Картина мира нового времени и просвещения

Основные принципы заложены и сохраняют значение до сих пор.

1) Секуляризация в идейном и духовном плане - отказ от идеи Бога для объяснения смысла жизни. Касалась всех процессов (конфискация церковного имущества, отказа от роли религии в образовании и власти).

2) Десакрализация. Формирования убеждения, что в мире нет волшебства, духовных сверхъестественных сил. Все должно объясняться естественным путём + появляется антропоцентризм (убеждение, что человек в центре мира). Человеческие ценности задают точку отсчета для анализа всех процессов. В освоении мира человек должен опираться только на себя. + мироориентированность (земные ценности теперь не средство, а самоцель). В рамках религии земная жизнь - это средство спасения. Отсюда неустроенность земной жизни. Чем больше страданий, тем больше возможности получить спасение. В эту эпоху ценности меняются.  

3) Появляется установка на активное преобразование окружающего мира. Традиционное общество было ориентировано на прошлое. Теперь мир хотят изменить под человека, ориентировка на настоящее и позитивное будущее. Стала возникать новая картина, основным принципом которой стал механицизм - это интерпретация живой и неживой природы как тел, которые взаимодействуют друг с другом на притяжении и отталкивании. Мир - это часовой механизм, машина и тд. Богу отводилась роль часового мастера, он только создает. Картина мира оказалась антиисторичной, потому что природа не развивалась в такое, а изначально такая была, т.е. все ранние верования неправильны. Картина способствовала развитию математики, естественных наук.

4) Детерминизм как способ объяснения происходящего = установка, что природу надо объяснять не на основе идеи цели (телеология, телос - цель), а на основе принципа "причина-следствие-связь". Не вопрос "для чего?", а "почему?". Если хотите объяснить, ставьте вопрос о причинах, а не о целях. Детерминизм - установка на поиск закономерностей. Специфическая черта такой картины мира - убеждение в предопределенности в цепи "причина-следствие-связь", которая предполагала, что эту цепь отменит нельзя, мир не может быть иным, события по другим сценариям проходить не могут. Прерывание такой связи меняет всю картину мира. Ученые были убеждены, что знание законов позволит прогнозировать будущее и управлять реальностью. Еще одна черта детерминизма - убеждение в универсальности законов. Отказ от традиционных представлений о человеке как о части целого (общины, сословия), и отказ от естественной иерархии людей.

5) Единицей отсчета становится отдельный индивид, а не группа. Человек считается за атом, которое действует по тем же законам, как все материальные тела. Эта идея получила название эссенциализм. Эссенция = сущность. Экзистенция - существование. Сущность предшествует существованию, т.е. определяет его.

Убеждение, что в фундаменте человека лежат страсти, чувства. В основе чувств лежат два фундаментальных: стремление к удовольствию и избежание страданий. Каждый заботится о своем собственном интересе, так считали мыслители того времени. Страсти более фундаментальны, чем разум. Что человек понимает под счастьем и удовольствием - зависит от его окружающей среды.

+ Идея свободы, предполагающая, что у чела нет первоначальных обязательств, он свободен, с чем столкнется, то и определит его движение. В древности считали, что человек может и родиться несвободным, с предопределенной судьбой.

+ Идея равенства, никто не может быть выше, потому что природа у всех одинакова. Эта концепция заложила основание для современных прав и свобод личности.

Еще одно убеждение в универсальности этой природы, что все люди и во все времена будут по сути одинаковы, всеми движут одни и те же страсти, идеи и желания. Разница только в том, что одни люди уже осознали свою природу, а другие еще не знают, т.е. есть просвещенные и непросвещенные. Разум, накопив опыт, контролирует страсти. Следствия этой картины мира:

1) сформулирована Гоббсом (создателем современной политологии): "мнения правят миром". Мнения = страсти, желания, влечения.

2) тоже Гоббс. Изначальное существование = война всех против всех. Если все люди равны и движимы страстями, то никто не авторитет, все реализуют собственные интересы.

3) Антиисторичность понимания социального мира: История существует случайно, потому что люди своей собственной природы не знают.

4) специфика человека в том, что он обладает разумом. Способность познать устройство мироздания и самого себя. Предполагалось, он животное, только с разумом.

5) практический разум = способность использовать знания о мире и о себе для правильной организации своей жизни. Разум по мнению тех философов - большой калькулятор, экономическое мышление. Специфика: умение пожертвовать чем-то близлежащим, чтобы максимизировать дальнейшее.

Отсюда вытекала черта - задача мыслителей, философов и ученых открыть глаза на их сущность. Общество должно быть построено на принципах рациональности (умение пожертвовать чем-то ради чего-то). Эгоизм каждого - счастье всех. На производстве работаешь хорошо, чтобы получить себе выгоду, а твой хороший товар - выгода другим. Здесь появляется представление о конце истории: как только люди перестроят отношения на принципах рациональности - история кончится, страсти кончатся, все люди согласятся друг с другом, и будет мир. Сегодняшняя ментальность индустриального общества все еще несет эти идеи. Эти идеи пошатнулись после французской революцией, потому что просветительские идеи приходилось внедрять силой.

 

 

7. Понятие онтологии: основные черты и содержание концепции прогресса Теория прогресса – это основная идея, которая формируется с конца 18 века, весь 19 и 20 век - она ключевой бренд. Она - базовая идея и кажется само собой разумеющейся. Подразумевала другую метафору, которая использовалась для понимания мира: мир не как механизм, а как организм. Здесь подход с позиции целого, организм живет, меняется. Ключевые концепции:

1) немецкий философ Георг Гегель (1770-1831) - основатель направления гегельянство.

2) немецкие мыслители Карл Маркс (1718-1783) Фридрих Энгельс (1720-1795), направление марксизм.

3) Огуст Конт - француз (1798-1857) - основатель направления позитивизм. Убеждено в том, что наука - единственный верный путь познания, остальное не имеет смысла. Это, по сути, "вера в науку"= почти религия. Теорию развития они рассматривали как науку, она подтверждается фактами. Они опирались на Дарвина (1809-1882).

 

Чарльз Дарвин- открытие идеи эволюции. Основные характеристики:

-идея линейности (движение только в одну сторону без отклонений)

-идея поступательности изменений, каждый новый этап более совершенен

-Идея неповторимости

-детерминизм (прогресс не случайное явление, а закон)

-монизм (все процессы можно свести к одной причине)

-всемирно исторический характер

-идея единства развития (эволюционирует окр природа тож)

-идея целей (переход из царства необходимости, а в царство свободы)

-идея прогресса

По каким критериям определять и измерять развитие:

Об обществе:

- прогресс в технике итехнологиях (переход от простых орудий к машинам и автоматам)

- прогресс в социальных отношениях (переход от социального неравенства к росту всеобщего благосостояния и среднего класса)

- переход к республикам и демократиям (или от религии к науке).

- уменьшение борьбы за выживание, рост гуманизма, альтруизма.

Новые аспекты после возникновения идеи развития:

1) поиск движущих сил истории (если есть развитие, то искать, какие группы являются его носителем)

2) поиск периодизации исторического процесса (для марксизма - человечество проходит пять этапов. До сих пор классификация на индустриальное/постиндустриальное общество.

3) идея роли окружающей и социальной среды (с точки зрения развития понятно, что люди в разную эпоху имеют разные цели, которые обусловлены средой).

4) построение пирамиды научного знания. Подобно тому, как мир движется от простого к сложному, знание также. В основе пирамиды - история, поставляющая факты, следом - социология, превращает факты в законы, психология - объясняет поведение людей, она обусловлена биологией, а биология обуславливается физикой.

Проблема поиска объективных критериев прогресса: прогресс как переход от однородного к разнородному (от простого к сложному (диференциация)) и от хаотического к упорядоченному (интеграция) состоянию.

Некоторые убеждены, что мы являемся свидетелями "конца истории как таковой", то есть завершения идеологической эволюции человечества и универсализации западной либеральной демократии как окончательной формы правления. Просто уже не будет и не должно появиться ничего принципиально или эпохально нового. Но предполагается, что человечество не застынет, а как-то будет существовать.

Позитивизм – в основе выживание. Пока процесс носит естественный характер – эволюция, когда люди начинают его продолжать – прогресс. Появление идеи движущей силы истории (Выживание – новые технологии). Критика – критерии прогресса, условия в которых он осуществляется, является ли прогресс законом?

 

Понятие эволюции (в неживой природе), но когда люди понимают законы и сознательно пытаются продолжить этот процесс — прогресс.

Методологическое значение теории — сформулировала новые темы истории. Идеи движущей силы истории. Гегель — движ силы- последствия — действия порождают последствия. В итоге — история движется. Новые поколения решают новые задачи. В марксизме — борьба классов — эксплуататоры и экспуатируемые. Их борьбы — движ истории.

Позитивизм — борьбы за выживание — люди придумывают новые техники и технологии — в итоге — история движется.

Периодизация истории (этапы, ступени):

теоретика прогресса. У Гегеля 3 стадии. У позитивизма 3 стадии — религия философия наука. В Марксизме 5 формаций. На востоке не действует 5 формаций — ввёл АСП. Роль окружающей среды. Историки и теоретики общ-ва начинают обращать внимание на структуры и процессы — на культурный контекст (анализ процессов, ментальностей)- роль среды. Давали установку исследователям — что искать —  только то, что говорило о прогрессе. Личность — воплощение духа эпохи- появление понятия всемирно исторических личностей. Вклад — своими действиями объективно движут историю вперёд. Великий не тот, кто убивает кучу людей, а кто этим движет историю вперёд.

Создана оптимистическая теория движения истории- Гегель — всё действительное разумно, а всё разумное — закономерно. Все лучшие — погибали. Идея у Гегеля — опыт истории -никогда никого не учит. Тот кто на историю смотрит разумно, значит и на него история посмотрит разумно. История — последовательная реализация событий. Пала античность, но она внесла свой вклад в развитие прогресса.

Фукуяма Ф. - идея конца истории. Мир = движение к цели, история имеет конец. После падения СССР — двигаться некуда, только один путь развития. Пока ничего нового мы представить не можем.

Критика:

1. универсальность провозглашаемых ценностей. В других культурах — другие ценности (пр- ценность длительности жизни — ток у современной европы). Возражение против абсолютности ценностей.

2. корреляция условий прогресса — действительно ли новые технологии способствуют росту человеческого счастья.

3. насколько можно говорить о прогрессе как о законе. Теории прогресса предлагалт пророчества — будущее будет именно таким.

Историцизм — умение делать пророчества. Историки и философы в поисках законов.

Метанарратив — большой рассказ — рассказ всех рассказов. Попытка сказать последнее и окончательное слово.

Выдвижение альтернативных позиций и концепций — концепция локальных цивилизаций (культур)

Лаппо — Даниоевский. Россия и европа — труд. Пытался обосновать особый путь россии.

О. шпенглер 1880-1936. книга — закат европы. 1918 года. Перевели в 1923 году.

А. Тойнби 1889-1975. постижение истории в 12 томах. Отрицание концепции универсальности прогресса — нет единого всемирно исторического процесса- вся человеческая история — развитие самоценных культур. История — большое поле цветов.

С конца 19 века идея начинает критиковаться и выдвигается альтернативные подходы к пониманию.

Концепция локальных цивилизаций — ист движение — совокупность культур (цивилизаций). Все культуры самоценны и самодостаточны. Нельзя загонять всех на одну лестницу эволюции. Стали выделять культурно-исторические типы — всего 10. у Шпеглера — 9, Тойнби 21 цивилизация.

Хар-ки цивиизационного подхода:

1. культура — единый и ценностный организм, всё пронизано единым стилем.

3. стадии начало — расцвет и конец.- смерть

3. стадия культуры и стадия цивилизаций. Стадия когда цивилизация реализует свой потенциал. На стадии — культура — рост, на стадии цивилизация — развитие. После угасание творческого потенциала культура мертвеет. У Шпенглера была идея — все культуры проходят одинаковые законы. Не закон развития, а структурный закон. Если знаем стадии расцвета и заката — можем предсказать на какой стадии находится наша культура. Если знаем про другие — можем предсказывать своё.

Критика.

Аспект проблемы преемственности — все мыслители полагали, что достижения одной цивилизации не передаётся другой. Прививки не было. Все культуры целостные и без заимствования (особенно идея у Данилевского — Россия не Европа). Подчёркивали идею целостной специфики каждой эпохи и культуры- и это хорошо, это ценно. Идея терпимости и толерантности.

Концепциии — попытка сказать последнее слово по поводу создания мира. Пока концепция претендует быть подлинной и истинной — она претендует на последнее и окончательное видении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: