Завершающее упражнение

См. в соответствующем разделе (стр. 84).


Занятие 5. Групповые роли

«Мост» (50-55 минут)

Доп. материалы: пачка бумаги А4 (500 листов), скотч, рулетка, ножницы, секундомер, теннисный мячик (либо предмет, его замещающий).

Цель: выявление групповых ролей, повышение эффективности групповой деятельности, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Группе выдается пачка бумаги формата А4, скотч, рулетка, ножницы, техническое задание по строительству моста. Ведущий произносит следующую инструкцию: «Вам необходимо построить мост из бумаги точно по предоставленному описанию. По мосту после строительства должен прокатиться теннисный мячик. На всю работу предоставляется 35 минут. Во время игры описание задания держит только один человек. Он может его показывать, но не может никому передавать и также не может разговаривать с другими участниками».

Пример задания:

Мост должен состоять из четырех отдельных блоков по 80 см. длиной. Высота: 1 блок – 100 см., 2 блок – 80 см., 3 блок – 60 см., 4 блок – 40 см. Ширина: 1 блок – 80 см., 2 блок – 60 см., 3 блок – 40 см., 4 блок – 20 см. По мосту должен прокатиться теннисный мяч.

Команда начинает работу по команде ведущего, кото­рый засекает время и следит за выполнением задания. После построения моста проводится проверка с помощью теннисного мячика (мячик запускается с высокого края моста; он должен успешно скатиться по нему). Высота блоков моста проверяется по наиболее высокой части блока.

После окончания строительства проводится групповое обсуждение.

Вопросы для обсуждения:

- Как проходила подготовка к выполнению задания?

- Смогла ли группа выполнить задание ведущего в точности?

- Что помогало при выполнении задания?

- Что мешало?

- Как распределились роли в команде?

После того, как подростки в свободной форме опишут выполняемые ими роли во время строительства, им предлагается познакомиться с классификацией групповых ролей по Р. Белбину и проанализировать, выполнял ли кто-нибудь из группы описанные роли и насколько успешно. Ведущий называет одну роль и её описание, и команды по очереди решают, кто выполнял данную роль в их группе (если выполнял) и насколько эффективно. Подобным образом обсуждаются все 9 ролей. Во время обсуждения подчеркивается, что каждому человеку необязательно уметь делать все, что угодно, чтобы приносить пользу коллективу. Достаточно хорошо выполнять одну или несколько ролей.

Краткое описание групповых ролей по Р. Белбину:

Роли, нацеленные на действие

Мотиватор Бросает вызов команде, чтобы сделать её лучше
Исполнитель Превращает идею в действие
Доводчик Гарантирует тщательность, заканчивает работу вовремя

Социальные роли

Координатор Исполняет роль лидера команды
Душа команды Поощряет, организует взаимодействие между членами команды
Исследователь ресурсов Исследует возможности вне команды

Интеллектуальные роли

Генератор идей Придумывает новые идеи и подходы
Аналитик-стратег Анализирует возможности
Специалист Обеспечивает специализированными знаниями

Более подробную информацию о групповых ролях можно найти в источниках, указанных в списке литературы под номерами 2 и 19 (стр. 87).

После анализа ролей продолжается обсуждение по оставшимся вопросам.

- Как бы вы действовали сейчас?

- Что понравилось в выступлении команды? Что не понравилось?

- Кто из участников команды был наиболее полезен?

Дополнительные игры

«Клоун» (5-7 минут)

Доп. материалы: один коробок спичек (для игры нужна только верхняя его часть, без емкости для спичек и без самих спичек).

Цель: повышение эффективности группового взаимодействия.

Ход игры/упражнения:

Ведущий предлагает потренироваться в командной работе с учетом выясненных групповых ролей и придуманных способов улучшения взаимодействия в команде. Группа выстраивается в колонну, первый человек надевает коробок (верхнюю часть) себе на нос. Участникам нужно как можно быстрее передать этот коробок с носа на нос всем членам своей команды, руки при этом должны быть за спиной. Если у кого-то коробок упал, команда начинает процедуру заново. Команде дается три попытки, после каждой засекается время. Между попытками предоставляется время для обсуждения способов оптимизации работы. В конце игры обсуждается, насколько у них получилось улучшить свою скорость по сравнению с первой попыткой.

Вопросы для обсуждения:

- Получилось ли оптимизировать работу группы к третьей попытке?

- Что этому способствовало и что мешало?

- Кто эффективно выполнял одну из групповых ролей на ваш взгляд?

- Что ещё можно было бы придумать для улучшения командной работы?

«Пасека» (5-7 минут)

Цель: организация взаимодействия, создание условий, способствующих групповому сплочению.

Ход игры/упражнения:

Все участники собираются вокруг ведущего. По его команде закрывают глаза и начинают хаотично двигаться в любую сторону, при этом все жужжат, как пчёлы, собирающие мёд. Через некоторое время ведущий хлопает в ладоши, все мгновенно замолкают и застывают на том месте, где их застал сигнал. После этого ведущий хлопает в ладоши два раза. Не открывая глаз и ни к кому не прикасаясь руками, участники пробуют выстроиться в круг. Это происходит в полнейшей тишине. Когда все участники игры займут свои места и остановятся, ведущий хлопнет три раза, все откроют глаза.

Примечание:

При наличии времени можно провести игру несколько раз, чтобы дать участникам потренироваться. После каждой попытки рекомендуется давать игрокам возможность обсудить способы более эффективного выполнения задания.

Завершающее упражнение

См. в соответствующем разделе (стр. 84).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: