Избирательные системы представляют собой совокупность установленных законом правил, принципов и критериев, с помощью которых определяются результаты голосования.
Избирательные системы, в которых за основу определения результатов голосования берётся принцип большинства, называются мажоритарными.
Мажоритарная избирательная система:
а) абсолютного большинства;
б) относительного большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания лица требуется абсолютное большинство поданных по округу голосов – 50% + 1 голос или квалифицированное большинство – 2/3 или 3/4 голосов.
Недостатки мажоритарной системы абсолютного большинства:
- голоса, поданные за кандидатов, потерпевших поражение, пропадают, т.е. избиратели не получают своих представителей в выборном органе;
- система нерезультативна. Как правило, требуется перебаллотировка, проведение повторного голосования;
- при этой системе выборов результаты не отражают реальной расстановки политических сил в обществе.
|
|
Вместе с тем подобная система позволяет создать прочное, стабильное правительство, опирающееся на надежное большинство в парламенте.
Мажоритарная система относительного большинства:
- избранным считается тот кандидат (или список кандидатов), который набрал голосов больше, чем каждый из его соперников в отдельности, даже если это большинство и меньше половины поданных по округу голосов. Такие выборы всегда результативны, не требуют проведения повторного голосования.
Мажоритарные системы столь несовершенны, что уже в 19 в. началась борьба за введение более демократичных избирательных систем. Такой системой считается пропорциональная избирательная система. Она применяется в Италии, Финляндии, Швейцарии, Австралии, Швеции, Норвегии, Австрии, Бельгии и др. странах.
Главное отличие пропорциональной системы от мажоритарной состоит в том, что она строится не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами избирателей и завоеванными депутатскими мандатами.
Сущностные признаки пропорциональной избирательной системы:
- при использовании пропорциональной избирательной системы создаются большие избирательные округа, от каждого из которых избирается несколько депутатов. В идеале – страна – один избирательный округ;
- выборы являются строго партийными. Избиратель голосует за партийный список в целом, хотя в ряде случаев ему предоставлена возможность определить своё отношение к кандидатам в самом списке;
- после подсчёта голосов определяется «избирательный метр» или «квота», т.е. наименьшее число голосов, необходимое для избрания одного депутата. Суть его заключается в том, что в каждом избирательном округе число поданных по округу голосов избирателей делится на число мест, подлежащих замещению. Например, всего подано 100 голосов избирателей. В орган власти должно быть избрано 5 представителей (число мест, подлежащих замещению).Следовательно, чтобы получить один депутатский мандат, партия должна получить на округе 20 голосов. Если в выборах на округе принимают участие несколько партий, к примеру:
|
|
- «Зеленые» - получили 26голосов избирателей;
- Партия регионов - 42голоса;
- «Батькивщина» - 16 голосов,
то, соответственно, каждая из них получит:
- «Зеленые» - 1 мандат;
- Партия регионов - 2 мандата;
- «Батькивщина» - 1 мандат.
Оставшиеся голоса распределяются в разных странах по-разному среди победивших партий.
Применяются два основных правила, согласно которым производится распределение депутатских мандатов внутри партийного списка.
1. Правило «связанных списков» сводится к тому, что порядок расположения кандидатов в списке определяется самой партией. Избиратель голосует за весь список. Если партия набрала одну квоту, депутатом становится первый в партийном списке; две квоты – первые двое; 12 – первые 12 кандидатов в партийном списке.
2. Правило «свободных списков» позволяет избирателю проголосовать за весь список в целом, выразить своё отношение к кандидатам, проставив против их имён цифрами или иным способом, свои преференции, т.е. указать, кого из кандидатов в партийном списке он желает видеть избранным в первую очередь, кого во вторую, десятую и т. д. При этом избранными считаются не те, которые стоят во главе списка, а те, что набрали наибольшее число преференций. Это правило действует в Италии, Швеции, Австрии, Швейцарии и в др. странах.
В некоторых странах применяется т.н. «заградительный пункт», представляющий собой требование, согласно которому участие в распределении мандатов принимают только те партии, которые набрали установленное законом число голосов избирателей. Например, 1% от числа всех собранных голосов в Израиле, 4% - в Швеции, 5% - в ФРГ, 10% - в Турции, Венгрии, 4% в Болгарии, Италии, 3% в Испании и в Греции. В Лихтенштейне заградительный порог равен 8 %, а в Шри-Ланке даже 12,5%, в РФ – 7%. В Украине в соответствии с Законом о выборах «заградительный пункт» составит 5%.
Применение «заградительного пункта» нарушает принципы пропорциональной избирательной системы, но объективно способствует сокращению количества политических партий в политической системе.
Смешанная избирательная система. Данная система предполагает, что часть депутатов избирается по мажоритарной системе, часть - по пропорциональной.
Например, в ФРГ половина депутатов бундестага (парламента) избирается по мажоритарной системе относительного большинства, другая половина - по пропорциональной системе. В Австралии палата представителей (нижняя палата парламента) избирается по мажоритарной системе абсолютного большинства, а сенат (верхняя палата парламента) - по пропорциональной системе.
В Украине выборы в Верховную Раду в 2012 году будут проводиться по смешанной системе: половина депутатов (225 чел.) будут избраны по мажоритарной системе относительного большинства; вторая половина – по пропорциональной системе.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что означает категория «электорат»?
2. Какие типы избирательных систем приняты в мировой политической
практике?
3. Что такое «заградительный пункт»?
ЛИТЕРАТУРА
|
|
1.ФарукшинаМ.Х. Казань: Казанский. ун-т, 1992. – 192с.
2.Гаджиев К.С. Политология: учебник для высших учебных заведений /К.С. Гаджиев.- М.: Логос, 2005.– 488с.
4.Зосименко И.А. Политология: учебно-методический комплекс. Электронная обучающая система /И.А. Зосименко. - Ульяновск: УлГТУ, 2003. –138 с.
5.История политических учений: учебник для вузов/под общ. ред. проф. О.В. Мартышкина. - М.: издательство НОРМА, 2002. – 912 с.
6.Мухаев Р.Т. Конспект лекций: Учебное пособие – М.: Проспект, 2009. - 357с.
7.Политология: Учебное пособие. Н.И.Азаров, Г.С.Андрияш, под ред Б.И.Кретова. – М.: Высшая школа, 2001. с.
8.Политология: Учебное пособие. Под редакцией Краснова Б.И. – М.: «Союз», 1995. с.
9.Політологія /За ред. О.І.Семківа. – Львів: Світ, 1994. - 421с.
10.Пугачев, В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: учебник для студентов вузов/В.П.Пугачев, А.И. Соловьев. – 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2003. – 447 с.