Этика. Понятие морали и критерии моральности

Одна из философских дисциплин, главная задача которой – рефлексия над моралью. Не тождественна морали.

Мораль – ядро человеческой культуры. Мораль – принятые в социуме нормы поведения и представления об этом поведении, о том, что есть добро и зло. Если в обществе кто – то совершает поступки, противоречащие обозначенным нормам, то их называют аморальными. Оценка своего и чужого поведения.

Главная ценность морали заключается в поведении, соответствующем определённым социальным нормам. Основными источниками моральных поступков являются внешние и внутренние источники: законы, обычаи и совесть.

Мораль фиксирует обычаи и представления о добре и зле, существующие в данном обществе или свойственные человеку как таковому. Мораль – это что должно быть, к чему человек должен стремиться.

С течением времени роль морали возрастала, т.к. в посмтодернистском обществе утратили свою роль метанарративы – большие рассказы (религия). Поэтому доверие осталось только к морали и праву. + возникли новые проблемы в обществе, для решения которых необходима мораль (этические проблемы). Ставит вопрос о назывании действия моральным.

Этика — философское учение, предметом которого является мораль (нравственность), а центральной проблемой — Добро и Зло. В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» - способность человека следовать тем или иным нормам морали (русское слово от «нрав» - исторически сложившиеся и реально действующие моральные требования) – разные слова, но один термин. В процессе развития культуры за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой главным образом подразумевается соответствующая ветвь знания, наука, а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею объект.

Этос – моральные требования, требуемые в данном обществе. Добродетель – превращение морального требования в часть человеческого поведения.

Любая культура стремится к закреплению своих правил в человеке.

Моральная дилемма – ситуация, при разрешении которой возможны две альтернативы, при которых одни нормы морали выполняются, а другие – нет.

Проблема обоснования морали – мораль носит светский характер, измененное содержание современной морали (современные требования должны носить необходимый характер, распространяться на всех разумных существ).

Специфика обоснования – моральные требования формируются в форме долженствования (+ опора не на то что есть, а на то, что должно быть + не работают эксперименты и т.д.)

Универсальность – моральные требования должны быть сформулированы так, чтобы они могли быть применимы ко всем во всех ситуациях всеми.

Систематичность – не должны противоречить друг другу.

Необходимость – черта, без которой нельзя помыслить субъект. Если есть чем заменить – не мораль. В целом критерии показывают, в каком направлении двигаться.

В этике существует понятие нравственного закона, означающего предписание делать добро и не делать зла. Согласно И. Канту, нравственный закон благодаря свободе является каузальным законом и предписывается безусловно, категорически, не считаясь с эмпирическими целями.

 

 

Деонтология И. Канта

Деонтология (греч. – должное) – учение о проблемах морали и нравственности, раздел этики, вариант интерпретации морали. Термин введен Бентамом для обозначения теории нравственности как науки о морали.

деонтологическая теория — норма характеризует не то, что есть, а как должно быть. Подход утверждает, что моральные требования носят императивный характер. Правилу необходимо следовать без относительности нашего желания. Моральным правилам следует действовать без учитывания последствий.

Огромный вклад в развитие этики вообще и науки о долге в особенности внес немец Иммануил Кант (22.04.1724—12.02.1804). Основные свои идеи он изложил в таких фундаментальных трудах, как «Основы метафизики нравственности», «Метафизика нравов», «Критика практического разума».

Требования морали нужно исполнять не взирая на последствия, общая формулировка, ко всем, направлены на выстраивание отношений с другими. Мораль есть следование правилам.й

Критика практического разума — разум, который занимается познанием мира называется теоретическим, а разум, который действует связан с волей — практическим. Эстетика анализирует чувства. Формулирует методологический принцип - «принцип доброй воли»- воля, которая добра сама по себе, а не потому, что используется для каких-то целей. Если какое-либо действие интерпретируется как средство для достижений той или иной цели (я помогаю ближним с идей получения благодарности) — то это не является моралью. Вывод Канта — чтобы воля была доброй нужно чтобы он контролировалась и направлялась разумом и это направление приобретает конкретный характер. Чтобы воля была доброй разум должен требовать от воли, чтобы она носила самоценный характер (а не была чем-то ещё). Правила должны формулироваться так, чтобы не призывать к средствам. Идея — следуй правилам и не думай о другом.

Моральные правила не должны интерпретироваться как средство для достижения цели. Прочность общества должна быть следствием моральных норм, а не причиной. Осуществляется экспертиза, претендующая на норм мораль. В соответствии с этим, кант разделяет это на максимы и императивы. Максимы — субъективные предписания, а императивы- объективные предписания, носят общезначимый характер. Максимы — предписания, имеющие значение для группы и индивида. Максимы и императивы требуют, повелевают, но различие в широте употребления. Императивы также можно разделить на 2 типа:

1. гипотетический императив — повелевают совершать действия как средство для достижения цели. Императивы носят обусловленный характер (действуют, когда мы принимаем определённое условие). - если принимаешь цель, то осуществляешь (пример- если хочешь жить долго, то не кури).

2. категорические импертивы- императивы, которые повелеваю совершить действие как нечто самоценное. Действе ценное само по себе, без учитывания последствий.

Как формулировать категорический императив? Кант — нужно начинать со способ образования. Все гипотетические императивы действуют во имя результата, такие действия для нас являются осмысленными действиями. Кант — можно интерпретировать категорические императивы — как действия из принципа (пример- я это делаю в соответствии с принципом…). придаёт нашим действиям универсальный характер. Если два способа обоснования действий 1. от результата 2. от принципа. Даёт обоснование канта — как гласит категорический императив- поступать так, чтобы максима твоей воли могла носить характер всеобщего закона. Следовать только таким правилам, которые возможно исполнить по отношению ко всем и всегда.

Значение категорического императива- позволяет проверить все наши правила на предмет — могут они стать моральными или нет (возможно ли выполнение правила везде, всегда и по отношению ко всем).

Категорический императив не стоит отождествлять с золотым правилом морали (поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой). Суть правила — что хорошо мне, то и хорошо другим- забывают об инаковости- нужен другой механизм взаимодействия.

Принцип: поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству в своём лице и лице всякого другого- только как к цели, а не как к средству. Человек не должен интерпретироваться как средство, человек должен быть целью.

Вопрос канта — каким термином можно описать это отношение? Наиболее релевантный термин — понятие достоинство, мотив — уважение. Всё вместе — уважать человеческое достоинство. Достоинство носит коммуникативный характер (только во взаимоотношении с другими, там где нет других — нет смысла ставить вопрос о достоинстве. Идея достоинства — моральный принцип человеческого достоинства (базисный принцип основания).

Человек должен заботиться сам о себе — иначе не сможет выполнить моральный долг по отношению к другим.

Вывод: в рамках новой европейской этики был положен не альтруизм, а идея человеческого достоинства и самоуважения. Достоинство не как один из моральных требований, а базисный принцип современной морали. Всё остальное должно мыслиться как конкретизация морального принципа. Это критерий отделения морального от неморального, когда в каких ситуациях возникает моральность. Если в ситуации задето моральное достоинство какого-либо, то ситуация приобрела моральный характер.

Принцип достоинства предлагает методологию решения моральных ситуаций. Ситуация должна решена так, чтобы достоинство ни одного из участников не было унижено. Держим обещания, потому что это наше уважение к человеческому достоинству. Указание, в каком направлении воспитывать детей. У детей должно воспитываться чувство собственного достоинства.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: