Цель занятия:
1. Овладеть методами отбора проб и санитарно-бактериологического исследования предметов обихода и рук персонала.
2. Определить степень микробной загрязненности кожи рук и предметов обихода.
Содержание занятия:
1. Провести отбор проб (смывов) и бактериологическое исследование предметов обихода и рук персонала.
2. Провести учет санитарно-микробиологических исследований предметов обихода и рук персонала. Результаты записать в тетрадь.
Методические указания. Изучение бактериальной загрязненности рук и различных предметов обихода производится в целях оценки санитарно-гигиенического состояния исследуемого объекта, установления путей распространения инфекции при эпидемиологических заболеваниях, лабораторного контроля эффективности обработки кожи рук.
В зависимости от цели проводимого исследования и характера контролируемых объектов в полученных смывах определяют:
• общую микробную обсемененность (обычно с пересчетом на 1 см2 исследуемой поверхности);
|
|
• наличие бактерий группы кишечной палочки, как показателей фекального загрязнения;
• наличие патогенных бактерий кишечной группы, обнаружение которых является безусловным показателем эпидемического неблагополучия;
• наличие стафилококков и других микроорганизмов.
Приготовление смывов. Для получения смывов пользуются стерильными ватными тампонами или марлевыми салфетками. В день взятия смыва в каждую пробирку с тампоном наливают 2 мл стерильной водопроводной воды или изотонического раствора хлорида натрия так, чтобы ватный тампон находился над уровнем жидкости. Марлевые салфетки 5 х 5 см заворачивают по одной в бумагу. К каждой салфетке готовят заранее пробирку с 2 мл стерильной воды для смачивания. Непосредственно перед взятием смыва пробирку наклоняют, увлажняя находящийся в ней тампон. В случае применения салфеток их захватывают кончиком стерильного пинцета, прокаленного над пламенем горелки, и увлажняют стерильной водой из пробирки.
Увлажненный тампон или салфетку дают в руки обследуемому, предлагая протереть им сначала кожу левой, а затем правой руки (от участков с меньшей к участкам с большей загрязненностью): тыл кисти, поверхность ладони, межпальцевые пространства, ногтевые ложа. По окончании процедуры салфетки или тампоны помещают в пробирку, в которой они находились.
При взятии смывов с предметов, имеющих большую поверхность, исследуемый участок ограничивают рамкой-трафаретом площадью 25, 50 или 100 см2. Трафарет, изготовленный из проволоки, после каждого смыва и перед употреблением прожигают над пламенем горелки. При исследовании мелких предметов смыв делают со всей поверхности.
|
|
Задание 1. Приготовить смывы с поверхности столов учебной аудитории и провести их бактериологическое исследование по определению общего микробного числа
Материалы и оборудование. Стерильные тампоны, стерильные чашки Петри, пробирки со стерильным мясопептонным агаром по 15мл, пробирки с 2 и 5 мл стерильной воды, резиновые груши и пипетки градуированные на 1 и 2 мл, спиртовка.
Для определения общего числа микроорганизмов в исследуемом смыве к 2 мл воды, которая была использована для увлажнения тампона, прибавляют еще 8 мл стерильной воды. Тампон тщательно в течение 2-3 мин отмывают, получая исходное разведение. Из него готовят ряд последовательных десятикратных разведений. Затем из различных разведений смыва берут по 1 мл, вносят в стерильные чашки Петри, заливают расплавленным и остуженным МПА. Посевы выдерживают 24 ч при 37 °С и 24 ч при комнатной температуре, после чего производят подсчет выросших колоний.
Устанавливают количество микроорганизмов в 1 мл исходного разведения смыва (для этого подсчитывают число колоний в чашке и полученную величину умножают на степень разведения смыва).
Определяют количество микроорганизмов в 10 мл смыва, соответствующее общему числу микроорганизмов, находящихся на той площади, с которой произведен смыв (для этого величину, соответствующую количеству микроорганизмов в 1 мл смыва, умножают на 10).
Определяют количество микроорганизмов на 1 см2 исследуемой поверхности (для этого величину, характеризующую количество микроорганизмов в 1 мл смыва, делят на число квадратных сантиметров, с которых сделан смыв).
Задание 2. Приготовить смывы с поверхности рук и провести их бактериологическое исследование по определению общего микробного числа, бактерий группы кишечной палочки и стафилококков
Материалы и оборудование. Стерильные тампоны, стерильные чашки Петри, пробирки со стерильным мясопептонным агаром по 15мл, пробирки с 2 и 5 мл стерильной воды, резиновые груши и пипетки градуированные на 1 и 2 мл, спиртовка, питательные среды: Кесслера, КОДА, Эндо, висмут-сульфит агар, Плоскирева, молочно-солевой или желточно-солевой агар, селенитовый и солевой бульон - МПБ, содержащий 6,5 % NaCl бульоны.
1. Для выявления бактерий группы кишечной палочки можно пользоваться прямым посевом исследуемого материала на чашки со средой Эндо. Материал, находящийся на тампоне, втирают в поверхность питательной среды Эндо. Кроме того, используют среды обогащения (среда Кесслера, КОДА и др.) - в этом случае тампон, снятый с палочки, помещают в соответствующую жидкую среду. Посевы на плотных средах инкубируют при 37 °С, на жидких средах - при 43 °С в течение 18 - 24 ч. На второй день из флаконов с признаками роста производят высев на чашки со средой Эндо. Дальнейший ход исследования полностью соответствует стандартной схеме выявления бактерий группы кишечной палочки.
Для выявления патогенных бактерий кишечной группы содержащийся на тампоне материал тщательно втирают в поверхность плотных питательных сред (висмут-сульфит агар и др.). После произведенного посева тампон и оставшуюся в пробирке жидкость-смыв помещают в среду обогащения (селенитовый бульон). Через 24-48 ч инкубации при 37 °С просматривают посевы, сделанные на плотные среды, выявляя колонии, характерные для патогенных бактерий кишечной группы. Идентификация выделенных микроорганизмов с бактериями группы сальмонелл производится по методам, изложенным выше.
2. Для выявления стафилококка производят посев 0,5-1 мл смыва на молочно-солевой или желточно-солевой агар и в среду накопления (солевой бульон - МПБ, содержащий 6,5 % NaCl). Колонии с признаками, характерными для сатфилококков, изучают, согласно МУ
|
|
Просматривают посевы на плотных средах. Из подозрительных колоний делают препараты, окрашивают по Граму. Проверяют наличие каталазы. Staphylococcus aureus - неподвижные кокки, расположенные одиночно, парами или гроздьями. Грамположительны, каталазоположительны, обычно оксидазоотрицательны. Из пробирок с солевым бульоном делают высев на желточно-солевой (колонии имеют форму плоских дисков (диаметр 2 - 4 мм) белого, желтого, кремового, лимонного, золотистого цвета с ровными краями; вокруг колоний образуются радужное кольцо и зона помутнения среды) или молочно-солевой агар (мутные, круглые, ровные, выпуклые колонии белого, кремового, желтого или оранжевого цвета 2 - 4 мм в диаметре), проводят предварительную идентификацию, как описано выше. Делают вывод о возможном наличии Staphylococcus aureus в исследуемом образце. Полную схему идентификации золотистого стафилококка можно найти в специальных руководствах.
.
3. Для определения общего числа микроорганизмов в исследуемом смыве к 2 мл воды, которая была использована для увлажнения тампона, прибавляют еще 8 мл стерильной воды. Тампон тщательно в течение 2-3 мин отмывают, получая исходное разведение. Из него готовят ряд последовательных десятикратных разведений. Затем из различных разведений смыва берут по 1 мл, вносят в стерильные чашки Петри, заливают расплавленным и остуженным МПА. Посевы выдерживают 24 ч при 37 °С и 24 ч при комнатной температуре, после чего производят подсчет выросших колоний.
Устанавливают количество микроорганизмов в 1 мл исходного разведения смыва (для этого подсчитывают число колоний в чашке и полученную величину умножают на степень разведения смыва).
Определяют количество микроорганизмов в 10 мл смыва, соответствующее общему числу микроорганизмов, находящихся на той площади, с которой произведен смыв (для этого величину, соответствующую количеству микроорганизмов в 1 мл смыва, умножают на 10).
Контрольные вопросы:
|
|
1. Расскажите о бактериологическом исследовании смывов с поверхности предметов обихода.
2. Расскажите об исследовании микрофлоры поверхности рук.
Занятие 12