Занятие 9. Умение общаться

«Как дела?» (4-7 минут)

Цель: развитие коммуникативной гибкости.

Ход игры/упражнения:

Ведущий по очереди (по кругу) задает один и тот же вопрос участникам: «Как дела?» Задача каждого участника ответить на этот вопрос оригинально, то есть так, чтобы ответ не был похож ни на один из уже прозвучавших. Если ответ участника не оригинален, он выбывает из игры: встает со своего места и отходит в сторонку, либо отсаживается. Упражнение продолжается до тех пор, пока не останется один участник. Роль арбитра берёт на себя ведущий.

Если ответ дословно не повторяет другой ответ, но является его перефразированием, или же близок по смыслу, это тоже считается повторением, и участник в таком случае выбывает.

Вопросы для обсуждения:

- А как вы обычно отвечаете на вопрос «Как дела?» в реальной жизни?

- Как можно классифицировать ответы?

- Какие из выделенных вариантов лучше использовать в жизни?

«Карусель» (3-7 минут)

Цель: формирование навыков быстрого реагирования при вступлении в контакт, развитие эмпатии.

Ход игры/упражнения:

В упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком. Задание: легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься, разыгрывая определенную ситуацию.

Члены группы встают по принципу «карусели», т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. После каждой ситуации стоящие во внешнем кругу делают шаг вправо, внутренний круг остается на месте, тем самым происходит смена партнеров и разыгрывается новая ситуация.

Примеры ситуаций:

- Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече.

- Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним.

- Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте его.

Примечание:

Можно разыграть одну и ту же ситуацию несколько раз, либо предложить собственные интересные ситуации общения. Длительность разыгрывания каждой ситуации определяется по ходу игры, в зависимости от активности участников. При низкой активности можно делать довольно краткие разыгрывания.

«Что моя вещь знает обо мне?» (7-10 минут)

Цель: помощь участникам в осознании своего реального «Я», коммуникативное развитие.

Ход игры/упражнения:

Игроки сидят в кругу. Один из участников берёт в руки один из принадлежащих ему предметов и от лица этого предмета рассказывает о своём хозяине. Например: «Я – Катина булавка, я знаю ее не так давно, но могу рассказать о ней…» Таким же образом рассказывают о себе все участники группы.

При обсуждении ведущий подчеркивает, что умение раскрыться перед другими – важнейшее личностное качество, способствующее установлению близких отношений с людьми. Если человек предпочитает не рассказывать о своих переживаниях и надеждах, промахах и неудачах, это создает у других впечатление его благополучия и успешности, но платой за это становится невозможность построения искренних отношений, неумение попросить о помощи.

 «Контрабандисты» (10-15 минут)

Цель: повышение коммуникативной компетентности.

Ход игры/упражнения:

Ведущий тренинга вызывает несколько добровольцев (от трех до пяти). Выводит их за двери помещения, где проводится упражнение (либо просто подальше от основной группы). Там одному из этой группы вручается какой-то небольшой предмет, который можно спрятать в кармане: ручку, колпачок от ручки, маленький степлер, свернутую бумажку (записку) и т.п. Данный участник прячет эту вещь в карман и обещает не вытаскивать ее, пока не получит разрешение от ведущего. Все возвращаются обратно, садятся в общий круг, напротив остальных участников. Объясняется, что эти несколько человек – «контрабандисты», они (якобы) незаконно провозят что-то (шариковые ручки, степлеры, тайные записки и т.д.). В данный момент лишь у одного из команды «контрабандистов» есть незаконный товар. Другие «контрабандисты» это знают, но ни за что не скажут. Они могут всячески врать, выкручиваться, сваливать вину друг на друга, говорить даже, что это они сами обладают запрещенным товаром. Среди лжи «контрабандисты» могут сказать и правду, у них на это есть полное право.

Задача остальных участников – «расколоть» контрабандистов, выяснить путем опроса, кто же на самом деле «с товаром». В конце опроса каждый из опрашиваемых должен четко проговорить свою позицию, назвав предполагаемого нарушителя. Когда заканчивать опрос решает ведущий или участники. После этого ведущий подает знак обладателю «товара», тот его достает и демонстрирует.

Желательно упражнение провести в несколько туров. Один и тот же участник может несколько раз попадать в «команду контрабандистов».

Вопросы для обсуждения:

- Какой тактики лучше было придерживаться «контрабандистам»?

- Какой тактики лучше было придерживаться «наблюдателям»?

- Какие внешние признаки проявляют ложь человека?

- По каким признакам можно определить искренность?

- Кто из «контрабандистов» и «наблюдателей» особенно хорошо играл?

«Шляпа» (15-20 минут)

Доп. материалы: шляпа или шапка (подойдет любая непрозрачная емкость, даже бумажный конверт), чистые бумажные листики (можно довольно малых размеров, чтобы уместить одно слово, не меньше 60-70 штук, в зависимости от количества игроков), секундомер.

Цель: развитие умения формулировать свои мысли.

Ход игры/упражнения:

Для игры участники делятся на две команды. Команды садятся на небольшом расстоянии друг от друга, в игре одновременно участвует одна команда, другая наблюдает. Для начала игры все участники придумывают по пять-десять слов и пишут их на бумажках. Показывать бумажки никому нельзя. Используются только нарицательные (не имена собственные) существительные в именительном падеже и единственном числе. Слова для шляпы нужно стараться писать максимально крупно и разборчиво. Все слова складываются в шляпу (или её заменитель). Дальше шляпа передаётся участнику одной из команд. Засекается полминуты, один из игроков команды вынимает из шляпы бумажку и словами объясняет написанное на ней своей команде.

При объяснении нельзя:

1. Использовать однокоренные слова.

2. Называть переводы слова на иностранных языках.

3. Использовать жесты (в том числе показывать на предметы).

4. Называть напрямую слова, похожие по звучанию (например, если вы объясняете слово «этюд» и решили объяснить его как «музыкальное произведение, похожее на «утюг», то сначала вам нужно объяснить слово «утюг»).

Команда выдвигает версии того, какое слово написано на карточке. Если они угадали написанное слово, то команда забирает бумажку себе и первый игрок берёт следующую бумажку из шляпы. Кон длится, пока не закончится время. Как показывает практика, за 30 секунд игрокам обычно удается объяснить от одного до четырех слов. Если время закончилось, а слово осталось неотгаданным, то бумажка помещается обратно в шляпу. Также, если участник чувствует, что никак не может объяснить какое-либо слово, то он может положить бумажку обратно в шляпу и взять другую. После окончания кона шляпу берёт следующая команда. После того, как участник из второй команды израсходует свои полминуты, шляпа возвращается к первой команде и слова объясняет любой её участник, который этого ещё не делал, и так далее.

Игра заканчивается, когда в шляпе не остается бумажек, либо, когда каждый из играющих попробовал объяснить слова из шляпы. Побеждает команда, отгадавшая больше слов.

Вопросы для обсуждения:

- Каким способом наиболее эффективно объяснять слова в данной игре?

Дополнительные игры

«Спина к спине» (5-7 минут)

Доп. материалы: два стула или две подушки для сидения.

Цель: формирование и развитие навыков активного слушания, анализ необходимых условий общения (зрительный контакт, возможность получать невербальную информацию и т.д.).

Ход игры/упражнения:

Ведущий говорит: «Для этой игры нужно два добровольца». Эти двое садятся на стулья спиной друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные дети играют роль молчаливых зрителей.

Вопросы для обсуждения:

- Легко ли было вести разговор?

- В чем были трудности?

- Есть ли удовлетворение от разговора?

После обсуждения зрители высказывают свои наблюдения по поводу того, какие они заметили особенности общения при такой организации диалога.

Примечание:

Можно повторить упражнение ещё с одной парой участников.

«Есть контакт» (5-7 минут)

Цель: тренировка невербальных способов взаимодействия.

Ход игры/упражнения:

Один человек становится в центр, закрывает глаза. К нему подходят все по очереди и пожимают руку. Водящий, если хочет, чтобы данный человек стал его начальником, посылает его направо, если не хочет – налево. Возможна модификация: если хочет сотрудничать с ним как с деловым партнером – направо, если не хочет – налево. Упражнение выполняется молча. Потом выполняющий упражнение член группы открывает глаза и смотрит, кого он выбрал. Участники обмениваются впечатлениями. В качестве резюме делается заключение о том, что тактильный контакт дает неосознаваемую информацию.

Вопросы для обсуждения:

- На основе чего вы делали выбор?

- Какие характеристики рукопожатия влияют на впечатление о человеке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: