Академик Д.С. Лихачёв отмечал, что на начальных этапах развития русскую литературу отличает “отсутствие строго определённых границ между произведениями, между жанрами, между литературой и другими видами искусства” [12, c.23]. Древнерусской философской мысли присуща идейно-художественная полифоничность, которая является прямым следствием рассредоточения философии в разных сегментах культуры Киевской Руси. Любой литературный жанр может быть философичен, хотя не каждый памятник этого жанра философичен индивидуально, неидентифицируясь при этом с какой-либо определённой интеллектуальной традицией. Можно утверждать, что и оригинальные, и переводные хроники, летописи, жития, сказания, повести, слова, апокрифы, не говоря уже о христианской патристической и служебной литературе, находятся в универсуме древнерусской духовной культуры, являются носителями культурно-разрешающих смыслов, т.е. текстами философичными. Как утверждает В.Ф.Пустарнаков, «философская мысль существовала главным образом как совокупность философем…, причём движение этих философем подчинялось логике развития тех форм общественного сознания в которых эти философемы заключались» [6, c.42].
Основным способом познания и выражения философского знания древнерусских мыслителей был художественный метод, выросший на основе образно-поэтического мировосприятия и достигший сравнительно высокого уровня совершенства ещё в дописьменный период. Древнерусское “слово-образ” стало хорошо приспособленным для художественного выражения сложного мира идей после крещения Руси. Русский язык оказался способным выразить все тонкости отвлечённой богословской мысли, воплотить в себе изощрённое ораторское искусство церковных проповедников, передать сложное историческое содержание всемирной и русской истории, воспринять в переводе лучшие произведения общеевропейской средневековой культуры.
Художественный метод широко использует образную выразительность развитых языков. Здесь важно не просто употребление метафор, сравнений, олицетворений и иных тропов, но умение сжатым, концентрированным образом передавать главное в излагаемом.
Особенностью древнерусского сознания является преимущественное развитие образно-поэтического миропонимания, что было присуще не только местной автохтонной традиции, но и опиралось на весь предшествовавший общечеловеческий опыт. Художественность этого типа мышления проявляется в преимущественном внимании к конкретному и вещному признаку, к вещественности материальных признаков, избегавших чрезмерной отвлечённости, столь свойственной нашему времени. Каждое слово несло в себе не только понятие о вещи, о процессе, признаке, но было своеобразным микрообразом, синтезом понятия с метафорой, потому так выразительно, метка, колоритна древнерусская речь. Совокупность же подобных слов-образов составляла целостную систему живого языка, который сильнейшим образом воспитывал художественный, образно-поэтический, эстетический тип мировосприятия и соответствующий ему способ философствования.
Сказанное применительно не только к словесной культуре и вербальным источникам. В ещё большей степени это относится к восприятию мира чрез внесловесные виды искусства. Архитектура, живопись, музыка имеют свой выразительный язык, несводимый к словесному [4, c.29-32].
При обращении к памятникам отечественной письменности эпохи средневековья приходится вступать в мир иных измерений, традиций и представлений, ибо они принципиально отличны от философских трудов Нового времени по целому ряду существенных признаков. Философское знание в Древней Руси изначально обладало специфическим характером. Прежде всего, философия в Древней Руси существовала в виде специфического образа мышления, а не в виде науки. Философия как наука, т.е. как систематизированное знание о сущностных проблемах бытия мира и возможностях человеческого познания, в России появилась довольно поздно — только в XVIII столетии. Но традиционное определение философии как науки об общих законах бытия и мышления, в применении к древнерусской мысли, является весьма упрощённым, ограниченным и стереотипным. Именно оно более всего препятствует пониманию древнерусской философской мысли. Согласно такому взгляду, философия обязана стремиться к конституированию себя по подобию науки. Это одно из наиболее распространённых представлений, затрудняющих познание специфики древнерусской философии. Критически оценивая эту концепцию, отечественные исследователи пишут: «…термин «научная философия» уже исключает с точки зрения логики понятие о философии как науке, ибо получается тавтология – «научная наука»». Философия, как любомудрие, гораздо шире любой науки, она охватывает мир как материальный, так и духовный и обладает большими способами осмысления этого мира. Только так, принимая философию как особую форму сознания, особый вид духовной деятельности, особую отрасль творчества, рядоположенную с наукой, религией, искусством, но не совпадающая с ними, можно воссоздать целостность картины развития отечественной философской мысли [8].
Представление о философии в Древней Руси полисемантично – как всеохватывающее познание мира, как вершина человеческого опыта, как жизнестроительное учение, как умение отстаивать исповедуемые идеалы, как высшая духовная ценность, как стремление глубоко и необыденно мыслить. Полисемантизм этих определений объемно выражает полифункциональность древнерусской философии.
ВЫВОДЫ
В ранний период древнерусской истории в качестве мировоззренческих основ выступали как христианство, так и язычество. Первое в роли доминирующей идеологии, второе в роли своеобразной внутренней оппозиции, ушедшей вглубь народной жизни. На философское мышление преобладающее влияние оказывало христианство как более развитая в теоретическом отношении концепция мироздания. Но элементы языческого мировоззрения также должны быть учтены, хотя не следует их абсолютизировать. В целом именно христианство явилось важнейшим источником формирования отечественной философской мысли.
Также следует сказать, что древнерусская философия имела особую специфику. В Древней Руси под философией понималось не только привычное для современного человека понятийно-логическое осмысление бытия и сознания. Философия понималась и как умение выражать в художественной форме наиболее важные для человека проблемы его существования; и как совокупность теоретического и практического знания; и как жизнестроительное учение; и как мудрость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная работа посвящена начальному этапу древнерусской философии, её становлению и оформлению как систематизированного знания. Была поставлена и достигнута цель исследования, состоявшая в рассмотрении начального периода древнерусской философии путём решения следующих задач:
- рассмотрели зарождение и становление философской мысли на Руси
- определили особенности и характерные черты древнерусской философии
Таким образом, изложенное выше приводит нас к следующим выводам.
Начальный этап древнерусской философии характеризуется переходом от мифологического способа мышления к религиозному. Вместе с установлением христианского мировоззрения постепенно формируется и философское понимание мира. После принятия православия в X веке произошло становление категориального аппарата и отвлечённого мышления, а также сложились основные понятия и категории. Всё это заложило основы для дальнейшего развития философского мышления на Руси. Философия этого периода по большей части связана с христианским пониманием мира, хотя и имеются мысли нерелигиозного характера. Представителями религиозной философии этого этапа русской философии являются Иларион, Никифор, Кирилл Туровский и многие другие. Одним из немногих представителей светского мировоззрения был Владимир Мономах.
Также хотелось бы выделить несколько особенностей древнерусской философии X-XIII веков. Первая особенность заключается во влиянии христианства и язычества на философское мышления. Христианство оказывало преобладающее влияние как более развитая в теоретическом отношении концепция мироздания. Но не стоит преуменьшать значение язычества. Древнерусское мировоззрение представляло собой сложное сочетание язычества и христианства. Вторая же особенность проявляется в особом понимании философии в Древней Руси. Под философией понималось не только привычное для нас теоретически оформленное логическое осмысление действительности. Философия определялась и как жизненная мудрость, которая заключалась в способности в художественной форме выразить наиболее важные проблемы человеческого существования.
В целом, хотелось бы сказать, что рассмотренный мною этап русской философии несправедливо слабо изучен. Ведь очевидно, что при изучении истории чего-либо важнейшим этапом, который необходимо рассмотреть, является момент зарождения, начало. В древнерусский период были заложены основы и определены векторы для всего дальнейшего развития русской философии. И я надеюсь, что в будущем древнерусской философии во всей её неповторимости и многообразии будет оказано должное почтение и внимание.






