Анализ научной литературы

Любое научное исследование, независимо от его характера, на­чинается с изучения литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы исследования) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, на­до разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только то­гда становится ясным, что еще не сделано по выбранной теме (ведут­ся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит выполнить са­мому автору. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления.

 

42

В-третьих, в литературных источниках находят числовые дан­ные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществ­ления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме исследования обязательно должен присутствовать в качестве составной части научного текста любого жанра. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом иссле­дования в теоретических частях квалификационных работ.

В результате, по литературным источникам необходимо ясно се­бе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее характеристику, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.

Необходимо помнить, что исследование литературных источни­ков – это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Приступая к отбору и изучению литературных источников, нужно выбрать способ поиска информации. Можно «зацепиться» за моно­графию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» разверты­вания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме квалификационной рабо­ты. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обра­щении не ко всему массиву научной информации, а только к авторе­фератам диссертаций, специализированным журналам, другим пе­риодическим изданиям за последние несколько лет, публикующим информацию, относящуюся к интересующей отрасли. Таким образом можно получить представление о сложившемся информационном по­ле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике работы. Целесообразно чтение научной литературы начать с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся.

Минимальный объем совокупного научного текста, изучаемого при выполнении, например, магистерской работы, должен составлять не менее 1500 страниц.

При изучении литературы не нужно стремиться только к заимст­вованию материала. Параллельно следует обдумать найденную ин­формацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.

При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и потому является наи­более ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочи­танного является возможность его практического использования в ис­следовании.

 

43

При изучении материалов по теме исследования используются не только научные издания, включающие в себя жанры собственно на­учного подстиля (статьи, монографии, диссертации и т.д.). Работа со справочными изданиями (словарями, в частности терминологически­ми, справочниками, энциклопедиями, статистическими сборниками и др.) часто является неотъемлемой составляющей анализа источников информации.

Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими поль­зоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.

Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значи­тельную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов.

Во всех случаях следует отбирать только последние данные, вы­бирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взя­ты материалы. При отборе фактов из литературных источников нуж­но подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь посто­янно идет вперед, развиваются науки, техника, культура. То, что счи­талось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: