Завершающее упражнение

См. в соответствующем разделе (стр. 84).



Занятие 7. Креативность

«Именные качества» (2-4 минуты)

Цель: тренировка вербального воображения, создание рабочего настроя.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается по очереди, называя имя, сказать три личностных качества на ту же букву.

Вопросы для обсуждения:

- Чем вызвано перечисление именно таких качеств?

- Что помешало назвать другие?

 «Некреативный город» (5-7 минут)

Цель: создание положительного настроения, прояснение понятий креативности и некреативности.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается по очереди произносить по одному предложению про город самых некреативных людей. Каждый следующий участник продолжает по смыслу предложение предыдущего участника, тем самым составляя рассказ об этом вымышленном городе. Игра заканчивается, когда составлен законченный рассказ и пройдено не меньше двух полных кругов.

Вопросы для обсуждения:

- На основе этого рассказа, как бы вы определили понятие «креативность»?

«НГОК» (10-15 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: тренировка вербального воображения.

Ход игры/упражнения:

Придумать и записать как можно больше предложений по формуле НГОК – чтобы первое слово в предложении начиналось на «н», второе на «г» и т.д. (на это отводится 3 минуты). Участники зачитывают самые удачные. После этого игрокам предлагается составить рассказ по формуле НГОК НГОК НГОК (5 минут).

Вопросы для обсуждения:

- Что было сложным?

- Что помогало выполнить задание?

- Какие предложения или рассказы запомнились?

«Цепочка профессий» (3-5 минут)

Цель: развитие ассоциативного мышления, совершенствование операции обобщения.

Ход игры/упражнения:

Одному из участников предлагается назвать любую профессию. Кто сидит слева от него, называет профессию, которая имеет с предыдущей что-то общее, и объясняет, что именно общего есть между ними. К примеру: называют профессию таксиста, второй участник продолжает профессией психолога, объясняя тем, что и тот, и другой в большинстве случаев много общаются с людьми. Цепочка продолжается дальше, 1 или 2 круга.

«Нестандарт» (10-15 минут)

Цель: развитие дивергентного мышления.

Ход игры/упражнения:

Данное упражнение подразумевает придумывание как можно большего количества разнообразных осуществимых способов оригинального использования обычных предметов, например таких:

- бумажных листов или старых газет,

- пустых картонных коробок,

- кирпичей,

- автомобильных покрышек,

- бутылочных пробок,

- школьного дневника,

- бейджа.

Работа выполняется в командах по 4-5 человек. Представление работ происходит следующим образом: одна из подгрупп называет один способ использования предмета, что оценивается в 1 балл. Следующая подгруппа представляет ещё один способ и т.д., повторяться нельзя. Выигрывает подгруппа, набравшая в итоге больше баллов. Для удобства можно заранее подготовить чистый лист для записи баллов.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, как это упражнение связано с креативностью?

- Где в жизни вам может пригодиться умение находить нестандартные решения?

Примечание:

Наиболее наглядно упражнение проходит, когда есть возможность дать участникам те предметы, о которых идет речь, и попросить не только назвать, но и показать предлагаемые способы их использования. В случае если такая возможность есть, демонстрация способа использования оценивается в два балла, вместо одного.

«Невероятная ситуация» (10-15 минут)

Цель: тренировка воображения, умения генерировать необычные идеи.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается поразмыслить над какой-либо воображаемой ситуацией, наступление которой невероятно или крайне маловероятно. Их задача – представить, что такая ситуация все-таки произошла, и предложить как можно больше последствий для человечества, к которым она может привести. Упражнение выполняется в подгруппах по 3-5 человек, время работы дается из расчёта 5-6 мин на одну ситуацию. Рекомендуется провести упражнение 1-2 раза.

Примеры невероятных ситуаций:

- Увеличится в 5 раз сила тяжести на Земле.

- Все объемные геометрические фигуры превратятся в плоские.

- У всех людей внезапно вырастут хвосты.

- Исчезнут окончания во всех словах русского языка.

- Доллар подешевеет во много раз по сравнению со всеми другими валютами.

- С облаков начнут свисать тросы до самой Земли.

- Из жизни людей сразу и полностью исчезнет спорт.

- Коэффициенты трения у всех веществ на Земле уменьшатся в 20 раз.

- Все металлы превратятся в золото.

- Люди научатся точно читать все мысли друг друга.

Для одного раунда игры выбирается одна из невероятных ситуаций. После обсуждения представители каждой из подгрупп озвучивают по 3-5 идей, которые показались им наиболее оригинальными.

Вопросы для обсуждения:

- Что было самым сложным в задании?

- Какие идеи больше всего запомнились?

Дополнительные игры

«Крокодил» (7-10 минут)

Цель: развитие креативности, снятие эмоциональных барьеров.

Ход игры/упражнения:

Загадывается слово, словосочетание или фраза (на усмотрение ведущего или участников). Один из игроков должен показать загаданное без слов, лишь только жестами, мимикой, и позами, т.е. пантомимой.

Один из игроков называет другому задание (слово или фразу), и тот старается посредством «пантомимы» объяснить загаданное остальным. Игроку, который первым назовет это слово или фразу, предстоит, в свою очередь, таким же образом объяснять следующее задание, которое даст ему предыдущий водящий. Можно заранее подготовить карточки с заданиями, а игроки будут вытаскивать их наугад.

Правила игры:

- Игрок показывает слово, используя только мимику, жесты, движения. Ему запрещается произносить слова (любые, даже «да», «нет» и т.п.) и звуки, особенно те, по которым легко угадать слово (например, по звуку «мяу» можно легко догадаться, что загадана кошка).

- Запрещается губами проговаривать слова.

- Запрещается показывать загаданное слово по буквам, т.е. показывать слова, первые буквы которых будут складывать загаданное слово!

- Отгадывающие могут: задавать игроку любые вопросы; просить игрока показать синонимы; перечислять любые появляющиеся варианты. Помните, что очень многое зависит от активности тех, кто отгадывает, от их умения задавать наиболее существенные вопросы.

- Для показа слова или фразы отводится определенное время. Если правильный ответ не прозвучал до окончания этого срока, то слово считается не угаданным.

- Если загадывается одно слово, то это должно быть существительное в именительном падеже и единственном числе (например, любой предмет или животное).

- Слово считается разгаданным, если оно произнесено именно так, как было загадано (именно с теми же приставками, суффиксами и т.п.). Например, было загадано слово «солнышко» – в этом случае «солнце» будет неверным ответом.

«Сложные ассоциации» (6-8 минут)

Доп. материалы: любые предметы из ближайшего окружения (стул, ластик, люстра, картина и т.д.), чистые листы бумаги и ручки (необязательно).

Цель: развитие ассоциативного, творческого мышления.

Ход игры/упражнения:

Участникам демонстрируют два предмета и просят выстроить ассоциативную цепочку между ними – подобрать такие слова, которые были бы попарно логически связаны между собой, а все вместе связывали бы эти предметы. Пример: допустим, продемонстрированы калькулятор и коробок со спичками. Ассоциативная цепочка может выглядеть, например, так: «Калькулятор – электричество – замыкание – пожар – спички», – или так: «Калькулятор – микроэлектроника – полупроводник – физика – химия – окисление – горение – спички». Когда принцип построения ассоциативных цепочек участниками освоен, им приводятся два понятия или демонстрируются два предмета. Далее им предлагается построить ассоциативную цепочку по предложенному примеру. Время работы: 2-3 мин на каждое задание. Потом участники по очереди озвучивают получившиеся у них ассоциативные цепочки. Желающим можно предложить листы бумаги для записи.

Вопросы для обсуждения:

- Какие из выдвинутых ассоциаций запомнились, показались наиболее яркими, необычными, интересными?

- Были ли сложности при выполнении упражнения? С чем они связаны?

- В каких жизненных ситуациях важно уметь находить ассоциации между различными словами, предметами, явлениями? (Например, при анализе предметов и явлений, решении задач по математике, физике и т.д.).

«Новые игрушки» (8-10 минут)

Доп. материалы: мягкая игрушка (необязательно).

Цель: развитие творческого мышления.

Ход игры/упражнения:

Участникам демонстрируется (или описывается) мягкая игрушка и дается задание: предложить как можно больше осуществимых способов ее усовершенствования – что можно сделать, чтобы детям стало интереснее с ней играть? Упражнение выполняется в подгруппах по 4-5 человек, время работы 8-10 мин. Потом представители каждой из подгрупп поочередно излагают свои идеи.

Вопросы для обсуждения:

- Что способствовало появлению новых идей при выполнении этого упражнения, а что препятствовало?

- Какие идеи представляются наиболее творческими?

- Как можно классифицировать высказанные идеи, к каким смысловым категориям они относятся?

- На какие жизненные ситуации похоже это упражнение?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: