авторитетной.
7. Ни в коем случае не допускается искусственное увеличение списка цитируемых работ для придания большего веса собственной публикации.
46
Необходимо внимательно относиться к существующим правилам оформления цитат. Цитаты можно ввести в контекст различными способами:
Автор пишет: «…».
Исследователи подчеркивают, что «…».
«…», – считает ученый.
«…, – отмечает исследователь, –...».
«…, – отмечается по этому поводу в статье (работе). – …».
Автор делает важное замечание: «…».
В итоге делается следующий вывод: «…».
«…», – заключает ученый.
Ссылки и сноски
Научная этика – совокупность официально опубликованных административных правил, а также совокупность моральных принципов, которых придерживаются ученые в научной деятельности, и которые обеспечивают функционирование науки.
Выделяют следующие моральные принципы:
1) коллективизм – результаты исследования должны быть открыты для научного сообщества;
2) универсализм – оценка любой научной идеи или гипотезы должна зависеть только от ее содержания и соответствия стандартам научной деятельности, а не от социальных характеристик ее автора, например, его статуса;
3) бескорыстность – при опубликовании научных результатов исследователь не должен стремиться к получению какой-то личной выгоды, кроме удовлетворения от решения проблемы;
4) организованный скептицизм – исследователи должны критично относиться как к собственным идеям, так и к идеям, выдвигающимся их коллегами;
5) самоценность истины – в науке в качестве идеала провозглашается принцип, что перед лицом истины все исследователи равны, что никакие прошлые заслуги не принимаются во внимание, если речь идет о научных доказательствах;
6) ценность новизны – наука развивается только непрерывным приращением и обновлением знания;
7) научная честность при изложении результатов исследования – ученый может ошибаться, но не имеет права подтасовывать результаты; ученый может повторить уже сделанное открытие, но не имеет права заниматься плагиатом.
Данные моральные принципы в реальности нарушается. Снижение «качества знания» при нарушении этики науки ведет к «макулатурной науке», идеологизации и коммерционализации науки. В различных научных сообществах может устанавливаться различная жесткость санкций за нарушение этических принципов науки.
47
Авторство тех или иных идей и научных текстов призваны зафиксировать ссылки, которые являются обязательным условием оформления научных произведений. Они же обеспечивают четкую селекцию уже известных науке фактов и новых результатов.
Ссылку на научную работу какого-либо автора следует давать внутри или по окончании предложения (абзаца) в квадратных скобках в соответствии с нумерацией в списке литературы. Если ссылку приводят на конкретный фрагмент текста, то указывают и порядковый номер страницы. Например: [10], [10; 15], [10–13], [10, с. 81].
Сноска – это примечание, помещаемое внизу полосы (постраничная сноска) или в конце текста (концевая сноска). Текст сноски связан с основным текстом при помощи знака сноски. В качестве знака сноски может использоваться цифра, звёздочка, реже – другие знаки.
Сноски обычно набирают шрифтом пониженного кегля по сравнению с основным текстом и отделяют от него пробелом или линейкой.