Современная теория познания: основные принципы

 

Постмодернизм.

Современные представления. - антропоцентризм. Мир вне наших практик не существует. По сути не мир, а картина мира — всегда есть позиция с которой смотрим на мир. Мир дан в отношении (мы не можем выскочить за пределы нашего отношения и понимания). Пример — популярность фразы — мир есть текст. Человек есть текст.

Релятивизм.

Представление об относительности. Зависимость от выбранной точки отсчёта. Отрицают возможность получения истинного знания. Точка отсчёта, благодаря которой можем сказать о приоритете одной системы над другой.

Следствие — возможно многообразие и конкуренция разных картин мира. Сумма взглядов никогда не даст полную картину мира. Нельзя совместить противоположные концепции. Идея толерантности — нет аргументов в том, что один взгляд лллучше второго.

Следствие 2. историческое познание -

Отрицание идеи, что есть цель познания. цели познания нет. В каждой культуре несоизмеримы цели познания. Ризома — вариативность — нет единого стержня. Коньков. Язык имеет свой контекст. Лотман. Язык как стержень. Принцип Пролитерации — количество теорий не сокращается, а увеличивается. Есть тендеции увеличения. Растёт число позиций, с которых постигаем мир. Мир дан в формах представлений и у нас нет возмодности постигать мир, поэтому нам остаётся сравнивать идеи друг с другом. Чем больше идей, тем больше граний у объектов. Чем больше теорий. Чем лучше. Теории должны конкурировать и бороться между собой.

Конструктивизм -Обусловленность наших представлений, совокупность наших схем и программ, которые представляют нам модели или схемы организации общества. Противопоставление реализму. Познание есть отражение среды. Нет критериев оценки наших знаний. Наше знание — схема нашей деятельности. Цель познания определяется целями и задачами культуры. Нет самоочевидных фактов как кусочков реальности. Факты обусловлены теориями и концепциями.

изменение представлений об истине или о надёжности знаний.

В классике — истина = соответствие объекту (теория корреспонденции- соответствия). Сопоставляем знание с внешним миром и смотрим — подобно или нет. Чем больше понимают, что мир — это наше представление и мы не можем представить нечеловеческие взгляды на вещи (по сути сопоставление одних наших знаний с другими).

Истина как согласованность — выбираем самую менее противоречивую концепцию. Одно не противоречит второму.

Прагматиская теория — прагматические представления об истине. Прагматичность — поместность или применимость. Знание полезно если оно применимо к чему-либо. Применимость проявляется:

1. чисто практическая применимость

2. теория, идея концепции более предпочтительна если с её помощью можно интерпретировать большее кол-во фактов, свидетельств. Большее и разнообразнее, чем другие свойства и концепции. Знание надёжно если позволяет предсказывать новые факты, свидетельства и источники. Более лучшая теория — может критически интерпретировать другие теории (укажет их недостатки и слабые стороны). Наши знания носят исторический характер — работают и могут быть использованы для определённой эпохи и для определённого времени. Будут ли работать в будущем — можем только предсказать. Знание изменчиво.

Традиции, предания, контекст, - классические представления к традиции относились отрицательно, интерпретировали как предрассудок.

Современные неклассические представления.

Нельзя освободиться от преданий и традиции. Контекст делает нас человеческими существами. Наше понимание и переживание, восприятие мира всегда опосредовано культурными стереотипами.

Герменевтика (учение о понимании).

Традиция носит амбивалентный характер: с одной стороны, формирует нас как человека (формирует наши знания и представления о мире) она неустранима, нельзя выйти за пределы человеческого. С другой стороны, традиция односторонняя традиция формирует взгляд с какой-то одной точки зрения. Поэтому нужна ещё другая методика работы с традицией — приостановка предрассудком (должны более глубоко изучить собственную традицию, что касаемо нас). Задача понять, что существует не единственные взгляд на мир, есть множество взглядов и аргументов. Историография — надо столкнуть аргументами. Надо всё начинать с рефлексии и традиции (существовало много взглядов и идей, столкнуть их и финальная задача — понять и найти то, что не было сказано). Когда это всё находим — рождается новое. Новое рождается из углубленного изучения традиций. Новое — создание метафор (необычное столкновение обычных вещей). Постмодернисты — всё есть цитаты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: