Любое научное исследование, независимо от его характера, начинается с изучения литературы по исследуемой проблеме. Эта часть подготовки работы является опережающей (изучение литературы должно начинаться еще в процессе выбора темы исследования) в силу нескольких обстоятельств. Во-первых, прежде чем писать работу, надо разобраться в том, что уже написано, сделано другими. Только тогда становится ясным, что еще не сделано по выбранной теме (ведутся научные споры; сталкиваются разные научные концепции и идеи; что устарело; какие вопросы не решены) и надлежит выполнить самому автору. Во-вторых, в процессе работы над информационными материалами выясняется, что можно и нужно творчески заимствовать из работ других авторов и перенести в собственную работу в качестве своеобразной базы, используемой для сравнения и противопоставления.
42
В-третьих, в литературных источниках находят числовые данные, которые необходимы для иллюстрации своей работы, осуществления различных оценок и расчетов. И, наконец, анализ работ других авторов по теме исследования обязательно должен присутствовать в качестве составной части научного текста любого жанра. Кроме того, анализ литературных источников является основным методом исследования в теоретических частях квалификационных работ.
|
|
В результате, по литературным источникам необходимо ясно себе представить все то, что имеет отношение к изучаемой проблеме: ее характеристику, историю, степень разработанности, применяемые методы исследования и т.д.
Необходимо помнить, что исследование литературных источников – это прежде всего обобщение уже имеющейся информации. Приступая к отбору и изучению литературных источников, нужно выбрать способ поиска информации. Можно «зацепиться» за монографию, журнал, статью, в которых есть ссылки на использованную литературу, и далее может происходить «цепная реакция» развертывания поиска, в ходе которой каждый новый источник расширяет круг представлений о публикациях по теме квалификационной работы. Другой, более упрощенный, подход состоит в изначальном обращении не ко всему массиву научной информации, а только к авторефератам диссертаций, специализированным журналам, другим периодическим изданиям за последние несколько лет, публикующим информацию, относящуюся к интересующей отрасли. Таким образом можно получить представление о сложившемся информационном поле, в котором сосредоточены источники знаний, различных сведений и данных по проблематике работы. Целесообразно чтение научной литературы начать с источника, в котором интересующая проблема представлена более широко или даже целиком. Такой источник даст общее представление о теме и вопросах, ее касающихся.
|
|
Минимальный объем совокупного научного текста, изучаемого при выполнении, например, магистерской работы, должен составлять не менее 1500 страниц.
При изучении литературы не нужно стремиться только к заимствованию материала. Параллельно следует обдумать найденную информацию. Этот процесс должен совершаться в течение всей работы над темой, тогда собственные мысли, возникшие в ходе знакомства с чужими работами, послужат основой для получения нового знания.
При изучении литературы по выбранной теме используется не вся информация, в ней заключенная, а только та, которая имеет непосредственное отношение к теме исследования и потому является наиболее ценной и полезной. Таким образом, критерием оценки прочитанного является возможность его практического использования в исследовании.
43
При изучении материалов по теме исследования используются не только научные издания, включающие в себя жанры собственно научного подстиля (статьи, монографии, диссертации и т.д.). Работа со справочными изданиями (словарями, в частности терминологическими, справочниками, энциклопедиями, статистическими сборниками и др.) часто является неотъемлемой составляющей анализа источников информации.
Изучая литературные источники, нужно очень тщательно следить за оформлением выписок, чтобы в дальнейшем было легко ими пользоваться. Работая над каким-либо частным вопросом или разделом, надо постоянно видеть его связь с проблемой в целом, а разрабатывая широкую проблему, уметь делить ее на части, каждую из которых продумывать в деталях.
Возможно, что часть полученных данных окажется бесполезной: очень редко они используются полностью. Поэтому необходим их тщательный отбор и оценка. Научное творчество включает значительную часть черновой работы, связанной с подбором основной и дополнительной информации, ее обобщением и представлением в форме, удобной для анализа и выводов.
Во всех случаях следует отбирать только последние данные, выбирать самые авторитетные источники, точно указывать, откуда взяты материалы. При отборе фактов из литературных источников нужно подходить к ним критически. Нельзя забывать, что жизнь постоянно идет вперед, развиваются науки, техника, культура. То, что считалось абсолютно точным вчера, сегодня может оказаться неточным, а иногда и неверным.