Одна из философских дисциплин, главная задача которой – рефлексия над моралью. Не тождественна морали.
Мораль – ядро человеческой культуры. Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении, о том, что есть добро и зло. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными. Оценка своего и чужого поведения.
Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам. Основными источниками моральных поступков являются внешние и внутренние источники: законы, обычаи и совесть.
Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому. Мораль – это что должно быть, к чему человек должен стремиться.
С течением времени роль морали возрастала, т.к. в посмтодернистском обществе утратили свою роль метанарративы – большие рассказы (религия). Поэтому доверие осталось только к морали и праву. + возникли новые проблемы в обществе, для решения которых необходима мораль (этические проблемы). Ставит вопрос о назывании действия моральным.
|
|
Этика — философское учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло. В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - способность человека следовать тем или иным нормам морали (русское слово от «нрав» - исторически сложившиеся и реально действующие моральные требования) – разные слова, но один термин. В процессе развития культуры за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею объект.
Этос – моральные требования, требуемые в данном обществе. Добродетель – превращение морального требования в часть человеческого поведения.
Любая культура стремится к закреплению своих правил в человеке.
Моральная дилемма – ситуация, при разрешении которой возможны две альтернативы, при которых одни нормы морали выполняются, а другие – нет.
Проблема обоснования морали – мораль носит светский характер, измененное содержание современной морали (современные требования должны носить необходимый характер, распространяться на всех разумных существ).
Специфика обоснования – моральные требования формируются в форме долженствования (+ опора не на то что есть, а на то, что должно быть + не работают эксперименты и т.д.)
Универсальность – моральные требования должны быть сформулированы так, чтобы они могли быть применимы ко всем во всех ситуациях всеми.
|
|
Систематичность – не должны противоречить друг другу.
Необходимость – черта, без которой нельзя помыслить субъект. Если есть чем заменить – не мораль. В целом критерии показывают, в каком направлении двигаться.
В этике существует понятие нравственного закона, означающего предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями.
Деонтология И. Канта
Деонтология (греч. – должное) – учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, вариант интерпретации морали. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.
деонтологическая теория — норма характеризует не то, что есть, а как должно быть. Подход утверждает, что моральные требования носят императивный характер. Правилу необходимо следовать без относительности нашего желания. Моральным правилам следует действовать без учитывания последствий.
Огромный вклад в развитие этики вообще и науки о долге в особенности внес немец Иммануил Кант (22.04.1724—12.02.1804). Основные свои идеи он изложил в таких фундаментальных трудах, как «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Критика практического разума».
Требования морали нужно исполнять не взирая на последствия, общая формулировка, ко всем, направлены на выстраивание отношений с другими. Мораль есть следование правилам.й
Критика практического разума — разум, который занимается познанием мира называется теоретическим, а разум, который действует связан с волей — практическим. Эстетика анализирует чувства. Формулирует методологический принцип - «принцип доброй воли»- воля, которая добра сама по себе, а не потому, что используется для каких-то целей. Если какое-либо действие интерпретируется как средство для достижений той или иной цели (я помогаю ближним с идей получения благодарности) — то это не является моралью. Вывод Канта — чтобы воля была доброй нужно чтобы он контролировалась и направлялась разумом и это направление приобретает конкретный характер. Чтобы воля была доброй разум должен требовать от воли, чтобы она носила самоценный характер (а не была чем-то ещё). Правила должны формулироваться так, чтобы не призывать к средствам. Идея — следуй правилам и не думай о другом.
Моральные правила не должны интерпретироваться как средство для достижения цели. Прочность общества должна быть следствием моральных норм, а не причиной. Осуществляется экспертиза, претендующая на норм мораль. В соответствии с этим, кант разделяет это на максимы и императивы. Максимы — субъективные предписания, а императивы- объективные предписания, носят общезначимый характер. Максимы — предписания, имеющие значение для группы и индивида. Максимы и императивы требуют, повелевают, но различие в широте употребления. Императивы также можно разделить на 2 типа:
1. гипотетический императив — повелевают совершать действия как средство для достижения цели. Императивы носят обусловленный характер (действуют, когда мы принимаем определённое условие). - если принимаешь цель, то осуществляешь (пример- если хочешь жить долго, то не кури).
2. категорические импертивы- императивы, которые повелеваю совершить действие как нечто самоценное. Действе ценное само по себе, без учитывания последствий.
Как формулировать категорический императив? Кант — нужно начинать со способ образования. Все гипотетические императивы действуют во имя результата, такие действия для нас являются осмысленными действиями. Кант — можно интерпретировать категорические императивы — как действия из принципа (пример- я это делаю в соответствии с принципом…). придаёт нашим действиям универсальный характер. Если два способа обоснования действий 1. от результата 2. от принципа. Даёт обоснование канта — как гласит категорический императив- поступать так, чтобы максима твоей воли могла носить характер всеобщего закона. Следовать только таким правилам, которые возможно исполнить по отношению ко всем и всегда.
|
|
Значение категорического императива- позволяет проверить все наши правила на предмет — могут они стать моральными или нет (возможно ли выполнение правила везде, всегда и по отношению ко всем).
Категорический императив не стоит отождествлять с золотым правилом морали (поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой). Суть правила — что хорошо мне, то и хорошо другим- забывают об инаковости- нужен другой механизм взаимодействия.
Принцип: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своём лице и лице всякого другого- только как к цели, а не как к средству. Человек не должен интерпретироваться как средство, человек должен быть целью.
Вопрос канта — каким термином можно описать это отношение? Наиболее релевантный термин — понятие достоинство, мотив — уважение. Всё вместе — уважать человеческое достоинство. Достоинство носит коммуникативный характер (только во взаимоотношении с другими, там где нет других — нет смысла ставить вопрос о достоинстве. Идея достоинства — моральный принцип человеческого достоинства (базисный принцип основания).
Человек должен заботиться сам о себе — иначе не сможет выполнить моральный долг по отношению к другим.
Вывод: в рамках новой европейской этики был положен не альтруизм, а идея человеческого достоинства и самоуважения. Достоинство не как один из моральных требований, а базисный принцип современной морали. Всё остальное должно мыслиться как конкретизация морального принципа. Это критерий отделения морального от неморального, когда в каких ситуациях возникает моральность. Если в ситуации задето моральное достоинство какого-либо, то ситуация приобрела моральный характер.
|
|
Принцип достоинства предлагает методологию решения моральных ситуаций. Ситуация должна решена так, чтобы достоинство ни одного из участников не было унижено. Держим обещания, потому что это наше уважение к человеческому достоинству. Указание, в каком направлении воспитывать детей. У детей должно воспитываться чувство собственного достоинства.