Внешний долг увеличился в 5,5 раза, а золотой запас уменьшился в 11 раз. Что, в свою очередь, привело к нищете большинства населения бывшего СССР

Горбачев виновен в том, что агрессивный блок НАТО уже граничит сегодня с ослабленной им же Россией. Ведь именно Горбачев отказался подписывать юридическое соглашение о нерасширении блока НАТО на Восток в об­мен на вывод советских войск из Восточной Европы и рос­пуск Организации Варшавского Договора.

В марте 1985 года Михаил Горбачев был назначен на пост Генерального секретаря ЦК КПСС. Спустя 20 лет после прихода Горбачева к власти в СССР Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) предло­жил россиянам оценить события того времени.

В настоящее время отношение к нему скорее нега­тивное: 45% относятся к нему отрицательно, в их числе 19% резко негативно; 13% — более или менее по­ложительно и треть респондентов (34%) — нейтрально. Похоже, что отношение к этому политику в российском обществе стабилизировалось, во всяком случае, три года назад оно было примерно таким же, как и сейчас.

В настоящее время большинство респондентов (61%) скорее отрицательно относятся к перестрой­ке, начатой М. Горбачевым, 14% — скорее положитель­но и 13% перестройка не интересует.

Всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 5—6 марта 2005 года. Опрошено 1600 человек в 100 населенных пунк­тах в 40 областях, краях и республиках России. Стати­стическая погрешность не превышает 3,4%.

А теперь, уважаемые читатели, еще раз внимательно прочитайте слова Фукуямы: «Восстановление в Совет­ском Союзе авторитета власти после разрушительной работы Горбачева возможно лишь на основе новой и силь­ной идеологии, которой, впрочем, пока не видно на гори­зонте». В этом с Фукуямой ни в коем случае нельзя согла­ситься. Идеология у Руси есть, которая всегда приводила


380


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


к успеху, даже в самые тяжелые моменты нашей исто­рии. Это идеология «Москвы — Третьего Рима», которая должна быть адаптирована к реалиям XXI века.

***

Допустим на мгновение, что фашизма и коммунизма не существует: остаются ли у либерализма еще какие-ни­будь идеологические конкуренты? Или иначе: имеются ли в либеральном обществе какие-то неразрешимые в его рамках противоречия? Напрашиваются две возможно­сти — религия и национализм.

От автора. Фукуяма уже здесь выступает как идео­лог Новой Британской империи. Он определяет ее главных противников, которые могут помешать ее мировому гос­подству.

Все отмечают в последнее время подъем религиозного фундаментализма в рамках христианской и мусульман­ской традиций. Некоторые склонны полагать, что ожив­ление религии свидетельствует о том, что люди глубоко несчастны от безличия и духовной пустоты либеральных потребительских обществ. Однако, хотя пустота и име­ется и это, конечно, идеологический дефект либерализ­ма, из этого не следует, что нашей перспективой стано­вится религия. Вовсе не очевидно и то, что этот дефект устраним политическими средствами. Ведь сам либера­лизм появился тогда, когда основанные на религии обще­ства, не столковавшись по вопросу о благой жизни, обна­ружили свою неспособность обеспечить даже минималь­ные условия для мира и стабильности. Теократическое государство в качестве политической альтернативы либе­рализму и коммунизму предлагается сегодня только ис­ламом.

Еще одно «противоречие», потенциально неразреши­мое в рамках либерализма, — это национализм и иные формы расового и этнического сознания. И действи­тельно, значительное число конфликтов со времени бит­вы при Йене было вызвано национализмом. Две чудо-


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


381


вищные мировые войны в этом столетии порождены на­ционализмом в различных его обличьях.

От автора. Фукуяма неправ. Две мировые войны по­рождены не национализмом, а геополитическим противо­борством ведущих стран мира. И Россия — главная жертва этих войн. Сейчас в России живет лишь 143 млн. человек, а должно было бы быть около 500 млн. А реаль­ными победителями Первой мировой войн стали Велико­британия и США. На Второй мировой войне США бук­вально «нажились» и смогли за счет войны решить свои внутренние экономические проблемы (ликвидировалали 19-миллионную безработицу и т.д.)

IV

Что означает конец истории для сферы международ­ных отношений? Ясно, что большая часть третьего мира будет оставаться на задворках истории и в течение мно­гих лет служить ареной конфликта. Но мы сосредоточим сейчас внимание на более крупных и развитых странах, ответственных за большую часть мировой политики. Рос­сия и Китай в обозримом будущем вряд ли присоединят­ся к развитым нациям Запада; но представьте на минуту, что марксизм-ленинизм перестает быть фактором, движу­щим внешнюю политику этих стран, — вариант если еще не превратившийся в реальность, однако ставший в по­следнее время вполне возможным. Чем тогда деидеологи-зированный мир в сумме своих характеристик будет от­личаться от того мира, в котором мы живем?

