Анализ информации по предупреждению ЧС на территории спортивных комплексов

Проблемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно [10].

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

- мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;

- рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

- предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

- предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

- разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

- декларированию промышленной безопасности;

- лицензированию деятельности опасных производственных объектов;

- страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

- проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

- государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;

- информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

- подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:

- мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;

- прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;

 -мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;

- прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:

- оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;

- создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;

- принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

Массовые спортивные и другие зрелищные мероприятия (олимпиады, спартакиады, матчи, выступления популярных музыкальных ансамблей, известных артистов и т. п.) характеризуются присутствием большого числа зрителей (болельщиков), в массе своей представляющих один из видов экспрессивной толпы. На таких мероприятиях зрители активно выражают эмоции, чувства и предпочтения, не всегда в адекватной форме приобщаются к зрелищному процессу.

На поведение отдельных групп граждан, посещающих подобные мероприятия, влияют факторы пристрастного отношения к своим клубам, фанатичной привязанности к спортивным командам, музыкальным группам или кумирам, а также условия анонимности в толпе, что снижает степень ответственности за агрессивность и совершенные правонарушения. Особенно часто это проявляется в манере поведения подростков, совершающих в ходе таких мероприятий групповые правонарушения. Опыт свидетельствует о сильном влиянии алкоголя и приема наркотических препаратов участниками массовых мероприятий на развитие патологической агрессивности в толпе и провоцирование общественных беспорядков, ведущих к человеческим жертвам.

Таким образом, значительное скопление граждан на ограниченной территории объектов спортивно-зрелищного назначения, особый психологический настрой болельщиков и зрителей, бесконтрольная продажа и употребление алкоголя и наркотиков на территории стадионов и культурно-развлекательных центров, а также организационные просчеты устроителей мероприятий, создают предпосылки для совершения правонарушений и создания экстремальных ситуаций.

В РФ число ЧС достигло 1200 – 1500 в год, из них 3/4 техногенного происхождения. ЧС разделяются на локальные, муниципальные, региональные, межрегиональные и федеральные в зависимости от числа пострадавших, размеров материального ущерба и площади зон поражения.

К техногенным ЧС относятся эксплуатационные и технологические (промышленные и строительные), а также транспортные аварии. Они могут сопровождаться разрушением строительных конструкций, инженерных систем и оборудования, взрывом или пожаром, разливом или выбросом вредных веществ, функциональными (аварийными) отказами систем жизнеобеспечения.

ЧС природного характера возникают вследствие природных разрушительных процессов: ураганов, ливней, оползней, землетрясений, наводнений, снежных лавин и т. д.

Нередко техногенные ЧС наблюдаются в спортивных сооружениях и на других объектах массового скопления людей: например, обрушение балкона спорткомплекса «Салют» в г. Котласе в момент проведения соревнований (1997г.), где пострадало более 150 чел., обрушение опорных конструкций и куполов в московском «Трансвааль-парке» (в 2004 г.), повлекшее гибель 28 и ранение более 100 человек. К разряду подобных ЧС следует отнести обрушение крыши на двух рынках в Москве (в 2005 г.), обрушение конструкций выставочного центра в Польше во время международного форума и т. д.

После перечисленных обрушений куполов и ряда сооружений с широкопролетными конструкциями предметом особого внимания стали пространственные сооружения спортивного назначения и объекты высотного строительства.

Причины этих событий: несоблюдение требований технической эксплуатации, старение конструкций и износ оборудования, несоответствие многих спортсооружений международным стандартам; отсутствие контроля за состоянием несущих конструкций и несвоевременность проведения регламентных работ.

Кроме того, при вводе в эксплуатацию новых сооружений, или использовании после реконструкции и капремонта существующих, причинами техногенных ЧС становятся ошибки, допускаемые изыскателями, проектировщиками и строителями, несанкционированные отклонения от проекта, дефекты монтажа и нарушение производственных технологий при строительстве и реконструкции.

По данным Государственного архитектурно-строительного надзора за четыре последних года. в Российской Федерации зарегистрирован 171 случай аварийных событий, связанных с обрушением зданий и сооружений [11].

Существует также проблема зданий и сооружений, строительный материал и конструкции которых заражены колониями микроорганизмов (бактериями, грибами). Эти микроорганизмы проникают вглубь конструкций, выделяют токсины, разрушающие материал. В результате происходит постепенная биологическая деградация материала и последующее обрушение конструкций, как это произошло с козырьком вестибюля метро в Санкт-Петербурге. В жилых и общественных зданиях причиной такого процесса может быть нарушение экологических норм при строительстве и эксплуатации здания (протечки, сырость, затопление подвалов, неисправная сантехника и т. д.). Индикатором заражения могут служить признаки плесени, наличие на поверхности пятен разной окраски и др.

Следует отметить, что используемые в проекте исходные данные имеют случайную природу (например, климатические параметры и нагрузки), закладываемые в проекте расчетные прочностные характеристики подвержены отклонениям от фактических вследствие нарушения технологий, старения материалов других факторов. Технические системы и устройства подвержены случайным техническим или функциональным отказам. Сочетание отказов и случайных внешних или внутренних воздействий может привести к аварийной ситуации.

Проблеме надежности и безопасности общественных сооружений, в том числе спортивных, длительное время должного внимания не уделялось. Это приводило к ряду трагических инцидентов.

В последние годы в мире нарастает опасность террористических актов, происходит расширение географии и масштабов терроризма.

Террористы обычно преследуют политические, религиозные, националистические, корыстные или другие цели и направлены на устрашение людей, общества, органов власти. При терактах обычно гибнут ни в чем не повинные люди, наносится социальный, материальный и экологический ущерб. Таким образом, террористические акты создают угрозу цивилизации и требуют принятия превентивных мер.

В отличие от ЧС техногенного и природного происхождения, террористические акты относятся к ЧС, вызванным преднамеренными противоправными действиями со злым умыслом различных преступных группировок или лиц.

Объектами терактов обычно являются потенциально опасные производства, места скопления людей (особенно в замкнутых пространствах – спортивные и культурные центры, рынки, аэропорты, вокзалы, станции метро), транспортные объекты, общественные и административные здания, а также – многоэтажные жилые дома

В 1994 г. принят Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», обязавший государственные структуры, предприятия и организации предусматривать организационные и инженерно-технические мероприятия по предупреждению ЧС. В о исполнение данного Федерального закона Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г.№ 794 определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации., органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”.

Координационными органами единой системы являются:

на федеральном уровне – Правительственная комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти;

на региональном (в пределах территории субъекта Российской Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

на объектовом уровне – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

В Федеральном законе «О пожарной безопасности» прописаны требования по оснащению зданий, сооружений, помещений и оборудования автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией, а также введены нормы по проектированию систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях.

Требования Правил пожарной безопасности (ППБ-1-03) определяют, что все сотрудники организаций должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а перед открытием сезона все культурно-просветительные и зрелищные учреждения должны быть проверены на соответствие требованиям пожарной безопасности и приняты межведомственными комиссиями органов местного самоуправления.

В соответствии с ФЗ «О техническом регулировании» в настоящее время разрабатываются технический регламент «О безопасной эксплуатации зданий, строений и сооружений и безопасном использовании прилегающих к ним территорий», который определит перечень мер, обеспечивающих комплексное решение задач безопасности зданий и сооружений (МГСУ), а также – технические регламенты по: пожарной безопасности (ВНИИ ПО МЧС России), антикриминальной защите (МВД), безопасности электроснабжения (РАО ЕЭС) и др. Эти регламенты будут приниматься на уровне закона или постановления Правительства РФ и подлежать обязательному исполнению.

В 1998 г. принят Федеральный закон “О борьбе с терроризмом”, возложивший на органы МВД РФ задачи по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений террористического характера. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. №35 ФЗ «О противодействии терроризму» значительно расширяет полномочия специальных служб при борьбе с терроризмом, принявшим глобальные масштабы.

Однако, в настоящее время отсутствуют законодательные акты по обеспечению правопорядка и общественной безопасности конкретно при проведении массовых спортивных и других зрелищных мероприятий.

Последним государственным правовым актом по данной проблеме было Постановление Совета Министров СССР от 28 марта 1983 г. № 245, согласно которому при исполнительных комитетах Советов народных депутатов создавались комиссии по контролю за проведением массовых спортивных мероприятий под председательством заместителя председателя соответствующего исполкома Совета народных депутатов. В состав этих комиссий включались представители органов внутренних дел, заинтересованных организаций и учреждений.

Массовые спортивные мероприятия проводились в соответствии с планами спортивных мероприятий, положениями о проведении соревнований, спортивно-технологическим условиями, программами, правилами, регламентами и требованиями по обеспечению безопасности участников и зрителей.

В настоящее время нормативные правовые документы, конкретизирующие требования законодательных актов применительно к вопросам обеспечения общественной безопасности при проведении массовых мероприятий в спортивных и культурно-развлекательных учреждениях с учетом региональных и других особенностей определяются главами администрации субъектов РФ.

Например, распоряжением мэра г. Москвы от 5 октября 2000 г. №1054-РМ утверждено «Временное положение о порядке организации и проведения массовых культурно-просветительных, театрально-зрелищных, спортивных и рекламных мероприятий», которое регламентирует данные вопросы для субъекта Российской Федерации – г. Москвы.

Этим документом определены порядок организации и проведения массовых мероприятий всех типов, представлен перечень обязательных действий органов исполнительной власти, администрации, организаторов мероприятия, служб охраны общественного порядка и безопасности движения, медицинской службы, противопожарной службы, поисково-спасательных служб МЧС России и служб обслуживания. Дано предписание организаторам массового мероприятия представлять уведомление о нем не позднее, чем за месяц до даты проведения при количестве участников до 5000 человек и за 45 дней при количестве участников свыше 5000 чел. Необходимо также получить согласие органов исполнительной власти города на проведение заявленного мероприятия.

Повышению безопасности проведения массовых мероприятий способствует тщательная и качественная разработка Паспорта антитеррористической защищенности объекта и Паспорта безопасности объекта, позволяющие учитывать особенности планируемых мероприятий и специфику объекта, на котором эти мероприятия проводятся.

Российским футбольным союзом (РФС) в 2005 году внедрен стандарт «Сертификация стадионов. Общие требования», в котором прописаны требования к структуре, функционированию и обеспечению безопасности стадионов.

Зарубежный опыт обеспечения безопасности массовых мероприятий

В развитых в экономическом отношении странах проблемам обеспечения порядка и безопасности при проведении спортивных и других зрелищных мероприятий уделяется серьезное внимание.

В Великобритании принят ряд нормативных актов профилактической направленности: законы «О безопасности на стадионах» (1975 г.) и «О футбольных болельщиках». В результате многим «хулиганствующим болельщикам» был запрещен выезд за границу. Кроме того, власти провели комплекс других организационных и практических мер, позволивших стабилизировать обстановку в футбольной среде.

На государственном уровне внедрена система сертификации физкультурно-спортивных сооружений и лицензирования спортивных клубов и других организаций, проводящих массовые мероприятия.

В Великобритании действует Лицензирующий футбольный орган, созданный в соответствии с положениями Закона «О футбольных болельщиках». Он осуществляет лицензирование Футбольных стадионов Англии и Уэльса, предназначенных для проведения матчей национальной лиги и международных соревнований, контроль за деятельностью местных властей по выдаче сертификатов безопасности, а также надзор за обеспечением безопасности на этих сооружениях местными властями.

Целями этого органа являются обеспечение разумной безопасности зрителей путем использования стадионов высшей категории и первого звена с сидениями для всех зрителей, использование безопасных террас для стоящих зрителей, возложение на клубы полной ответственности за безопасность. Эти цели были сформулированы после инцидента, происшедшего в апреле 1989 г. на стадионе Хилсборо, где в давке на трибунах погибло большое количество английских болельщиков.

Начиная с 1992 г. основное внимание переместилось на процесс сертификации и усиления роли органов местного самоуправления в деле оформления, ревизии, контроля и введения в действие сертификата безопасности. Повсеместно признано, что, несмотря на некоторые различия спортивных площадок, основные принципы обеспечения безопасности зрителей должны быть едиными для всех спортивных сооружений.

Закон Великобритании «О безопасности на стадионах» возлагает ответственность за выдачу и введение в действие сертификата безопасности спортивных площадок (стадионов) на местные органы власти. Сертификат безопасности надлежит рассматривать как часть системы управления безопасностью на стадионах и других спортивных площадках. В сертификате безопасности отражены условия, которые местный орган власти считает необходимыми и целесообразными для обеспечения разумной безопасности зрителей, отражает действия держателя сертификата по безопасности эксплуатации спортивной площадки (стадиона). Основная обязанность по обеспечению безопасности на спортивной площадке всегда возлагается на ее управляющих (владелец, арендатор, футбольный клуб). Местные органы власти должны принимать незамедлительные меры при любом происшествии, которое может создать угрозу безопасности зрителей, а также требовать устранения недостатков в системе обеспечения безопасности, выявленных в ходе инспекторской проверки.

УЕФА в 2003 г. утверждены «Обязательные инструкции по обеспечению порядка и безопасности».

Для установления первых признаков возникающих дефектов в конструкциях и оборудовании объекта и выработке мер по предупреждению их развития существует система технических осмотров. Для особо значимых и сложных объектов с этой же целью создается система непрерывного мониторинга.

Содержание и периодичность проведения технических осмотров определяется в зависимости от назначения объекта, технологических особенностей, конструктивного решения и инженерного оснащения. Как правило, существуют ведомственные нормы, определяющие порядок проведения профилактических осмотров объектов, функционирующих в разных отраслях экономики. Применительно к объектам коммунального и социально-культурного назначения принята следующая система технических осмотров:

Плановые осмотры(обследования), подразделяющиеся на общие и частичные. При общих осмотрах контролируется техническое состояние здания или объекта в целом, его инженерных систем и внешнего благоустройства, при частичных – техническое состояние отдельных конструкций, помещений, элементов внешнего благоустройства.

Общие осмотры, выполняемые два раза в год (весной и осенью).

При весеннем осмотре проверяют готовность объекта к эксплуатации в весенне-летний период, устанавливают объемы работ по подготовке к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняют объемы ремонтных работ, включенных в план текущего ремонта на данный год. При осеннем осмотре проверяют готовность объекта к эксплуатации в осенне-зимний период и уточняют объемы ремонтных работ объектам, включенным в план текущего ремонта следующего года.

Неплановые (внеочередные) осмотры, а также технические экспертизы, назначаются для установления фактического состояния конструкций в следующих случаях:

при обнаружении значительных повреждений и дефектов в процессе эксплуатации объекта, которые могут нарушить нормальную работу конструкций;

после воздействий на объект не предусмотренных проектом нагрузок, высоких температурных перепадов, после землетрясений, селевых потоков, ливней, ураганных ветров, сильных снегопадов, наводнений и других природных разрушительных процессов а также после пожаров или аварий в системах тепло-, водо-, энергоснабжения;

перед назначением здания на реконструкцию, даже если при этом не предполагается увеличение нагрузок.

При плановом осмотре (обследовании) обычно используют визуальный метод и простейшие измерительные приборы для выявления дефектов и повреждений по внешним признакам.

При необходимости для наиболее ответственных конструкций и систем применяется специальное контрольно-измерительное оборудование.

Периодичность проведения плановых осмотров приведена в таблице 2.

Среди основных причин аварий отмечаются уже ставшие традиционными [26, 27]: нарушение правил технической эксплуатации зданий и сооружений- (упущения эксплуатации) — не менее 26% случаев; низкое качество работ при строительстве — не менее 28% случаев; низкое качество применяемых материалов и поставляемых конструкций; увеличение нагрузок и превышение их над расчетными в процессе как- эксплуатации, так и реконструкции; просадки фундаментов, вызванные подвижками грунтов либо снижением их несущей способности и др.

В отдельных случаях отмечены низкое качество экспертизы и не- выполнение ранее выданных предписаний, в том числе по экологическим причинам. Следует отметить, что в доступных источниках называется, как правило, одна, видимо основная причина аварии, в то время как авария – это результат возникновения и воздействия комплекса причин. Этот факт свидетельствует о недостаточно полном и не всегда высокопрофессио- нальном расследовании причин аварий.

При проведении частичных осмотров должны ликвидироваться неисправности, которые могут быть устранены в течение времени, отводимого на осмотр.

Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера объекта, работников службы эксплуатации, а также, в необходимых случаях, специалистов-экспертов и представителей ремонтно-строительных организаций.

Частичные осмотры проводятся – работниками службы эксплуатации.

Результаты осмотров заносятся в документы по учету технического состояния здания или объекта (журналы учета технического состояния, акты и др.). В этих документах содержатся: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, их местоположение, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.

 

Таблица 2-Периодичность осмотров

Объекты осмотров Периодичность осмотров, мес. Примечания
Крыши 3 – 6* -
Деревянные конструкции и столярные изделия 6 -12* -
Каменные и железобетонные конструкции 12 -
Стальные закладные детали без антикоррозийной защиты в полносборных зданиях Через 10 лет после начала эксплуатации, затем через каждые 3 г. Осмотры проводятся путем вскрытия 5-6 узлов
Стальные закладные детали с антикоррозийной защитой Через 15 лет, затем через каждые 3 г.  
Газоходы 12  
Системы вентиляциии 3  
Внутренняя и наружная отделка 12  
Полы 6  
Перила и ограждающие решетки на окнах лестничных клеток 3 – 6*  
Системы водопровода, канализации, горячего водоснабжения 3 – 6*  
Системы центрального отопления в основных функциональных помещениях объектов коммунального и социально-культурного назначения, также на лестницах, чердаках и подвалах 2 Осмотр проводится в отопительный период
Тепловые вводы, котлы и котельное оборудование Ежемесячно  
Мусоропроводы 3 -
Электрооборудование: - электропроводка - кухонные электроплиты - светильники во вспомогательных помещениях (на лестницах, в вестибюлях и пр.) 6 3 Ежемесячно - -
Системы пожарной защиты (сигнализации, дымоудаления и пожаротушения) Ежемесячно -
Связь, оборудование и пульты управления диспетчерских служб 3 -
Электрооборудование отопительных котельных, бойлерных, насосных. 2 -
Лестницы, тамбуры, вестибюли, подвалы, чердаки и вспомогательные помещения объектов коммунального и социально-культурного назначения 12 -

Примечание: Знаком * обозначены элементы, для которых периодичность осмотров в пределах установленного интервала устанавливается эксплуатирующими организациями исходя из технического состояния зданий и местных условий.

Обобщенные сведения о состоянии здания или объекта ежегодно отражаются в его техническом паспорте, что является обоснованием для текущего, капитального или внепланового ремонта.

Все объекты, находящиеся в эксплуатации, должны иметь проектную и исполнительную документацию с актами приемки скрытых работ, заключения комиссий по результатам ранее произведенных обследований, данные геологических изысканий, акт государственной комиссии о пригодности объекта к эксплуатации, технический паспорт, журналы эксплуатации, акты ежегодных осмотров, дефектные ведомости, документы о проведенных ремонтах.

В ходе плановых и неплановых осмотров (обследований) необходимо установить действительное техническое состояние объекта, отсутствие видимых изменений положения конструктивных элементов сооружения в пространстве (взаимное смещение, осадка), а также конструктивных трещин, дефектов и повреждений в несущих элементах, соединениях и стыках, в том числе – находящихся в особо неблагоприятных условиях эксплуатации.

Визуально оценивается состояние защитных покрытий, наличие увлажненных участков, коррозии и т. д.

Особое внимание уделяется анализу условий эксплуатации объекта: наличию вибрационных технологических нагрузок, воздействий агрессивных сред, наличию конденсата или обледенения покрытий, случаям промораживания грунта в основании фундаментов, подтоплениям подвальных помещений атмосферными, грунтовыми или техническими водами и т. п.

При неплановом осмотре (обследовании) и технической экспертизе, кроме того, следует выполнить натурные обмеры конструкций (пролетов, высот и т. д.), определить размеры отклонений, смещений, прогибов и осадок, установить характер и причины повреждений, оценить степень потери работоспособности несущих конструкций, фундаментов и грунтов основания. При необходимости выполнить лабораторные обследования и поверочные расчеты.

По данным результатов обследования и, в ряде случаев, поверочных расчетов, составляется техническое заключение о пригодности объекта к эксплуатации (под расчетную нагрузку, с ограничением нагрузки) и прогнозом работоспособности сооружения на заданный срок службы. По этом конструкции подразделяются на: находящиеся в исправном, работоспособном, ограниченно работоспособном, недопустимом и аварийном состоянии.

При недопустимом состоянии конструкций необходимо проведение мероприятий по их восстановлению и усилению, а при аварийном состоянии их эксплуатация должна быть запрещена.

При проведении технической экспертизы освидетельствованию подлежат все несущие и ограждающие конструкции здания: кровля, стропильные фермы, перекрытия, стены, колонны, балки, арки, лестницы и фундаменты. Особо тщательно обследуются узлы сопряжения элементов (стыки, соединения), размеры площадок опирания и качество сварных соединений.

Выявляются конструктивные элементы, несущая способность которых вызывает опасение. К ним относятся: железобетонные конструкции со значительными нормальными и наклонными трещинами, следами коррозии арматуры; каменные конструкции с трещинами и глубокими повреждениями кладки. При обследовании железобетонных и каменных сооружений детальный анализ трещин в конструкциях является наиболее ответственным этапом.

При наличии трещин на несущих конструкциях необходимо определить положение, форму, направление, распространение по длине, ширину раскрытия, глубину. Следует установить систематическое наблюдение за их возможным развитием, для чего на каждой трещине (в месте наибольшего ее развития) устанавливают маяк, который при развитии трещины разрывается. При наблюдениях за развитием трещин по длине концы трещин во время каждого осмотра фиксируются поперечными штрихами, нанесенными краской на поверхности конструкции. Рядом с каждым штрихом проставляют дату осмотра. Расположение трещин наносят на чертежи общего вида развертки конструкции.

К особо опасным повреждениям относятся трещины, которые образуются в результате неравномерной осадки фундаментов. Участки стен с такими повреждениями обследуются приборами неразрушающего контроля, а при необходимости отбираются пробы материала стен для испытаний в лабораторных условиях.

При осмотре железобетонных колонн оценивается состояние поверхности возможные механические повреждения. Трещины могут свидетельствовать о коррозии арматуры в бетоне, потере местной устойчивости сжатых стержней, пере грузке колонн и т. п.

При обнаружении значительных прогибов и трещин в перекрытиях следует уточнить длину площадки опирания элементов на поддерживающую конструкцию (консоли колонн, стены, ригели).

При осмотре покрытия основное внимание обращается на состояние стропильных ферм, балок, плит настила, а также кровли и утеплителя. Фиксируются следы протечек кровли, зоны переувлажненного утеплителя и разрыва гидроизоляционного ковра. Увеличение нагрузки от водонасыщенного утеплителя учитывается в поверочном расчете прочности покрытия, а снижение теплозащитных свойств утеплителя – в теплотехническом расчете.

В металлических несущих конструкциях появление трещин в большинстве случаев определяется явлениями усталостного характера, а также под действием нагрузки в условиях коррозии. Температурные напряжения также могут вызвать микротрещины в сварных швах.

Во многих случаях для металлических конструкций, работающих на статическую нагрузку, обнаруженная трещина не представляет непосредственной опасности. Однако, при низких температурах при больших перегрузках или высокоскоростном нагружении появившееся ранее хрупкая трещина может быстро развиваться и в итоге вызвать полное разрушение элемента.

В настоящее время информация о техническом состоянии конструкций может быть получена разными путями, в том числе с использованием различных испытательных методов. Методы обследования обычно разделяют на визуальные, инструментальные и лабораторные

Инструментальные методы используют для определения физико-механических характеристик материалов и обнаружения в них скрытых дефектов. Физико-механические характеристики материалов определяют разрушающими или неразрушающими методами.

К числу неразрушающих методов обследовании строительных конструкций и оборудования (дефектоскопия) относятся: акустические, ультразвуковые, магнитные, оптические, радиоволновые, тепловые, электрические, радиационные и др. Они позволяют обследовать конструкцию и материал непосредственно в объекте, в натурных условиях.

Испытание материалов и конструкций разрушающими методами проводят в специальных испытательных лабораториях (в том числе в передвижных). При этом из конструкции извлекают образцы материала, предназначенных для испытаний по стандартным методикам.

В последние годы стали шире применяться экспериментально-расчетные методы оценки состояния строительных конструкций. В частности, диагностику потери несущей способности конструкции и определение ее остаточного ресурса можно выполнить с помощью метода свободных колебаний [11]. Метод основан на определении фактической частоты собственных. колебаний конструкции (измеренной в натуре) и сравнении ее с проектной или сопоставлении ее с частотами образцов аналогичных расчетных схем (с ранее созданным банком данных). Анализ натурных и расчетных частотных характеристик позволяет определить степень износа конструкции и дать рекомендации по ее усилению или замене.

К инженерным системам жизнеобеспечения относятся системы тепло-энергоснабжения, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, водоснабжения и водоотведения, лифтовое хозяйство и связь.

Эти системы также подлежат плановым и неплановым осмотрам (обследованиям). Функционирование систем сопровождается техническими и функциональными отказами, механическими повреждениями и т. д. Поэтому необходимо своевременное проведение регламентных работ по техническому обслуживанию, включающему профилактические процедуры, диагностику и устранение отказов, наладку и испытание на эффект, а также проведение планово – предупредительного, текущего и капитального ремонтов в в нормативные сроки.

