Аксиология: типология ценностей, специфика ценностного подхода

Ценности — это утверждения о том, что в мир желательно или должно быть.

Ценности как знание — измерение с позиции идеала, образца. Соотнесение того, что есть с тем, что желательно быть. Ценности субъективны, ценности, которые разделяют несколько человек — интерсубъективный характер.

Ценность понятие возникло в 18 веке и сначала употреблялось экономистами в экономическом значении. С середины 19 века стало распространяться на более широкий спектр вещей (политика, экономика).

Классификация.

Чем больше ценностей, тем больше возможностей для людей для их самоиднтификации и самоопределения. Чем больше различных ценностей, тем больше возможностей у людей любых типов удовлетворить свои желания. Чем система уже и жёстче, тем меньше ценнстей и желаний можно удовлетворить.

Иерархия ценностей.

Распределение в порядке значимости. Можно найти объективную иерархию.

Выделяют сущности, которые человек интерпретирует ниже по отношению к нему — это средство. Приобретают статус вещи. Оцениваются с позиции пользы выгоды.

То, что человек оценивает как равное себе — это люди. Отношение к ним в категориях уважения и достоинства — сохранение собственного достоинства и уважение по отношению к другим.

То, что человек расценивает как высшее.

Чем более культура утрачивает религиозные установки, чем более утрачивается доверие к массовым идеям, тем исчезают объекты которые человек интерпретирует как высшее к себе. Культура была религиозное — идея бога. Бог был высшее (альтернативы — коммунизм, социализм). Сейчас — достижительская идеология — организация жизни как последовательного движения к цели. Ещё ориентация на жизненный стиль (жизнь в соответствии с мечтой). Организация жизни как процесса, серии ситуаций, каждая из которых самоценная и самодостаточна. Второе — интерпретация жизни как игры. Каждая ситуация самоценна и самодостаточна.

Деление по функциям — выделяют цели и нормы. Цель — это идеал, к которому стремятся. Нормы — средства достижения цели (совокупность правил, указывающих как эти цели можно достичь). Применяется критерий эффективности (критерий выбора средств).

2 типа рациональности (идеи Ко. Мангейм?)

1. субстанциальная рациональность- способьность рефлексировать над ценностями.

2. Функциональная рациональность (инструментальный разум)- способность рефлексировать над средствами, не ставя под сомнением цель. Творчество в придумывании новых средств. Новые средства и методы потребления.

По сути — над чем способны рефлексировать население.

1ая — элита, 2- массы.

Ценности по форме выражения или как идеалы, или как архетипы.

Архетип — первообразец поведений по конкретным действиями или поведении, который надлежит копировать и выражать. Копировать действия. Мирче Элиаде — суть мировоззрения в формулировке архетипов. Мифы формулируют мировоззрение человека. Чем меньше отклонений от образца — тем правильнее живёшь. Архетип формирует конформистов (быть как все). Пример — Ленин на субботнике.

Идеалы — образцы поведения, сформулированные в виде общего принципа и указывающие как поступать в типах ситуаций (быть мужественным, честным и т. д.). идеал проективен. Реализация требует от индивида проявления индивидуальной и творческой инициативы.

Ценности формируют человека определённого типа — индивидуальность и личность. Чем более общество сложнее и динамичнее, тем более ценности начинают формироваться как идеалы. Подразделяет общества на культуры (небольшие статичные общества) - «холодные общества». Цивилизация — альтернатива «горячие общества».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: