Лекция 8. Политические элиты и политическое лидерство

План.

1. Понятие, типы политических элит. Формирование элит.

2. Политическое лидерство и политические лидеры.

3. Политическая элита Украины.

 

1. Идеи политического элитизма, возникнув в глубокой древности (Конфуций, Платон, Аристотель и др.), получили широкое распространение в XIX-XX в. В этот период в политической науке были разработаны концепции, обосновывающие объективную необходимость существования политической элиты в обществе. Основная идея заключалась в следующем:

- существование элит, выдвижение из них политических лидеров связано с тем, что невозможно предоставить власть каждому, осуществить прямое участие масс в реализации властных полномочий; для этого необходимо меньшинство, представляющее интересы граждан и способное управлять властными структурами.

Политическая элита — привилегированная группа, которая занима­ет руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в принятии важнейших решений, связанных с исполь­зованием власти. Элиты (в переводе с французского - «лучшее», «избранное»):

- представляют в политике групповые интересы;

- создают оптимальные условия для их реализации и согласования;

- формируют цели и перспективы развития общества;

- принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.

Причины образования элиты:

- общество, как все сложно организованные системы, нуждается в профессиональном управляющем воздействии, что вызывает не­обходимость в разделении труда на управляющих и управляемых;

- необходимы люди, обладающие специальными знаниями, навы­ками, опытом, способные осуществлять управленческие функции;

- политическое неравенство в обществе, обусловленное неравенст­вом психических, социальных и иных условий, создает неодинаковые возможности заниматься политикой для разных социальных групп и индивидов;

- управленческий труд высоко оценивается и стимулируется в обще­стве, а близость к власти открывает широкие возможности для реа­лизации индивидуальных потребностей. Это заставляет многих людей стремиться во властные институты;

- пассивность широких слоев населения, которые, занимаясь реше­нием собственных повседневных проблем, обычно предпочитают держаться подальше от политики.

Концепция элиты, основанная на наблюдении за ре­альным политическим поведением и взаимодействиями субъектов политики, была создана теоретиками итальянской школы полити­ческой социологии Г. Моска, В. Парето и Р. Михельсом. Эту школу называют макиавеллистской, поскольку именно Н. Макиавелли, вычленив политику как самостоятельную сферу общества, стал рассматривать ее как практику борьбы за власть.

Г. Моска осуществлял анализ роли политической элиты в обществе с помощью организационного подхода. Теория «политического класса» опирается на ряд положений:

- развитие любого общества независимо от способа социальной и политической организации направляется руководящим классом – «политическим классом»;

- групповая сплоченность и единомыслие, свойственные общест­венному классу, обеспечиваются благодаря наличию у него орга­низации, структуры, позволяющих сохранять власть;

- вхождение в политический класс предполагает наличие у индиви­да особых качеств и способностей. Доступ в политический класс открывают три качества: военная доблесть, богатство, цер­ковный сан, с которыми связаны три формы аристократии — воен­ная, финансовая и церковная. По мере развития цивилизации пре­обладающим качеством становится богатство. Он отметил также две тен­денции в развитии правящего класса:

- аристократическую — стремление стать наследственными прави­телями у одной части элиты. Тогда правящий класс становится за­крытым и у общества ослабевают способности к развитию, оно переживает застой;

- демократическую - стремление другой части элиты сменить преж­ние, старые слои. Если она доминирует, то правящий класс явля­ется открытым, происходит его быстрое обновление, но возникает опасность нарастания нестабильности, политических кризисов

В. Парето вел в научный оборот термин «элита». В. Парето:

- пытался выявить факторы и предпосылки динамического равно­весия общества и значение в этом процессе политической власти, мотивов политического поведения;

- обоснование роли элиты выводил из концепции социального рав­новесия, к которому стремится общество как система.

Используя психологический подход в анализе общества, В. Парето объяснял многообразие социальных интересов и статусов психо­логическим неравенством индивидов. Он определял элиту по ее врожденным психологическим свойствам и считал, что она состоит из тех, кто демонстрирует выдающиеся ка­чества или доказал наивысшие способности в своей сфере деятель­ности. Кроме того, В. Парето разработал критерии принадлежности к элите, предложив для ка­ждой сферы человеческой деятельности систему индексов (бал­лов), характеризующих способности отдельных индивидов. Со­гласно этой системе тому, кто сумел приобрести миллион (не важ­но, честно или нечестно), выставляются 10 баллов; добившемуся состояния в тысячу лир - 6; тому, кто едва не умер от голода - 1, а попавшему в дом призрения нищих – 0 баллов.

В. Парето был автором теории круговорота элит, согласно которой:

- социальные изменения в обществе являются следствием борьбы и «циркуляции» элит;

- элита делится на правящую и неправящую (контрэлиту):

- правящая элита непосредственно и эффективно участвует в управлении, обла­дает харизматическими свойствами лидеров;

- контрэлита представ­ляет собой потенциальную элиту по способностям, личным качест­вам, но лишена возможности принимать политические решения;

Различаются два типа элит, последовательно сменяющие друг друга:

- «львы», для которых характерны открытость, решительность в управлении, опора на силовые, авторитарные методы властво­вания. Они хороши для стабильных ситуаций, поскольку край­не консервативны;

- «лисы», властвующие с помощью использования различных средств манипуляции, обмана, демагогии. Они чаще прибегают к подкупу, раздаче вознаграждений, нежели к угрозе примене­ния насилия. «Лисы» преобладают в условиях нестабильности, переходности, когда требуются энергичные, прагматически мыслящие и способные к преобразованиям правители;

- общество, в котором преобладают «львы», обречено на застой; об­щество, где доминируют «лисы», отличается динамичностью раз­вития;

Иную систему доказательства неизбежности деления общества на правящее меньшинство и пассивное большинство предлагал Р. Михельс, ставший одним из идеологов фашизма и другом Б. Муссолини Основные положения теории Р. Михельса сводятся к тому, что:

- причины политического расслоения (стратификации) и потому невозможности осуществления демократии обусловлены самой сущностью человека, политической борьбы и организаций;

- осуществление принципов демократии в западных странах невоз­можно в силу внутренне присущих политическим организациям данных обществ свойств и «олигархических тенденций» в массо­вых политических организациях партиях, профсоюзах. Поэтому демократия ведет к олигархии, превращается в нее;

- понятие «массы» имеет психологическое содержание и представ­ляет собой совокупность психических свойств массового обывате­ля: политической индифферентности, некомпетентности, потреб­ности в руководстве, чувстве благодарности вождям, потребности в почитании лидеров и т. п. Поэтому «массы» не способны к само­организации и не могут самостоятельно управлять;

- среди групп, претендующих на власть в рамках парламентской демократии, наиболее эффективными оказываются те, которые обеспечивают поддержку своим целям со стороны «организован­ных масс»; однако сам «принцип организации», являющийся не­обходимым условием руководства «массами», приводит к возник­новению иерархии власти;

- руководство организацией предполагает наличие профессиональ­но подготовленных для этого людей, т. е. аппарата, который придает организации устойчивость, но одновременно вызывает перерождение организованной «массы». Складывающееся «профессиональное руководство» все дальше отрывается от «масс», имеет тенденцию противопоставлять себя рядовым членам. Оно образует более или менее закрытый внутрен­ний круг и стремится закрепить власть в своих руках. Суверенитет масс оказывается иллюзорным.

Так, согласно Р. Михельсу, действует «железный закон олигархии».

Преодолеть слабости «макиавеллистов» пытаются ценностные теории элит. Они, как и макиавеллисты, считают элиту главной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преоб­ладают у современных неоконсерваторов, утверждающих, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

Сторонники демократического элитизма утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая активность угрожает стабильности демократии. Элиты необходимы прежде всего как гарант высокого качественного состава руководителей, избран­ных населением. Сама социальная ценность демократии решаю­щим образом зависит от качества элиты.

.Сторонники плюралистического элитизма (плюрализм – множественность) исходят в своих теориях из того, что существует множество элит. Влияние каждой из них ограни­чено специфической для нее областью деятельности. Ни одна из них не способна доминировать во всех областях жизни. Плюра­лизм элит определяется сложным общественным разделением труда, многообразием социальной структуры.

В формировании политических элит можно выделить две системы отбора: 1) антрепренерскую (предпри­нимательскую) и 2) систему гильдий.

1). Антрепренерской (предпринимательской) системе присущи:

- ориентация на личностные качества кандидата, его способность нравиться людям, а не на его профессиональную компетентность и качество образования;

- отбор кандидатов на властные позиции из различных по имущест­венному положению групп общества;

- открытость, демократизм, ограниченное число фильтров, т. е. формальных требований, которым должен отвечать кандидат. Антрепренерская система предполагает острую конкуренцию меж­ду кандидатами на руководящие посты и хорошо приспособлена к требованиям времени. Система распространена в странах стабиль­ной демократии.

Наиболее существенными недостатками антрепренерской систе­мы отбора являются:

- возможность прихода в политику случайных лиц, авантюристов, способных производить лишь внешний эффект;

- слабая предсказуемость поведения кандидатов после того, как они становятся представителями элиты;

- высокая степень неоднородности элиты, возможность конфлик­тов внутри нее.

2). Система гильдий предполагает:

- множество формальных требований к соискателю на руководящий пост: уровень образования, партийный стаж, опыт работы с людь­ми (поэтому продвижение кандидата вверх по ступеням власти идет медленно);

- отбор кандидатов из определенных социальных групп (сословий, классов, каст, кланов и т. д.) или партий;

- отбор кандидатов узким кругом руководящих работников пар­тии, движения, корпорации (т. е. система рекрутирования закры­тая).

Система гильдий обеспечивает высокую степень предсказуемости в политике, снижает возможность конфликтов внутри элиты. Однако данная система отбора очень консервативна, в ней отсутст­вует конкуренция, поэтому она склонна к воспроизводству одного типа руководителей, обрекая элиту на постепенное вымирание, превращение в замкнутую касту.

Элементы системы гильдий характерны и для демократичес­ких стран, где существуют партии с крепкой структурой: строгой партийной дисциплиной, фиксированным членством и т. д.

2. Большинство в политических элитах составляют те, кто, занимая лидирующие позиции, имеют сторонников, последователей, соратников.

С одной стороны, политические лидеры выполняют функцию интеграции деятельности масс в сфере политики; они объединяют, направляют политические действия своих последователей и соратников, играя роль своеобразных инструментов их консолидации.

С другой стороны, важная роль сторонников, последователей состоит в том, что они концентрируются вокруг политических лидеров, как бы выбирая их в соответствии со своими представлениями об идеальных политиках, вождях, лидерах, руководителях в конкретной исторической обстановке. Последние «превращаются» в орудие формальных или неформальных объединений этих сторонников. Именно поэтому все политические лидеры характеризуются как «избранные» по политическим предпочтениям.

Политическое лидерство – это власть, осуществляемая одним или несколькими индивидами с тем, чтобы побудить членов нации к действиям. Оно воздействует на большие массы людей, ставящие перед собой масштабные цели и испытывающие к тому же постоянное противодействие со стороны оппозиционных сил.

Политический лидер - это и центр власти, и «мозг», и «визитная карточка» тех сил, которые его выдвигают на элитарные лидирующие позиции и обеспечивают ему постоянную, длительную поддержку. Он - политический менеджер, управляющий, руководитель своих последователей и сторонников.

Типологически политическое лидерство подразделяется на:

- рационально-легальное, осуществляемое на основе соблюдения законов, общепринятых норм и процедур (например, избранный демократическим путем президент страны).

- харизматическое, которое базируется на большой популярности, любви, обожании лидеров со стороны всех, кто оказывает им политическую поддержку, зачастую даже без обоснования;

- на традиционное, всегда связанное с верой в священность определенных традиций, обычаев и верований, защищаемых и самим лидером, и элитой, и массами (духовные лидеры Хомейни, Ганди и др.);

- авторитарное, преувеличивающее с помощью элитарной группировки (клики, хунты) авторитет лидера и распространяющее в обществе насильственные формы осуществления власти (генерал Пиночет и др.);

- диктаторское политическое лидерство, попирающее законы, культивирующее культ личности, массовые репрессии и идеологическое оболванивание («вожди народа» Гитлер, Сталин). Культ личности лидера-вождя представляет собой максимально завышенную оценку его роли в истории.

Политических лидеров также делят на прогрессивных, способствующих развитию и процветанию общества, и реакционных, виновных в развале государственных и общественных структур; на реформаторов, содействующих социальным изменениям, и консерваторов, препятствующих всему новому; на независимых, самостоятельно решающих все стратегические и тактические управленческие задачи, и марионеточных, зависящих от воздействия как зарубежных государств, так и ближайшего окружения.

Функции политического лидерства варьируются в зависимости от его типологических особенностей и от сущностных характеристик политических режимов, в которых оно реализуется.

При тоталитарном режиме политическое лидерство функционально обеспечивает абсолютную власть, полное господство идеологической и социально-политической системы над гражданами, государства – над обществом. Функция вождя — центральная при тоталитаризме. Все остальные лидеры лишь подражают ему в организации функционирования системы: каждый под контролем выполняет свою работу, вольнодумцев изолируют, возмущающихся уничтожают.

При авторитарном режиме среди функций политических лидеров меньшее их количество связано с насилием и принуждением, хотя они и занимают центральное место. Поддержание авторитета первого, ведущего политического функционера - важнейшая задача правящей группировки, всех средств массовой информации и элементов авторитарной системы.

Все лидеры стремятся осуществлять свои функции в формально легальном поле, с рудиментами парламентаризма.

При демократическом режиме политические лидеры выполняют свои функциональные обязанности в правовом государстве на основе принципов плюрализма, открытости и гласности, с обязательным соблюдением прав человека и гражданина. В этих условиях ведущую роль играют инициативные лидеры, умеющие самостоятельно определять политические цели и указывать важнейшие направления действий своим сторонникам, давать им обоснованную программу и увлекать за собой. При этом лидеры должны быть красноречивыми, способными привлекать к себе внимание, уметь нравиться избирателям и всем политически активным гражданам, обладать чувством юмора и такта, быть интеллигентными и эрудированными, постоянно подчеркивать свою лидирующую роль в решении политических задач.

3. Разработка элитарной теории в украинской политической мысли связана с именами Дмитрия Донцова и Вячеслава Липинского. Д. Донцов выделяет «инициативное меньшинства» (элиту) и «пассивный фактор нации» (народ). Он отмечает, что «инициативное меньшинства» должно не только формулировать определенную идею, а и мобилизовать народ на ее осуществление, применяя «творческое насилие» меньшинства над большинством

По мнению Д. Донцова, для достижения могущества нации и создание национальной государственности политической элите разрешено применять любые средства.

В. Липинский отмечал, что процесс постоянного восстановления аристократии является характерной чертой истории разных времен и народов. Концепция национальной аристократии В. Липинского исходит из того, что ни этнографическая масса людей как такая, ни тип и характер, ни язык и отдельная территория сами по себе автоматически не создают нацию. Это делает активная группа, которая объединяет всех вокруг политических ценностей, на почве чего формируется нация.

По мнению современных украинских политологов (В. Полохало, О. Гарань, Б. Кухта и др.), образ «власти» в общественном сознании объединяется не со словом «элита», а зачастую со словом «мафия». При таких условиях в политической жизни страны все выразительнее оказывается деятельность контрэлиты. Главной целью политической деятельности контрэлиты является стремление отобрать власть у господствующей элиты. Функциями контрэлиты становится критика властных структур, сопротивление осуществлению социально-экономических преобразований и политическому обновлению общества, требование внесения корректив в систему политической власти и т.п.

Политическая элита и контрэлита состоит из различного типа политиков, часть из которых претендует на роль политического лидера в масштабе государства. Уровень доверия народа к политической власти, политическим партиям свидетельствует о том, что в Украине еще нет политического лидера, который бы возглавил поступательное развитие Украины по пути социально-экономического развития.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое политическая элита?

2. Понятие контрэлиты, цели ее деятельности.

3. Что такое «культ личности»?

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: