ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ ФИЛОСОФИИ X-XIII ВЕКОВ
Курсовая работа
по направлению «История русской философии»
Студент 3 курса очного отделения
073111-ДБ Мункуев Данзан Этигэлович
Руководитель: д.филос.н, профессор
кафедры философии и методологии науки
Ткачёв Валерий Сысоевич
Защищена с оценкой_______
Дата___________
Иркутск 2019
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3 ............................................................................................................................
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ................... 5
1.1. Предыстория философской мысли.......................................................... 5
1.2. Киевский период русской философии..................................................... 7
ВЫВОДЫ...................................................................................................... 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ
ФИЛОСОФСКОЙ МЫСЛИ.......................................................................... 14
2.1. Влияние христианства на философскую мысль Древней Руси........... 14
2.2. Древнерусская философия как особый способ мышления................... 17
ВЫВОДЫ...................................................................................................... 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ....... 23
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена древнерусской философии, её становлению и оформлению как систематизированного знания. Эта тема является актуальной, так как:
- становление русской философии имеет множество отличий по сравнению с европейской и восточной философской мыслью;
- в этот период происходит зарождение теоретического мышления, складываются основные понятия, категории, формируются определенные традиции мышления;
- изучение истоков русской философии поможет понять ход развития всей философской мысли в России, вплоть до современности.
Древнерусская философия – это совокупность идей, образов и концепций философского порядка, содержащихся в памятниках культуры X-XIII веков. На Руси философия понималась не только как привычное для нас понятийно-логическое осмысления бытия и сознания. Философия понималась и как умение выражать в художественно-пластической форме наиболее важные для человека проблемы его существования; и как практическое служение избранному идеалу; и как совокупность теоретического и практического знания; и как жизнестроительное учение; и как всеохватывающая мудрость.
В связи с тем, что философия обычно понимается в её связи с западноевропейской традицией, одной из главных проблем при изучении русской философии является выявление её особенностей и характерных черт.
Русской философии, и её особенностям посвящено множество трудов таких авторов как Бердяев Н. А., Введенский А. И., Милюков П. Н., Трубецкой Е. Н., Федотов Г. П., Леонтьев К. Н., Архангельский А. С., Бондарь С. В., Громов М. Н., Лихачев Д. С., Симонова Т. А., Якименко Б. Г. и многих других.
Я считаю, что древнерусская философия имеет ряд характерных особенностей, которые сохраняются на протяжении всей истории русской философии. Среди этих особенностей я особо хотел бы выделить тесную связь философии и христианского вероучения, а также понимание философии не как науки, а как умения в художественной форме выразить важнейшие проблемы человеческого существования.
Объектом является культура Древней Руси.
Предметом исследования выступает древнерусская философии X-XIII веков.
Целью данной курсовой работы является рассмотрение особенностей древнерусской философии. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть зарождение и становление философской мысли на Руси
- определить особенности и характерные черты древнерусской философии.
Научная новизна этой работы заключается в определении особенностей философского мышления в древнерусской культуре, таких как связь философии и православия, а также понимание философии как особого способа мышления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, написана на 25 страницах.
СТАНОВЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ
Предыстория философской мысли.
Для начала я хотел обратиться к предыстории философской мысли, к эпохе господства дохристианского языческого мировоззрения. Сразу же следует отметить, что мифология древних славян не отличалась той степенью развитости и систематизированности как древнегреческая. Она складывалась из сложного переплетения элементов восточнославянской, тюркской, иранской, угрофинской, скандинавской мифологических систем, что отразило сложный процесс происхождения древнерусской народности, в которой, славянский субстрат был основным, но далеко не единственным [10].
Историческое осмысление действительности проявляет себя уже в легендах о сказочных героях, о могучих богатырях, об основателях древних столиц и родоначальниках целых народов. Таковы, например, легенды о Кие, Щеке и Хориве, поставивших матерь городов русских – стольный Киев град.
Для языческого сознания характерны устойчивые мифологемы, имеющие древнейшее происхождение. Такова общая для многих мифологема “мирового древа”, с помощью которого моделируется тройная вертикальная структура мира (небо, земля, преисподняя), четвертичная горизонтальная (север, запад, восток, юг).
Стремление выделить в мире противоположные силы, принципы, тенденции развития, изначально присущее стихийно диалектическому мышлению язычников, тесно связанных с породившей их природой, сформировало целый ряд бинарных оппозиций, дуалистических противопоставлений: счастье – несчастье, вверх – низ, мужское – женское, день – ночь, суша – море, огонь – вода и т.п. С их помощью происходила, с одной стороны систематизация эмпирического опыта, с другой – улавливалась динамика бытия, борьба в нём противостоящих сил [1, c.42-43].
Для мифологического мышления славян также характерен антропоморфизм, который проявил себя в различных образах, например, в мифологеме о “браке неба и земли”. Мать-сыра земля, выступающая в качестве женского плодоносящего начала, орошалась идущим с неба дождём, и это событие воспринималось не просто как атмосферное явление, а как акт переноса божественной потенции в производящее лоно земли, за которым следует произрастание плодов. Этот образ воспитывал в сознании язычников единство природы и человека путём антропоморфизации окружающего мира [11, с.193-200].
Особым приёмом поднятия ценности тех или иных явлений, событий, природных феноменов служила их сакрализация. Обожествлялись давно умершие предки – это сплачивало род в единое целое. Обожествлялись стихии природы – тем самым подчёркивалась зависимость от них. И эта сакрализация носила порою глубокий аксиологический смысл. Поклонение солнцу, например, действительно являющемуся универсальным источником энергии, без которого не могла бы возникнуть жизнь на нашей планете, имело великий мировоззренческий смысл [1, c.43].