Следует иметь в виду, что эти системы, в ряде случаев, сами являются источниками опасности, т. к. обладают энергетическим потенциалом (давлением, напряжением, температурным потенциалом) или активным компонентом (например, химическим: хладагентом в холодильных установках, реагентами для очистки воды и др.). При механических повреждениях труб и резервуаров (усталостного, коррозионного или другого характера) возможны утечки тепло-хладоносителей, технических и сточных вод с последующим подтоплением строительных конструкций, вредным воздействием на окружающую среду и человека.

Наибольшую пожарную опасность представляет электрооборудование и кабельные сети, находящиеся под напряжением. Отмечены многочисленные случаи возгораний от короткого замыкания в проводках.

Для предупреждения и локализации пожаров предусматриваются стационарные системы пожарной защиты, включающие автоматизированные подсистемы: сигнализации (обнаружения источника возгорания), дымоудаления и пожаротушения.

Для предупреждения аварийных ситуаций, связанных с нарушением работы инженерных систем жизнеобеспечения, предусматриватся диспетчеризация и автоматизированное управление этими системами.

ГОСТ Р 22.1.12 – 2005 «Безопасность в ЧС. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования» устанавливает категории объектов, подлежащих оснащению системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее – СМИС), а также основные требования и перечень функций СМИС. Это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для мониторинга технологических процессов жизнеобеспечения и защиты в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии и о возникновения ЧС по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы, а также для управления процессами.

СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т. п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.

СМИС обеспечивает мониторинг изменения состояния конструктивных элементов зданий и сооружений, технологических параметров инженерных систем жизнеобеспечения, оборудования и коммуникаций, подсистем пожарной защиты, обнаружение утечки энергоносителя или воды, повышенного уровня радиации, химически или биологически-опасных, а также взрывчатых веществ, затопления подвалов, несанкционированного проникновения на охраняемую территорию и в помещения. С помощью системы обеспечивается возможность автоматического регулирования технологических параметров, оповещение и предупреждение аварийных ситуаций (прерывание подачи газа, воды, блокирование помещений и т. п.)

К мерам противодействия терроризму относится разработка паспорта антитеррористической защищенности объекта. Этот документ утверждается руководителем объекта и содержит:

- общие сведения об объекте (назначение, форма собственности, основные характеристики зданий и сооружений, их сопряженность, количество входов в здания, размещение объекта по отношению к дорожной сети и основным объектам городской инфраструктуры, наличие автостоянок и их характеристика).

- сведения о персонале объекта (состав персонала и служб, должностные лица ответственные за режим и охрану объекта, численность и общая характеристика сотрудников, их подготовка для действий в критических ситуациях)

- параметры охраняемой территории (площадь и периметр территории, протяженность санитарных и запретных зон, характер рельефа прилегающей территории, наличие лесного массива, возможность скрытого подхода к объекту)

- сведения о системах и технических средствах охраны объекта (конструкция, параметры и общая протяженность ограждений, средства охранной сигнализации и управления доступом, контрольно-пропускные пункты для прохода людей и проезда автотранспорта и их оборудование средствами металлоконтроля, другими устройствами обнаружения и повышения уровня физической защиты, системы телевизионного наблюдения за обстановкой внутри зданий и снаружи);

- данные об организации диспетчерской связи и радиосвязи (между постами, центральным пунктом охраны, дежурной, диспетчерской и другими службами, руководством объекта и взаимодействующими органами).

- данные об организации аварийного электроснабжения (схемы, местоположение источников, автоматизация подключения)

- сведения о штатных силах охраны объекта (подразделения вневедомственной охраны МВД, служба безопасности учреждения, частные охранные предприятия, численность, дислокация, вооружение, уровень подготовленности, характеристика группы быстрого реагирования).

- возможные сценарии экстремальных ситуаций, связанных с диверсионно-террористических акциями или экстремистскими проявлениями, и их последствия

- ситуационный план объекта, отражающий уязвимые места, помещения и подходы к ним, размещение инженерных сооружений и систем охраны объекта, маршруты движения, эвакуации людей, расположение постов охраны, служб, дежурной смены, резервов, мест установки средств наблюдения и т. д.

- планируемые текущие и первоочередные мероприятия по усилению антитеррористической защищенности и снижению уязвимости объекта (планы инструктажа дежурных смен объекта, проведения учебных тренировок действий при угрозе или совершении теракта, дооборудования современными средствами охраны.

На подготовительном этапе администрацией спортивных, культурно-просветительных и зрелищных объектов разрабатывается пакет организационно-плановых документов по безопасному проведению массовых мероприятий, в том числе по предупреждению и ликвидации ЧС техногенного, природного и террористического характера, а также по противодействию массовым нарушениям правопорядка.

Эти документы разрабатываются на основе анализа источников опасности и вероятных сценариев развития неблагоприятных событий на всех стадиях подготовки и проведения мероприятия (при подходе людей и заполнении объекта, во время зрелищного мероприятия и при выходе людей по его окончании).

Исходной информацией для разработки пакета организационно-плановых документов служат:

- технический паспорт объекта и акты ежегодных осмотров;

- паспорт антитеррористической защищенности объекта;

- акт государственной комиссии о пригодности объекта к эксплуатации.

Пакет документов может включать: План профилактического обследования объекта и прилегающей к нему территории с позиций технической и антивандальной укреплённости, антитеррористической защищенности, пожарной, санитарной и эксплуатационной безопасности, План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, План медицинского обеспечения массовых мероприятий, Регламенты действий дежурной смены и диспетчерских служб на всех этапах подготовки и проведения массовых мероприятий, Акты готовности объекта к проведению мероприятия и т. д.

В Плане профилактического обследования объекта перед мероприятием следует предусматривать:

- осмотр и опломбирование технических, чердачных и подвальных помещений.

- проверку систем пропускного режима, сигнализации, оповещения и связи, средств контроля и мониторинга;

- готовности к работе автономных источников энергоснабжения.

- инструктаж дежурных смен объекта

При оценке состояния антитеррористической защищенности объектов проведения массовых мероприятий используются следующие критерии:

1) Укомплектование должности замдиректора по безопасности.

2) Разработка Инструкции по безопасности.

3) Разработка Паспорта антитеррористической защищенности объекта.

4) Наличие планирующей и отчетной документации, инструкции, памятки по действиям при обнаружении взрывного устройства, планы и схемы эвакуации при пожаре.

5) Организация взаимодействия по вопросам антитеррористической защищенности с органами УВД, ФСБ, МЧС России.

6) Организация взаимодействия с антитеррорстической комиссией муниципального образования.

7) Оснащение объекта средствами безопасности: системой видеонаблюдения, металлодетекторами, газоанализаторами, охранно-пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения.

8) Организация охранной деятельности. Обеспечение пропускного режима.

9) Характеристика и состояние защищенности территории объекта: наличие шлагбаума, освещения, ограды, решеток на окнах.

10) Наличие и состояние запасных выходов.

11) Установка на объекте кнопки экстренного вызова милиции.

12) Наличие на объекте фирм арендаторов и контроль за их деятельностью.

13) Организация контроля за ведением на объекте ремонтных работ (с целью недопущения закладки взрывных устройств и других терактов).

14) Принятие мер предупредительного характера. Целевой инструктаж персонала и охраны.

Макет паспорта антитеррористической защищенности объекта спортивного назначения содержит следующие разделы:

Аннотация. Сведения о разработчиках. Источники информации, нормативные правовые документы.

Раздел 1. Общие сведения об объекте.

Раздел 2. Возможные критические ситуации на объекте в результате теракта или экстремистских действий.

Раздел 3.Сведения о персонале объекта.

Раздел 4.Силы и средства охраны объекта.

Раздел 5.Проводимые мероприятия по усилению антитеррористической защищенности объекта.

Раздел 6. Ситуационные планы действий при терактах. Разрабатываются на схемах совместно с органами УВД и ФСБ.

В Плане действий по предупреждению и ликвидации ЧС должны содержаться сведения:

- о географических, климатических, гидрогеологических и транспортных условиях (местоположение, рельеф, роза ветров, средние температуры, осадки, растительность, особенности генплана, состояние дорог и подходов к объекту, статистика природных разрушительных процессов);

- о результатах технического планового или непланового осмотра (обследования) технического состояния объекта и прилегающей территории;

- об удалении объекта от внешних источников техногенной опасности (высоковольтных линий электропередачи, опасных промышленных объектов, железнодорожных путей).

- о состоянии систем безопасности объекта;

- об организации штатных и привлеченных сил безопасности, штабе руководства и силах для ликвидации аварии;

- о способах реагирования на различные сценарии развития событий с рекомендациями по алгоритмам действий администрации объекта, о вариантах ее взаимодействия с силами МВД, МЧС и медицинскими структурами;

- о порядке и путях эвакуации людей при возникновении ЧС.

План медицинского обеспечения массовых мероприятий включает:

- расчет потребности медицинских сил и средств с учетом численности и возрастного контингента зрителей;

- сведения о персональном составе привлекаемого медицинского персонала, зоны ответственности, средства связи;

- схему размещения медицинских сил и средств;

- места стационарных пунктов неотложной помощи (в закрытых помещениях,

на открытой территории);

- места медицинской сортировки при массовом потоке пострадавших;

- регламент действий медперсонала с учетом характера мероприятий, климатических и погодных условий;

- средства транспортировки пострадавших по экстренным показаниям;

- порядок взаимодействия со всеми привлекаемыми службами;

- учет наличия и возможностей медицинских учреждений на приемлемом удалении от объекта, установление контакта с ними для взаимодействия при экстремальных ситуациях.

План медицинского обеспечения массового спортивного мероприятия предусматривает:

- организацию беспрепятственного немедленного доступа медицинских работников к пострадавшему;

- оказание экстренной медицинской помощи на месте;

- обеспечение возможности беспрепятственной эвакуации пострадавшего (организация «санитарного коридора»);

- транспортировку пострадавшего в лечебное учреждение по экстренным показаниям;

- проведение медицинской сортировки при массовом потоке пострадавших;

- констатацию смерти и транспортировку трупа при летальном исходе на месте проведения мероприятия.

По опыту работы Московского Центра экстренной медицинской помощи планирование медицинского обеспечения массовых мероприятий проводится соответствующим Центром медицины катастроф субъекта РФ в два этапа:

I этап. Комплексная оценка заявленного массового мероприятия.

1) Составление Карты массового мероприятия.

2) Выезд на место всех обеспечивающих служб.

II этап. Предварительное планирование медицинского обеспечения.

1) Назначение сотрудника Центра медицины катастроф ответственного за планирование и реализацию Плана.

2) Организация взаимодействия со всеми привлекаемыми службами.

3) Выезд на объект и внесение необходимых уточнений в Карту.

4) Комплексная оценка всех параметров мероприятия (длительность, численность участников, время суток и др.).

5) Расчет медицинских сил и средств, необходимых для полноценного проведения мероприятия.

Регламенты служб – это инструктивные документы, разрабатываемые для выполнения оперативных и грамотных действий должностными лицами в экстремальных ситуациях, в условиях дефицита времени.

Например, в «Регламенте действий дежурной смены при угрозе проведения террористического акта» содержатся пошаговые действия при трех вариантах получения информации о готовящемся теракте:

- при обнаружении подозрительных предметов на объекте или прилегающей территории;

- при поступлении сообщения по телефону;

- при поступлении информации в письменной форме.

В каждом из указанных вариантов регламентом предписываются свои последовательность и характер действий. При этом могут быть дополнительно приведен перечень действий, которые категорически запрещаются.

В качестве примера приводим содержание регламента «Действия дежурной смены при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ»:

1) принять меры к ограждению опасной зоны и недопущению в неё людей в радиусе безопасного удаления (в случае обнаружения подозрительного предмета);

2) организовать эвакуацию зрителей и персонала;

3)прекратить допуск на территорию объекта зрителей, персонала и транспортных средств, кроме автомашин оперативных служб;

4)прекратить деятельность находящихся в опасной зоне культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и торговых комплексов;

5) разблокировать двери (ворота) на всем пути эвакуации зрителей и персонала, находящихся в опасной зоне, при необходимости выставить направляющих;

6) встретить прибывающие подразделения пожарной охраны, милиции, и скорой помощи;

7) обеспечить руководителей прибывающих подразделений имеющейся информацией об угрозе террористического акта, принятых мерах и других специфических, имеющих значение сведениях, влияющих на обстановку и принятие решений;

8) по прибытии специалистов по террористическим актам действовать в соответствии с их указаниями;

9) организовать в безопасном месте (при необходимости) пункт сбора эвакуированных зрителей и персонала.

10) подготовить силами специалистов дежурных служб к возможному отключению или переводу в аварийные режимы работы системы жизнедеятельности объекта.

Все действия выполнять в максимально сжатые сроки и при возможности – параллельно

Продолжающийся сейчас экономический кризис явится весомой при-чиной будущих аварий зданий и сооружений (рисунок 1). Тем не менее тяжесть последствий ближайших аварий можно предвидеть, а общее число аварий можно сократить прежде всего за счет: прекращения тиражирования однотипных ошибок и однотипных причин аварии; прекращения «варварской» эксплуатации и безграмотного ведения ремонтно-восстановительных работ.

Рисунок 1 - Причины ухудшения состояния строящихся и эксплуатируемых зданий при кризисе

Рекомендации по снижению уровня аварийности зданий и сооружений могут быть многочисленны (рисунок 2) и классифицированы по целому ряду признаков. Однако целесообразно их разделить на реально выполнимые в настоящее время, постоянно действующие и перспективные для ближайшего периода

 

 

 

Рисунок 2 - Мероприятия по снижению аварийности зданий в период кризиса

 

К первой группе (реально выполнимых в настоящее время) мероприятий можно отнести:

- необходимость изучения и проведения «ревизии» потенциала страны в сфере обеспечения безопасности зданий и сооружений: наличие школ и специалистов требуемого уровня;

- наличие законодательной и нормативной базы, а также уровня ее соответствия современным требованиям и др.;

- необходимость проведения классификации зданий и сооружений по степени их потенциальной опасности, определения требований безопасности к каждой из групп, создание реестров объектов, представляющих угрозу для страны, регионов, городов и начало разработки планов предупреждения аварий данных объектов. За основу могут быть взяты, в частности, предложения члена- корреспондента РАН Н.А. Махутова, предложившего выделить группы стратегически важных объектов (СВО) и критически важных объектов (КВО) [5];

- периодическая оценка текущего состояния объекта, в том числе с помощью электронного паспорта;

- приведение документации к реальному состоянию конструкций. Расчёты по бездефектной и дефектной схемам. Разработка схем усиления;

- определение требований к организациям и специалистам, допущенным к обеспечению безопасности зданий и сооружений в зависимости от степени их потенциальной опасности, и многое др. [28].

Рисунок 3- Дерево отказов обрушения здания ДС «ВОЕЙКОВ»

 Ко второй и третьей группам (постоянно действующие и перспективные мероприятия) можно отнести, в частности: научно-просветительскую и педагогическую деятельность в сфере предотвращения аварий зданий и сооружений; совершенствование приборов и методов неразрушающего контроля в привязке к строительным конструкциям с учетом специфики эксплуатации зданий и сооружений; совершенствование методов оценки технического состояния конструкций и прогноза риска аварий, безопасности и защищенности зданий и сооружений и многое-многое другое [29]. Важно, чтобы в обществе появилась адекватная оценка реального уровня возможной опасности и тяжести последствий вероятных аварий, а также понимание того, что обеспечение безопасности зданий и сооружений является важной и весомой составляющей национальной безопасно-сти любой страны, в том числе и РФ.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: