«Страна, не умеющая развивать знания, в 21 веке обречена на провал. Мы должны сформировать кадровый задел для высокотехнологичных и наукоемких производств будущего. Без современной системы образования и современных менеджеров, мыслящих широко, масштабно, по-новому, мы не сможем создать инновационную экономику» (Из Послания Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Казахстан на пути ускоренной экономической, социальной и политической модернизации», 18 февраля 2005 г.)
Образование является одним из фундаментальных прав человека. Более того, образование – важная инвестиция в будущее нации. Важным аспектом является гендерное образование, поскольку необходимо просвещение общества по осознанию необходимости правового и гендерного равенства, справедливых социальных отношений между мужчинами и женщинами.
Рассмотрим показатели общей доступности образования, а также совокупной доли охвата образованием мужского и женского населения страны в возрасте 6-24 лет.
Диаграмма 19 – Совокупная доля охвата образованием населения в возрасте 6-24 лет в гендерном разрезе, %
Уровень охвата образованием женского населения несколько выше аналогичного показателя среди мужчин, что связано с превалированием доли женского населения вообще и отчасти с несколько пренебрежительным отношением мужчин к образованию.
В 2003 году женщины – кандидаты наук составила порядка 43% в общей численности кандидатов, а уже в 2008 году данный показатель составил – 50,3%, тогда как к 2008 году сократилось число кандидатов наук среди мужчин в среднем на 10%.
Диаграмма 20 – Численность и соотношение кандидатов наук среди мужчин и женщин, чел.
Проанализируем также численность и соотношение докторов наук среди мужчин и женщин.
Диаграмма 21 – Численный состав и соотношение докторов наук среди мужчин и женщин, чел.
При анализе численного состава и соотношения докторов наук в гендерном разрезе, очевидно, что численность женщин-докторов в общей сумме не превышает 30%. Тем не менее, отмечается увеличение численности женщин и мужчин с научной степенью - доктор наук.