Обычно отвечают: вряд ли между ними будут какие-либо различия. Ибо весьма распространено мнение, что идеология — лишь прикрытие для великодержавных ин­тересов и что это служит причиной достаточно высокого уровня соперничества и конфликта между нациями. Дей­ствительно, согласно одной популярной в академическом мире теории, конфликт присущ международной системе как таковой, и чтобы понять его перспективы, следует смотреть на форму системы — например, является она биполярной или многополярной, — а не на образующие


382


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


ее конкретные нации и режимы. В сущности, здесь гоб-бсовский взгляд на политику применен к международ­ным отношениям: агрессия и небезопасность берутся не как продукт исторических условий, а в качестве универ­сальных характеристик общества.

Экспансионизм и соперничество в девятнадцатом веке основывались на не менее «идеальном» базисе; просто так уж вышло, что движущая ими идеология была не столь разработана, как доктрины двадцатого столетия. Во-первых, самые «либеральные» европейские общества были нелиберальны, поскольку верили в законность им­периализма, то есть в право одной нации господствовать над другими нациями, не считаясь с тем, желают ли эти нации, чтобы над ними господствовали. Оправдание им­периализму у каждой нации было свое: от грубой веры в то, что сила всегда права, в особенности если речь шла о неевропейцах, до признания Великого Бремени Белого Человека, и христианизирующей миссии Европы, и жела­ния «дать» цветным культуру Рабле и Мольера. Но ка­ким бы ни был тот или иной идеологический базис, каж­дая «развитая» страна верила в приемлемость господства высшей цивилизации над низшими. Это привело во вто­рой половине столетия к территориальным захватам и в немалой степени послужило причиной мировой войны.

От автора. Фукуяма сам же опровергает свои преды­дущие заявления (пункт III) о причинах мировой войны.

Наше будущее зависит, однако, от того, в какой сте­пени советская элита усвоит идею общечеловеческого государства. Из публикаций и личных встреч я делаю однозначный вывод, что собравшаяся вокруг Горбачева либеральная советская интеллигенция пришла к пони­манию идеи конца истории за удивительно короткий срок; и в немалой степени это результат контактов с ев­ропейской цивилизацией, происходивших уже в после-брежневскую эру. «Новое политическое мышление» ри­сует мир, в котором доминируют экономические интере­сы, отсутствуют идеологические основания для серьезного конфликта между нациями и в котором, сле-


ГЛАВА 18. ИДЕОЛОГИ НОВОЙ БРИТАНСКОЙ ИМПЕРИИ


383


довательно, применение военной силы становится все бо­лее незаконным. Постисторическое сознание, представ­ленное «новым мышлением», — единственно возможное будущее для Советского Союза. В Советском Союзе все­гда существовало сильное течение великорусского шо­винизма, получившее с приходом гласности большую свободу самовыражения. Вполне возможно, что на какое-то время произойдет возврат к традиционному марксиз­му-ленинизму, просто как к пункту сбора для тех, кто стремится восстановить подорванные Горбачевым «ус­тои». В отличие от пропагандистов традиционного мар­ксизма-ленинизма, ультранационалисты в СССР страст­но верят в свое славянофильское призвание, и создается ощущение, что фашистская альтернатива здесь еще впол­не жива.

От автора. Фукуяма зявляет, что «наше будущее (по мнению автора — будущее НБИ) зависит, однако, от то­го, в какой степени советская элита усвоит идею общече­ловеческого государства». Советская и постсоветская властвующая элита до 2003 года реализовывала пожела­ния Фукуямы. Главную угрозу мировому господству Новой Британской империи Фукуяма как раз видит в восстанов­лении традиционной и успешной геополитической доктри­ны Руси «Москва—Третий Рим». Он очень боится этой перспективы и поэтому сразу же «наклеивает» информа­ционные ярлыки «великорусского шовинизма» и т.д.

Исчезновение марксизма-ленинизма сначала в Китае, а затем в Советском Союзе будет означать крах его как жизнеспособной идеологии, имеющей всемирно-истори­ческое значение. И хотя где-нибудь в Манагуа, Пхеньяне или Кембридже (штат Массачусетс) еще останутся от­дельные правоверные марксисты, тот факт, что ни у од­ного крупного государства эта идеология не останется на вооружении, окончательно подорвет ее претензии на авангардную роль в истории. Ее гибель будет одновре­менно означать расширение «общего рынка» в междуна­родных отношениях и снизит вероятность серьезного межгосударственного конфликта.


384


ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА И ГЕОПОЛИТИКА


От автора. Марксизм-ленинизм не исчез. Сегодня он является правящей идеологией в Китае, Северной Корее, во Вьетнаме, на Кубе.

Это ни в коем случае не означает, что международные конфликты вообще исчезнут. Из этого следует, что на повестке дня останутся и терроризм, и национально-ос­вободительные войны.

От автора. Фукуяма идеологически обосновывает по­явление управляемого терроризма, который должен обес­печить дальнейшее мировове господство Новой Британ­ской империи.

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: