Занятие 10. Самопознание

«Это здорово!» (2-3 минуты)

Цель: улучшение эмоционального настроя участников.

Ход игры/упражнения:

Участники группы стоят в кругу. Ведущий говорит: «Сейчас кто-нибудь из нас выйдет в круг и скажет о любом своём качестве, умении и таланте (например, “я умею прыгать через лужи”; “я обожаю танцевать” и т.д.). В ответ на каждое такое высказывание все те, кто стоит в кругу, должны хором ответить: “Это здорово!” И одновременно поднять вверх большой палец». В круг участники выходят по очереди. Игра заканчивается, когда каждый участник побывает в кругу.

«4 квадрата» (10-15 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: осознание собственных позитивных и негативных качеств, относительности чьих-либо оценок, стимуляция позитивного самоотношения.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается разделить лист бумаги на четыре относительно равные части. В углу каждой части ставятся цифры от 1 до 4 (третий номер под первым, четвертый – под вторым). В первом квадрате предлагается написать 5 собственных положительных качеств в виде одного слова или предложения. В третьем квадрате (под первым) – 5 негативных качеств.

Участникам рекомендуется быть искренним, поскольку они могут никому не показывать свои записи. После просмотра перечня негативных качеств их предлагается переформулировать в положительные качества и записать во второй квадрат. Например, «жадность» можно заменить на «бережливость», «раздражительность» на «чувствительность» и т.д.

После этого, прочитайте перечень положительных качеств из квадрата № 1, переформулируйте их в отрицательные, запишите в квадрат №4. К примеру, «эрудированность» можно заменить на «заумность», «умение общаться» на «излишнюю болтливость». После того, как все квадраты будут заполнены, прикройте квадраты № 3, 4 и прочитайте свои качества с квадратов № 1, 2. Когда все участники заполнят четыре квадрата и дополнительный раз прочитают содержимое первых двух квадратов, организуется обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Как вы думаете, почему в большинстве случаев одно и то же качество можно описать и с положительной, и с отрицательной стороны?

- Чем может помочь понимание двойственности большинства человеческих качеств?

- Если не так сложно относиться к одним и тем же качествам и положительно, и отрицательно, почему так важно ценить свои качества и особенности? (Возможный ответ: «Потому что любовь и уважение оказывают очень позитивное и развивающее воздействие на личность. А самым важным источником этих чувств для нас являемся мы сами. Без любви и уважения к самому себе, очень сложно воспринимать данные чувства от других людей»).

Примечание:

При необходимости ведущий может помогать участникам с переформулировкой качеств, но не стоит делать этого слишком часто, чтобы участники могли сами проанализировать свои качества и их обратные стороны. Для помощи участникам стоит обязательно озвучить примеры соответствующих изменений качеств.

«Вы меня узнаете?» (7-10 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: развитие умения осуществлять рефлексию, актуализация представлений о себе.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Иногда обстоятельства складываются так, что назначается встреча с совершенно незнакомым человеком. Хорошо, если есть его фотография. А если нет? Что делать? Я предлагаю вам описать себя так, чтобы незнакомец, которого вы встречаете, сразу вас узнал, не используя при этом детали внешности. Найдите в себе другие отличительные признаки. Это может быть привычка поправлять очки, теребить правой рукой мочку уха, или необычная деталь походки. То, что вы узнали о себе за время смены и наших тренингов, может помочь вам. Время для работы – 3-5 минут. После этого сдайте свои листы с описанием своего портрета». Далее ведущий перемешивает описания, зачитывает их, а участники должны узнать по описанию, чей же это портрет.

Вопросы для обсуждения:

- Что в каждом из нас есть особенного, помимо нашей внешности?

«Загадки мотивации» (7-10 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: помощь участникам в осознании некоторых своих желаний и потребностей.

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Мотивация – это очень важная составляющая человеческой психики. Наши желания, потребности и мотивы определяют наши действия, реакцию на те или иные события. Понимание собственных желаний очень помогает в жизни, чем лучше понимаешь себя, тем проще сделать выбор в большинстве ситуаций: легче выбрать интересное занятие, будущую профессию, легче понять, как нужно поступить в той или иной ситуации и т.д. Но как определить свои желания и мотивы? Существует несколько различных способов. Сегодня я предлагаю попробовать один из них. Задайте сами себе какой-либо вопрос, начиная его словом “почему”. К примеру: “Почему я согласился участвовать в тренингах? (Почему я хотел попасть на эту смену, мероприятие?)”. Запишите вопрос, который придумали, на листе и попробуйте на него ответить, напишите рядом ответ. Предположим, у вас получилось: “Потому что я хочу развиваться”. Теперь задайте вопрос “почему” к этому ответу: “Почему я хочу развиваться?”. Ответьте себе на этот вопрос и задайте вопросы “почему” к своим ответам таким же образом ещё 3 раза. Эти простые 5 вопросов и ответов дают видение некоторых своих глубинных мотивов».

Участники выполняют инструкцию, потом проводится обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Что нового вы узнали о своей мотивации? (Ответы по желанию).

Примечание:

Рекомендуется проследить в начале упражнения, что подростки хорошо поняли предложенный алгоритм.

Если участникам понравилось упражнение, можно предложить им поработать таким же образом над каким-либо ещё вопросом.

«Через три года» (7-10 минут)

Доп. материалы: чистый лист бумаги и ручка для каждого участника.

Цель: изменение отношения участников к актуальным на данное время проблемам, обучение навыку рефлексии.

Ход игры/упражнения:

Ведущий: «Предлагаю вам выполнить упражнение, которое позволит взглянуть на жизненные проблемы в более широком контексте, сопоставив их с собственным будущим. Кроме того, оно дает повод задуматься, какая деятельность для нас действительно важна, а о чем через несколько лет мы даже и не вспомним». Ведущий просит участников составить список наиболее важных дел, занимающих их в данный период жизни. Когда список составлен, участникам предлагается представить себе, что они стали старше на три года, и подумать об этих делах и проблемах «задним числом» – так, будто с тех пор уже прошло три года. Раздумывая над этим, надо ответить на следующие вопросы (участникам рекомендуется записать вопросы и письменно на них ответить):

- Что именно вы сможете вспомнить об этой проблеме, ситуации?

- Как она влияет на то, как складывается ваша жизнь теперь, по прошествии трех лет?

- Если бы такая проблема сейчас встала перед вами, как бы вы стали ее решать?

Вопросы для обсуждения:

- Кто хочет рассказать о какой-либо своей проблеме и о «взгляде из будущего» на неё?

- В чём отличие от того, как ты сейчас воспринимаешь эту проблему, занятие?

- Новое восприятие поможет тебе сейчас по-другому решать эту проблему, относиться по-другому к ситуации?

«Цепочка» (5-7 минут)

Доп. материалы: один чистый лист бумаги, ручка.

Цель: формирование более глубоких представлений о личностных качествах, применение новых представлений о личностных особенностях для уточнения собственного образа.

Ход игры/упражнения:

Участники сидят в кругу. Ведущий записывает на верхней части листочка качество и передаёт следующему. Его задача – придумать синоним для этого качества, записать его под первым, завернуть верх листа, чтобы предыдущего не было видно. И так далее по цепочке. Листочек разворачивается, зачитывается цепочка синонимов, проводится обсуждение. Когда качество сильно видоизменилось от первого к последнему человеку, целесообразно обсудить, какие существенные различия есть между каждыми рядом стоящими синонимами. Для упражнения можно использовать следующие качества: уверенность в себе, искренность, вспыльчивость, доброта, мягкость. При необходимости можно выбирать и другие качества.

Вопросы для обсуждения:

- Как различаются между собой эти синонимы? (При наличии существенных различий обсуждается каждая пара синонимов).

- Почему важно улавливать нюансы в различных личностных качествах?

- Приведите пример синонимов, из тех, что прозвучали, один из которых относится к вам, а другой не относится. По возможности поясните это на примерах. К примеру, я добрый, потому что я хорошо отношусь к окружающим и часто им помогаю, но я не всепрощающий, потому что некоторые обиды я не могу забыть долгое время.

«Найти ответ» (3-4 минуты)

Цель: выражение чувств и мыслей участников.

Ход игры/упражнения:

Учащимся по очереди предлагается закончить вслух следующие предложения:

- Счастливее всего я чувствую себя, когда…

- Хуже всего я чувствую себя, когда…

- Никак не могу понять, почему я…

- Моя жизнь была бы счастливее, если бы я…

- Главное, что я хотел(а) бы в себе изменить, это…

Рекомендуется в конце упражнения поблагодарить участников за искренность и доверие и выразить надежду, что эти высказывания помогли им немного разобраться в себе и других.

Дополнительные игры

«Дом» (5-7 минут)

Цель: осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Ход игры/упражнения:

Участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом. Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами. Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом. В течение 10 минут постройте свой дом! Можно общаться между собой».

После завершения «строительства» команды представляют свои дома. Далее организуется обсуждение. После обсуждения ведущий произносит: «Я думаю, вы все поняли, что каждая часть Вашего “дома” важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным. Точно также каждый из вас выполняет какую-то функцию в вашей группе».

Вопросы для обсуждения:

- Как проходило обсуждение в командах?

- Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»?

- Почему Вы выбрали именно эту роль?

«Мнемотехника» (10-12 минут)

Цель: обучение способу применения собственного жизненного опыта для улучшения запоминания.

Ход игры/упражнения:

Участникам предлагается научиться использовать свой личный опыт для запоминания объемной информации. Для этого им дается возможность попрактиковаться в освоении одного из приемов запоминания – так называемого «метода мест». Его суть состоит в следующем: когда человеку нужно запомнить набор слов (предметов), он представляет себе, что движется по какой-либо хорошо знакомой дороге. Каждое слово он представляет в виде образа, который размещает в той части пути, на которой в данный момент мысленно находится (см. пример). Чем более яркие и необычные образы представляются, тем эффективнее работает этот прием. Потом, когда нужно вспомнить слова, человек вновь мысленно проходит по этому пути и «собирает» размещенные на нем образы.

Упражнение выполняется индивидуально. Сначала ведущий разъясняет суть «метода мест» и демонстрирует, как им пользоваться: просит участников называть любые приходящие им в голову слова (4-5 слов) и сам запоминает их с помощью данного приема, проговаривая вслух, по какому пути он мысленно движется (это должен быть знакомый всем участникам путь) и какие ассоциации у него возникают.

Если ведущий сомневается, что у него легко получится демонстрация приема, вместо неё он может прочитать приведённый ниже пример.

Представим, что названы слова: комар, карандаш, сметана, дверь. Запоминающий выбирает маршрут (например, от двери своей комнаты (кабинета) или квартиры до какого-то места в лагере, школе или городе). Описывая запоминание этих слов, он говорит: «Я выхожу из своей комнаты. Вижу, что в коридор налетела куча комаров, поэтому я быстро добегаю до лестницы вниз, пока они меня не покусали. В холле перед лестницей на столе лежит мой карандаш, поэтому я его забираю и кладу в карман. Выхожу на лестницу и переступаю через разлитую на пол сметану (вот дети расхулиганились) и иду дальше. Спускаюсь на первый этаж, открываю дверь и выхожу к ресепшен».

После этого участникам предлагается выбрать, движение по какой хорошо знакомой для себя дороге они будут представлять (это не обязательно должно быть то место, в котором проходят тренинги). Ведущий медленно зачитывает 12-15 слов, делая между ними паузы по 5с, а участники практикуются в их запоминании с помощью «метода мест». Далее несколько участников, по желанию, рассказывают о своём мысленном пути и о том, как удалось разместить на нем образы, связанные с этими словами.

Слова для запоминания участникам: подушка, медвежонок, кошелек, кристалл, извержение, вилка, ботинок, вентилятор, крокодил, зеркало, розетка, организм.

Вопросы для обсуждения:

- Для чего предназначен такой прием, где и когда его целесообразно использовать?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: