Трансцендентальная философия Канта: функции чувств и рассудка

 

Своё учение о познавательной деятельности Кант назвал трансцендентальной (transcendere – выходить за пределы). Вращается вокруг человека – а-ля Коперник. Антропоцентризм. Хоть и противоречат друг другу, но много сходства с эмпиризмом. Знание — конструирование мира, а не его копирование. Человек конструирует мир вокруг себя. Кант конкретизирует тезис. Ни чувства, ни разум не являются источником знаний.

Мысли без чувств пусты, чувства без мыслей слепы. Знания – результат синтеза, а не способностей. Чувства — хаос, поток инфы, для них нужно доп информация. Чувства дают информации, ток поток впечатлений и представлений. Они специфически организованы — случайны, частичны и не полны. Индивидуальны, единичны. Чувства дают информацию во времени и в пространстве. Аналогия — историк и источник. Нужно ещё провести сортировку фактов.

Пространство и время – наш способ восприятия мира. Мы не видим их в опыте – это то, что его организует. Мы не видим его в чувствах, так как своим взглядом преобразуем мир (цвета, формы).

Следствие — если наш опыт случаен, частичен и единичен, то необходимо развитие ещё одной способности, которая бы выполняла работу упорядочивания информации (понятие рассудок). Рассудок должен выполнить 2 задачи:

1. установить и показать возможности чувств

2. конструктивная функция — рассудок должен показать, чтобы та информация стала знанием. Рассудок придаёт содержанию форму. Чувство за содержанию, а рассудок за форму.

Есть правила и приёмы рассудка — категории. Формы рассудка (категории):

категории — правила обозначения мышления, инструмент через который получаем понятия. Категории описывают правила мира.

Осн способ работы категорий- установить связь. Превращение потока впечатлений в знание есть результат синтеза чувств и разума.

Синтез. Связи отбрасывание несущественного, связь путём осознания причинно-следственных связей. Одни причины- вторые — следствия (это не просто описание, а выявлении связей и закономерностей). Связи устанавливаются системой (совокупность взаимосвязей). Не знаем прогнозов и следствий — не можем предсказывать события становятся не хаотичными, а логичными.

Установление причинно-следственных связей — получение знаний в процессе синтеза. Синтез создаёт знание. Аналитические высказывания знаний не создают (просто проясняют), анализ не приращение информации, а просто его раскрытие. Новая информация путём синтеза и приращения. Анализ проясняет то, что уже содержится в понятие, но не создаёт новое знание. Выполнение методологических функций.

Категории носят априорный характер (наш рассудок так утроен), в опыте нет категорий, это дорассудковое понятие. Рассудок содержит пустые формы.

Рассудок действует в направлениях мышления и познания. Рассудок проверяет обладает ли поступающая информация чертами знания.

Трансцендентальный — применение правил или рассудка к организации чувственного опыта. К тому, что поставляет нам чувственный опыт. Знание получаются только тогда, когда синтезируются чувства и разум. Один даёт формы, второй содержание. Рассудок создаёт знание — конституирует его. Трансцендентальная философия — направлена на поиск правил, которые должны помочь понять как получается (создаётся знание).

Трансцендентальная эстетика — чувства

трансцендентальная аналитика — анализ рассудочных априорных категорий (форм рассудка). Создаём.

Надёжное знание — знание полученное определённым образом по правилам (пример курсовые и др работы- правила важно).- второй уровень познавательных способностей — уровень рассудок.

Тезис рассудок может понять то, что имеет границы и примеры (имманентный мир — данный нам в опыте). Проблема рассудок хочет выйти за свои собственные примеры. Рассудок хочет выйти за рамки трансцендентного.

Необходима критическая рефлексия по отношении к рассудку — разум.

Структура: чувства, рассудок, разум- идеи.

Идеи — это инструмент разума. Функция идей — регулятивная.

Разум не создаёт знание, знание создаёт рассудок. Разум даёт направление для знания.

Критическая задача разума - (какие претензии рассудка разум должен ограничить). Рассудок порождают иллюзии и противоречия.

3 иллюзии и 4 противоречия.

1. иллюзия — есть природа и душа человека. Вытекает из синтеза. 

2. убеждение существование мира как целого.

3. убеждение в существоание бога как первопричины всех вещей. Вытекает из причины- следствия.

4 противоречия:

1. конечен мир или бесконечен (где остановится в делении на детали?). 2.Делим мир или не делим.

3. есть ли свобода или всё подчинено законам.

4. есть ли у мира конечная абсолютная причина или нет.

Мы думаем, что мир можно делить на части. Рассудок устроен так, что мы видим причину и следствие и мир устроен как причины и следствие (мы думаем). Знание должно быть логичным и непротиворечивым (мы хотим чтобы и мир таким был).

Наши фундаментальные заблуждения — перекладываем наши мысли на мир. Наш язык — отображение нашего мира (по сути идеи Лотмана — язык определяет и кодирует всё).

Правила рассудка может отождествляться с реальностью, наше знание к знаниям как таковых.

Идеи разума полезны (целостности, единства), но важно как их правильно применить.

Критика Канта

существование двух миров — мир феноменов — имманентный мир(мир для нас) мир повёрнутый к нам) и мир вне нашего опыта и представлений — ноумен (трансцедентный- мир в себе). Пример: платонова пещера. Человек заперт в своих представлениях, мир от него ускользает.

2. антиисторизм мышления. Вопрос откуда рассудок появился в человеческом теле. Было фиксированное количество качество, вопрос возможны ли другие виды знаний. Попытка найти опред кол-во правил — механистические традиции науки того времени.

Основные черты представлений о познании:

современные — какие новые идеи появлись по сравнению с предшествующими.

Идеи — мир вне нас мы копируем и фотографируем мир (связываем факты и получаем знание. Потом соотносим знание с чертами нашего мира. Теория позннаия — называется отражение. Теория истина называется корреспонденции (соответствие истины нашим представлениям). Познание плавный постепенный линейный рост, концепция роста — кумулятивная теория познания (плавное постепенное накопление знания).

3. убеждение в возможности получения абсолютной истины. Знания, которые потом не изменится- сциентизм — убеждение, что наука — единственно возможный способ решения всех проблем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: