Критика сенсуализма. Основные черты рационализма

Сенсуализм подвергался критике за:

1) сформулировано Беркли. Он показал, что нет разницы между первичными и вторичными качествами, все они одинаково субъективны и относительны, полагаться на них как на надежное знание нельзя. Опора на чувственный опыт может привести и к материалистическим, и к религиозным представлениям. У него было доказательство в существовании Бога. Сенсуализм говорил: "существовать, значит, восприниматься". Значит, и Бог есть.

2) Юм. Опыт в принципе не может дать гарантии всеобщности и необходимости наших суждений. Мы не видим причинных связей в опыте. «После того» - не значит «вследствие того». Чувственный опыт субъективен (дает сведения не о вещах, а о нашем восприятии их).

Идея всякой связи не вытекает из опыта + опыт не дает обобщений.

Агностицизм - сомнение или отрицание возможности получения возможного знания (Юм).

Рационализм (разум) - основной источник знаний = разум. Для него цитата: «Нет ничего в интеллекте, чего бы раньше не было в ощущениях, кроме самого интеллекта»

- Рационализм в лице Р. Декарта, Б. Спинозы, Г. Лейбница, И. Канта, И. Г. Фихте, Г. Гегеля и др. признает, что сущность вещей познается только с помощью разума. Рационалисты придают решающее значение рационально-логической ступени нотация, хотя и не отрицают значения чувственного познания в качестве механизма связи разума с объективным миром. Рационализм справедливо полагает, что при всем своем значении чувственное познание не позволяет постичь сущность вещей. Для этого требуется рациональное мышление.

Основной метод – дедукция. Из общих идей – следствие и его проверка на практике. Опыт корректирует правильность тех или иных явлений. Главное – поиск в разуме простой и ясной идеи, являющейся достоверной - соответствующей реальности (я мыслю…).

Декарт - метод очистить разум и в разуме найти простую, ясную и очевидную идею. Идея должна обладать достоверностью (соответствовать реальности, внешнему миру)- тождество бытия и мышления. Пример — идея «я», но есть я как реальность. Мыслю, следовательно существую. Мышление как акт определения реальности. Факт сомнение предполагает способность мыслить — значит усомниться нельзя. Если есть идея, которую придумал не я? да, есть идея Бога (он существо бесконечное и его придумать нельзя). Доказательство существования бога (если у меня в голове есть идея бога — значит, он существует). Онтологическое доказательство бытия бога.

Следующий тезис Декарта. Если бог — совершенен, то он не будет меня обманывать. Значит моё знание о мире может претендовать на надёжность. Основание для Декарта, чтобы рассуждать о мире. Если отбросим из опыта -то, что есть несущественное, то останется субстанция мыслящая (то есть я) и субстанция протяжённая (то есть мир). И таким образом можем изучать субстанцию протяжённую, то есть мир. Заблуждения лежат в человеческой воле (субъективность, страсти).

Критический аргумент сенсуалистов — вопрос откуда в человеческой голове берутся идея. В логике декарта у человека должны быть врождённые идеи (он типо с ними должен родиться). Сильно спорный тезис.

Второй тезис критики — господство умозрительных или спекулятивных представлений, под который просто подгонялся опыт. Пример 5 концепций по марксу и переход от формации к формации только через революции. Монтесьё и детерминизм.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: