Начальным этапом русской философии считается период раннего Средневековья во времена развития Киевской Руси. Хоть признаки философского мышления наблюдаются и в дописьменный период, но всё же становление категориального аппарата и отвлечённого мышления начались после введения христианства на Руси в конце X века. Новая христианская идеология в отличие от языческой нуждалась в значительном письменном фонде, в осмыслении серьёзных богословско-философских вопросов бытия и сознания и тем самым стимулировала рост интереса к мировоззренческой проблеме [1].
В 988 году произошло крещение Руси. Из всех религий было выбрано православное христианство в виду различных политических, социальных и идеологических причин. То, что в качестве государственной религии было избрано византийское христианство, а не западно-римское является важным фактом для понимания особенностей русской мысли. Ведь на протяжении истории русского государства многие из мыслителей ориентировались на восточно-христианские идеалы и ценности. Из Византии черпались философско-богословские идеи, оттуда же были получены первые сведения о древнегреческой философии.
|
|
В древнерусском обществе, как и западноевропейском Средневековье, основной формой общественного сознания была религия. Поэтому осмысление мира, в том числе философское производилось преимущественно в богословии.
Одним из первых древнерусских философско-богословских мыслителей был Иларион. В своём “Слове о законе и благодати” Иларион преисполнен жизнеутверждающим пафосом и верой в грядущее процветание Русской земли и утверждает равенство русского народа среди цивилизованных. “Слово Илариона” состоит из четырёх частей: 1) «Слово о Законе и Благодати»; 2) подборка цитат из Ветхого Завета о будущем призвании «языцей»; 3) «Похвала» Владимиру и 4) «Молитва от всей Русской земли».
«Слово о Законе и Благодати» в своем первоначальном виде представляло собой проповедь на тему божественного плана спасения, согласно которому спасение, будучи подготовлено религиозной историей евреев и ограниченное вначале народом Израиля, преодолело благодаря Иисусу Христу национальные рамки: и пришло ко всем народам. Изображением того, как спасение распространилось и на «наш русский народ», и молитвой о даровании новообращенному народу возможности продвигаться вперед по пути божественных заповедей завершалась эта проповедь.
Далее в собрании следует подборка цитат из Ветхого Завета о будущем призвании народов («языцей»). Это однообразное нанизывание библейских цитат не свойственно жанру проповеди, противоречит ее стилю, это скорее теологический трактат или же только собрание материалов для такового.
|
|
Следом идёт Похвала Владимиру, переходящая к концу в похвалу Ярославу, и молитва за него могли быть первоначально произнесены (скорее всего в 1049 г. или в 1050 г.) в качестве проповеди на день смерти Владимира — 15 июля, и, как уже было сказано, в киевской Десятинной церкви у саркофага Владимира [3].
Произведение Илариона – одно из лучших литературных произведений раннего отечественного Средневековья. Его отличают единство патриотической идеи и широкий универсализм общечеловеческого в христианском понимании, звучания. Оно является ярким примером “эстетического способа философствования”, ставшего важнейшим отличием отечественной культуры вплоть до Нового времени [7, c.102].
“Златоустом, паче всех просиявшим на Руси” называли Кирилла Туровского. Его проповеди, слова, речи представляют вершину древнерусского торжественного красноречия. Лучшие из Творений Туровского вошли в сборники “Златоуст” и “Торжественник”. Это был столь же талантливый мыслитель, как Иларион. Их сближает творческая манера создания произведений высокого идейного уровня, глубокой символики и великолепной художественной формы, необычайно пластично организующей внутреннее содержание.
В «Притче о человечестей души и о теле си» (ее еще называют «Притчей о слепце и хромце») он ставит вопрос о равной ответственности души и тела за прегрешения, а также равной ответственности духовной и светской властей перед Богом и законом. В своих произведениях «Повести о белоризце и мнишестве», «Слове о премудрости» и других он освещает проблемы познания. Образно уподобив некий «град» человеческому телу, а населяющих его людей - чувствам, он провозглашает бессилие человека, впадающего через чувственность в печаль ума. Спасение Кирилл Туровский видит в бегстве от мира в соответствии с идеями аскетизма, выражает недоверие тому, что связано с плотским началом бытия. Орудием раскрытия истины помимо чувств Кирилл Туровский объявляет разум, который возвышает человека и ведет к познанию Бога, души и мира. При этом он ограничивает поле деятельности разума главным образом истолкованием книжного знания, одновременно оставляя за ним право испытания веры. Для творческой манеры Кирилла Туровского характерно широкое использование аллегоризма как теолого-рационалистического метода исследования истин откровения. Извлекая сокровенный смысл путем иносказаний и аллегорий, он, по сути, вставал на путь примирения веры и знаний. Его произведения можно отнести к шедеврам оригинальной русской богословской мысли, в которых автор болезненно реагировал на нарушение канона и церковных порядков, на религиозные неустроения страны. Кирилл Туровский считается одним из наиболее строгих идеологов русской церковной ортодоксии [14, с. 277-278.].
Мыслители, писатели, публицисты были не только из числа духовенства, хотя они явно преобладали в средневековый период. Значительным культурным деятелем из мирян несомненно является Владимир Мономах.
Свои заветы жизни Мономах изложил в поучении, написанном им для детей. Поводом к написанию поучения послужила угроза двоюродных братьев за отказ принять участие с ними в походе на Ростиславичей галицких. «Сердитесь, отвечал он им, сколько хотите, не могу с вами идти и преступать крестное целование». По содержанию и характеру своему поучение представляет первообраз тех домостроев, которые можно видеть в последующие века. «Страх имейте Божий в сердце и милостыню творите неоскудеваемую, потому что здесь начало всякому добру» – так начинается оно. Указав затем повод к написанию поучения, автор далее говорит об обязанностях, которых не должны забывать его дети: никогда не совращаться с правого пути и всегда полагаться на Бога; «тремя добрыми делами побеждается враг наш диавол: покаянием, слезами и милостынею. Бога ради не ленитесь, дети мои, не забывайте этих трех дел», молиться следует всегда; и днем и ночью, и «когда на лошади сидите, да ни с кем не разговариваете, то чем думать безделицу, беспрестанно повторяйте в уме: Господи помилуй»; не должно забывать убогих, сирот, вдов, убивать кого бы то ни было, целовать крест, не подумавши; к епископам, попам, игуменам нужно относиться с любовью и уважением, старцев почитать, как отцов; лжи, пьянства, блуда остерегаться; гостеприимство должно быть также постоянной чертою хорошего человека: «странствуя, гости разносят по всем землям хорошую или худую славу о человеке». Часто, по разным поводам, повторяется совет не лениться: «да не застанет вас солнце на постели» и т.д. В заключение Мономах рассказывает детям в назидание о своих трудах. (Солов., III. I). – Есть «поучение» Владимира к сыну о мире с Олегом Черниговским; он же пересматривал и дополнил Русскую Правду [13].
|
|
Современником Владимира Мономаха был прибывший из Византии митрополит Никифор, глава русской церкви в 1104-1120 годах. Он был типичной фигурой грека-митрополита при русском князе, личностью незаурядной, просвещенной и искушенной. Творческое наследие Никифора составляют следующие дошедшие до нас произведения. Это два послания Владимиру Мономаху («О посте и воздержании чувств» и «Послание...о разделении церквей на восточную и западную»), послание, адресованное волынскому и муромскому князю Ярославу Святославичу («Написание на латыну к Ярославу о ересях», бытовавшее в списках и без указания адресата) и «Поучение», приуроченное к неделе сыропустной.
Гносеология у Никифора носит универсальный религиозный характер. Правильное знание не отвлеченно: спасение достижимо только при правильном познании Бога. Границы познания простираются по всему мирозданию. Условиями познания являются правая вера и аскетическое очищение разумного начала души при помощи поста, что дает духу власть над телом.
|
|
К сожалению, почти ничего нельзя сказать о историософских и натурфилософских взглядах Никифора, поскольку эта проблематика подробно не отражена в его произведениях. О ней можно судить лишь по отдельным скупым строкам. Так, например, мироздание тварно и конечно, разделено на небесный и дольний мир, последний из которых ожидает гибель и распад (истление). Текущее время циклично, годы постоянно обходят свой круг. По встречающимся оговоркам история носит характер апостасии и выглядит как последовательное отпадение стран и народов от «разума» и правой веры: бывшие прежде разумными эллины склоняются к идолослужению, отпадают от Бога иудеи, затем царство Ветхого Рима и папы впадают в «немецкую» ересь. Эти экскурсы Никифора диаметрально отличаются от позиции митрополита Илариона, представлявшего историю как постепенное сообщение благодати правой веры всем народам.
Много места в посланиях Никифора посвящено проблемам политологии. Его взгляды на государственный строй характеризуются синтезом античных идей из «Государства» Платона и византийской политической мысли. Подобно Платону, определявшему, что членению сословий в государстве соответствует строение человеческой души, Никифор представляет себе некую антропоморфную модель государства. Объективные общественные реалии XII в. порождали свои ценности, ставили свои вопросы и решали их согласно средневековым законам мышления. Доминирующая роль именно византийской политической теории в общественной теории Никифора, учитывая его происхождение и симпатии, закономерна. Однако и эту идеологию митрополит далеко не во всем мог приложить к древнерусской обстановке [5, c.102-104].
ВЫВОДЫ
Начальным этапом русской философии считается период раннего Средневековья во времена развития Киевской Руси. Хоть признаки философского мышления наблюдаются и в дописьменный период, но всё же становление категориального аппарата и отвлечённого мышления началось после введения христианства на Руси в конце Xвека.
В эпоху расцвета Киевской Руси и начавшегося процесса феодальной раздробленности философская мысль сформировалась и начала успешно развиваться в различных своих формах. Были заложены основы философского мышления, сложились основные понятия и категории, усвоены и творчески переработаны элементы византийской, а через неё эллинской и восточной философской культур. Разнообразие имён, произведений, жанров в духовной культуре Древней Руси начального периода породило и разнообразие философской мысли: патриотический провиденциализм Илариона, светская этика Владимира Мономаха, учительное красноречие Кирилла Туровского, гносеологические идеи митрополита Никифора и многое другое.