Система идеологической войны в СССР

Советский Союз обладал большим потенциалом в сфере идеологического противоборства. Однако в СССР отсутствовали мощные структуры стратегического анали­за. Особенно ярко это проявилось после смерти великого геополитика И. Сталина. Лишь ЦК КПСС предпринимал попытки создания таких подразделений, да и то в основ­ном неудачные.

Но и ЦК КПСС занимался только идеологической войной, а против СССР вели информационную войну (то есть воздействие противника шло гораздо в более широ­ком спектре, чем у органов советской внешнеполитиче­ской пропаганды). Кроме того, ключевым моментом в ин­формационном противоборстве является анализ. А как раз аналитическое сопровождение внешнеполитических действий было ключевым моментом стратегии действий США, а не СССР.

Основным органом внешнеполитической пропаганды СССР являлось Телеграфное агентство Советского Сою­за (ТАСС), единая государственная информационная система, основанная в 1925 году.

Ежедневно ТАСС готовил и передавал 300—320 внут­рисоюзных и международных сообщений. Главная редак­ция информации для заграницы (ГРИДЗ) готовила на 6 языках (русском, английском, французском, немецком, португальском и арабском) специальные материалы для 115 стран мира (то есть для 73% стран).

ТАСС являлся мощным средством ведения идеологи­ческой работы на внешнеполитическом направлении, обеспечивал мировых потребителей информации опера­тивными и точными сведениями о СССР. Однако харак­тер его деятельности как официального органа прави­тельственной информации существенно снижал инфор­мационные возможности пропаганды, не давал выйти за рамки идеологии.

Специальная задача — информировать находящихся в СССР иностранцев, а также зарубежную общественность


190


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


о жизни советского народа и внешней политике СССР — была поставлена перед новым изданием — газетой «Мос-коу ньюс», которая начала выходить с октября 1930 года. С 1934 года стала выпускаться газета «Нувель де Мос-ку», называвшаяся вначале «Журналь де Моску».

Агентство печати «Новости» (АПН), созданное в ка­честве общественной информационной службы в феврале 1961 года Союзом журналистов СССР, Союзом писате­лей СССР, Союзом советских обществ дружбы и куль­турной связи с зарубежными странами и Всесоюзным об­ществом «Знание», имело иной статус, нежели другие информационные агентства, государственные либо част­ные.

АПН, созданное на базе Совинформбюро, готовило и распространяло материалы аналитического характера, от­вечающие целям долговременного информационного воз­действия на зарубежного потребителя информации (пе­реводы на иностранные языки текстов официальных до­кументов и выступлений руководства СССР, интервью, обзоры, комментарии, брошюры, книги и т.д.), долгое время оставаясь для него sui generis — «витриной социа­лизма». Как нельзя лучше отражал внешнюю направлен­ность информационного потока, суть активного информа­ционного влияния на зарубежную аудиторию девиз агентства: «Информация на благо мира, на благо дружбы между народами». Он указывал на основную цель, по­ставленную государством, — формировать положитель­ный образ СССР. В странах со слабо- и среднеразвитой информационной, пропагандистской инфраструктурой, технологиями массовой информации и коммуникации, психологии СССР небезуспешно реализовывал данную установку.

В 1989 году АПН имело бюро, филиалы бюро и кор­респондентские пункты в 90 странах мира (58% стран мира на тот момент), а также 26 отделений и корреспон­дентских пунктов в столицах союзных республик СССР и крупных промышленно-культурных центрах страны.

Коллектив АПН в годы своего расцвета составлял свыше 4 тыс. специалистов, в качестве авторов материа­лов для АПН выступали более 3 тыс. советских и зару-


ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА СССР И США


191


бежных политических деятелей, ученых и писателей, представителей культуры и искусства.

Агентство сотрудничало более с чем 4,5 тыс. органов информации (телеграфными агентствами, газетами и журналами, телевизионными и радиокомпаниями, изда­тельскими фирмами) почти 120 стран, предоставляло свои материалы в 110 стран мира, выпускало для зару­бежных читателей журналы и газеты на 45 языках и рас­пространяло их в 130 странах (83% стран мира на тот мо­мент), причем общий годовой тираж таких изданий дохо­дил до 2,2 млн. экземпляров.

Центральный аппарат АПН, строившийся по принци­пу территориальных главных редакций (стран Западной Европы, Северной Америки, Ближнего и Среднего Вос­тока и Африки, Латинской Америки, социалистических стран), ставил своей целью довести материалы агентства до аудитории определенной страны (принцип направлен­ности). Существовали и функциональные централизован­ные главные редакции: централизованных материалов, информации, периодических изданий, фотоиллюстраций, политических публикаций, переводов внутрисоюзной корреспондентской сети, отдел международных связей, группа политических обозревателей.

Организационная структура АПН полностью копиро­вала систему центрального аппарата и заграничных учре­ждений МИД СССР. Таким образом, АПН создавало по­ложительный образ государства за рубежом, в то время как Управление информации МИД СССР играло вспо­могательную роль.

Оптимальной была и сама форма существования АПН как общественной организации. Это предполагало, что советские государственные органы и АПН взаимно не не­сут юридической ответственности за деятельность, фи­нансовые обязательства и иные действия, а также по пре­тензиям, обращенным друг к другу. Общественный ста­тус позволял использовать в отношениях с другими зарубежными органами СМИ разные формы обмена ма­териалами и распространения информации как безвоз­мездно, так и на коммерческой основе.


192


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


Агентством издавались информационные вестники «Советская панорама», «Международная информация», «По Советскому Союзу», «СССР: наука и техника» и др.

Непосредственно целям создания благоприятной сре­ды для информационного воздействия на иностранную аудиторию служила и работа АПН по «оказанию содей­ствия посещающим СССР иностранным журналистам». Ежегодно подобное содействие (в организации поездок по стране, получении интервью, подготовке материалов и т.п.) получали сотни иностранных журналистов. Для них же, а также для направления в свои бюро за рубежом АПН пять раз в неделю выпускало пресс-бюллетень «Daily Review» (переводы официальных документов пра­вительства, выступления государственных и партийных руководителей, международные комментарии и т.д.).

Как показывает мировой опыт, данный метод работы был весьма успешен.

Структура центрального радиовещания на зарубежные страны (в системе Гостелерадио СССР) включала глав­ную дирекцию программ, главные редакции информации и пропаганды и редакции по вещанию на отдельные стра­ны и регионы. Охват вещания советского радио на загра­ницу был весьма впечатляющ: оно вело передачи на 75 языках народов мира в общей сложности более чем по 1800 часов в неделю из Москвы и столиц нескольких со­юзных республик. Вещание советского радио на зарубеж­ные страны имело широкое международное признание. Некоторые специальные передачи готовились в записи для ретрансляции их местными радиостанциями в ряде стран мира, причем подчас время таких передач было фиксированно.

Это одно из немногих советских (теперь российских) средств информационного воздействия на аудиторию в зарубежных странах, которое относительно устойчиво со­хранило свои позиции в мировой информационной сфе­ре. Радиостанция «Голос России» (Иновещание) ведет свои передачи в записи и в режиме реального времени на 32 языках на 160 стран мира. В настоящий момент по этим показателям станция «Голос России» занимает


ГЛАВА 12. ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА СССР И США


193


третье место в мире — после Би-би-си и «Голоса Амери­ки».

Еще одна программа Московского радио — Всемирная служба Московского радио — впервые вышла в эфир в 1978 году. Она идет на английском языке круглосуточно, транслируется на все континенты и имеет достаточно широкую аудиторию слушателей. В 1983 году была от­крыта аналогичная информационная программа на фран­цузском языке для радиослушателей стран Западной Ев­ропы, Африки и Ближнего Востока.

Советская печать распространялась в 140 государствах мира. Журнал «Советский Союз» выходил на 20 языках.

Союз советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами (ССОД) поддерживал контакты более чем с 9 тыс. организаций в 140 странах мира (90% стран мира) и 8 международными организациями. Его ос­новными партнерами являлись зарубежные общества, ли­ги и ассоциации дружбы с СССР (130 организаций в большинстве государств мира). Уникален был и размах деятельности ССОД в самом СССР: в ней принимали участие свыше 50 млн. человек.

Под эгидой ССОД действовала и Ассоциация по свя­зям советских и зарубежных городов, которая координи­ровала связи 140 городов СССР с 300 городами капита­листических стран. Ежегодно города-партнеры обменива­лись около 500 делегаций, художественных коллективов, спортивных команд.

В 47 странах мира (29% стран) существовали культур­ные центры и Дома советской науки и культуры, ССОД имел свои представительства почти в 70 странах (45% стран мира). Ими была организована широкая информа­ционная работа с зарубежной общественностью, регуляр­ные кинопросмотры и лекции, вечера встреч с работника­ми культуры и искусства, велась работа с выпускниками советских учебных заведений.

Считать советскую систему неэффективной было бы неправильно. Но необходимо указать на то, что советское руководство ставило НЕПРАВИЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ пропаган­дистским подразделениям. Если директивы Совета на­циональной безопасности США прямо ставили перед


194


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


американскими подразделениями задачу уничтожения СССР методами информационной войны, то перед ана­логичными советскими структурами задача ускорения развала США не ставилась вообще.

Советская система внешнеполитической пропаганды была огромным механизмом, не всегда эффективно ис­пользовавшимся по причине отсутствия в СССР страте­гических аналитиков информационно-идеологической сферы. Но в начале 90-х годов XX века и этот механизм был практически полностью уничтожен. В итоге образ современной России оказался более негативным, чем об­раз СССР в годы «холодной войны».

***

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: