Понятие подвижных игр и их разновидности

 

 

Ввиду огромного многообразия подвижных игр, разносторонности их воздействия и влияния на физическое развитие для удобства рассмотрения этих игр необходимо проанализировать существующие классификации. В практике физического воспитания огромное количество коллективных игр, где большое значение приобретает распределение игрового материала на группы, имея в виду сходство отдельных игр, по определенным признакам. Это помогает более отчетливому представлению о существенных особенностях содержания рассматриваемых игр и содействует их правильному выбору для каждого данного случая.

Ведущей установкой распределения игрового материала, применяемого в целях физического совершенствования, является рассмотрение игр в плане их соответствия конкретным педагогическим задачам, которые ставятся перед проведением занятий с той или иной игрой.

Ряд оригинальных педагогических классификаций коллективных подвижных игр был выдвинут отечественными авторами XIX века.

Так, например, Грум предлагал различать игры: "относительно спокойные" и "со значительным воздействием на организм"; Н.С.Филитис делил игры по возрастным категориям; игры более или менее трудные по содержанию выделял А.Ф.Торопов. Эти классификации, к сожалению, не отражали всего многообразия подвижных игр.

П.Ф Лесгофт предложил разделить игры на:

а) простые;

б) сложные, или партиями, которые в свою очередь разделялись по преимущественным видам движений, входящих в них.

Эта группировка игр направляет внимание педагога на воспитательную и образовательную оценки игр.

Анализ классификации игр, предложенной профессором П.А.Руликом, дает более полное представление о многообразии игр их значении в развитии многих способностей и качеств детей разного возраста. Автор предлагает разделить игры следующим образом:

1. Строительные игры (для детей дошкольного возраста) знакомят детей с характерными геометрическими и физическими особенностями строительное материала, помогают оформиться ряду представлений, развивая мышление и волю. У ребят вырабатывается способность руководствоваться определенным замыслом, придавать постройкам сюжетный характер.

2. Творческие игры (для детей младшего и старшего дошкольного возраста) оказывают огромное влияние на всестороннее развитие, в том числе и умственное. Играя в различные жизненные ситуации, беря на себя выполнение той или другой роли, ребенок приобщается к жизни, развивает воображение, мышление, речь, творческую фантазию. Кроме того, как отмечает автор, в творческих играх ребенок привыкает к действиям в коллективе.

3. Дидактические игры: мозаика; разрезные картинки; лото (парные картинки). Такие игры развивают способность цветоощущения и сравнения оттенков цветов, воспитывают прилежание, усидчивость, настойчивость.

4. Подвижные игры. Значение: I) влияние подвижных игр на физическое развитие; 2) влияние на нервную систему (игры являются средством борьбы с раздражительностью и нервозностью учащихся); 3) улучшение осанки; 4) влияние игр на развитие органов чувств; 5) влияние на интеллектуальное развитие.

Далее П.А. Рулик отмечает, что подвижные игры содействуют развитию ощущений и восприятий, учат воспринимать окружающие предметы и явления в их взаимосвязи, дают навыки определения расстояния, веса, прочности и других характеристик предметов, доставляют детям новые впечатления и знания об окружающем, приучают к наблюдательности, быстрому пониманию сущности явлений, учат логическому мышлению. В подвижных играх развиваются: внимание, память, творческое воображение, возвышаются чувства. Развивается воля, самостоятельность, смелость, находчивость, самообладание, хладнокровие, аккуратность, дисциплинированность.

Также П.Л. Рудик предлагает классификацию подвижных игр в соответствии с возрастными особенностями учащихся. Автор делит игры на:

• игры для младшего школьного возраста;

• игры для среднего школьного возраста;

• игры для старшего школьного возраста.

Говоря о влиянии игры на формирование морально-волевых качеств личности, автор, к сожалению, не дает четкой классификации, использование которой помогло бы в нашем исследовании.

Классификация подвижных игр А.В. Былеевой и В.Г. Яковлева наглядно показывает все многообразие подвижных игр.

В программе по физической культуре для школ, в сборниках подвижных игр и различных учебных пособиях по физическому воспитанию, в зависимости от специального предназначения этих руководств, избираются и другие варианты деления игрового материала.

Так предлагаются классификации деления игр:

• по половой принадлежности: игры для мальчиков; игры для девочек;

• по годам обучения: для 1-4 классов; для 5-7 классов и т.д.;

• по степени подвижности: игры малой; средней и высокой подвижности;

• по видам движений: игры с ходьбой и бегом; игры с прыжками; игры с ползанием и лазанием; игры с бросанием и ловлей; игры с метанием;

• деление игр по использованию различных предметов: игры со скакалкой; игры с гимнастической палкой; игры с мячом; игры с камешками и т.д.;

• по времени года: летние; зимние;

•    по формам организации занятий: для уроков физической культуры; игры для лагерей отдыха; игры на экскурсиях;

по национальному признаку: русские; узбекские; эстонские и т.д.

Пользование любой группировкой игр предполагает, чтобы руководитель разносторонне оценивал содержание каждой намеченной для проведения игры, всегда учитывал конкретные педагогические задачи, которые ставятся перед занятиями той или иной игрой, принимал во внимание особенности окружающей обстановки, в которой организуется данное занятие, наконец, учитывал доступность и соответствие игры составу играющих.

Таким образом, одним из важнейших условий для правильного выбора игры и достижения положительных результатов ее проведения является педагогическое мастерство самого руководителя.

П.Ф. Аесгафт считал, что физические упражнения и движения, выполняемые без осознания познавательного интереса, мотивации, ведут к механическим и ограниченным изменениям, не дает возможности, даже физически развитой личности, рационально использовать свои силы. В руководстве по физическому образованию детей школьного возраста отмечается, что главная задача педагога приучить ученика к сознательным действиям, научить управлять своими движениями, анализировать и сравнивать их, иначе его действия будут только имитационными.

В игровой деятельности создаются благоприятные условия для развития внимания, памяти, ориентации. Подвижные игры позволяют раскрывать потенциальные возможности и творческую инициативу ребенка поскольку:

- создают условия для их активности;

- предоставляют возможность выбора;

- создают проблемные ситуации, из которых дети ищут выход сами;

- предлагают придумывать новые игры, эстафеты, мини-соревнования, упражнения для своих товарищей;

- нацеливают на способ достижения результата;

- учат осмысливать, контролировать и оценивать собственные действия и действия своих товарищей;

- развивают учебно-познавательные мотивы.

При подборе игр желательно больше внимания уделять таким, которые проводятся на свежем воздухе, так как в этих играх решается задача адаптации детей к неблагоприятным условиям внешней среды.

Ведущее значение имеют имитационные игры, творческие или сюжетно-ролевые игры, разнообразные игры-забавы. Имитационные игры - это игры, содержанием которых является подражание движениям животных, они не имеют определенных правил и в значительной мере зависят от окружающей обстановки. В творческих (сюжетно-ролевых) играх участники воспитания за счет исключения неприемлемых элементов и обогащения новыми, не искажающими основной сути и содержания игр или физических упражнений.

Игра хранит и передает по наследству богатую гамму духовных и эмоциональных ценностей человечества. К сожалению, традиционные формы игровой деятельности народа, сложившиеся культурах прошлого, практически забыты. Игра - тот вид деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки и умения, необходимые для успешной трудовой деятельности, воспитываются организаторские способности. Многие ученые рекомендуют включать в учебно-воспитательный процесс игры, развивающие у детей интерес к науке, литературе, спорту, воспитывающие любознательность, положительные черты характера и т.д. Наступило время серьезного воссоздания традиционных и создания инновационных форм физического воспитания детей. Изучение и возрождение народных средств физического воспитания приобретает особую актуальность, и включение народных подвижных игр и самобытных физических упражнений в процессе физического воспитания учащихся позволит более эффективно решать его специфические задачи.


 

ВЫВОДЫ ПО I ГЛАВЕ

Организм младшего школьника находится на стадии формирования, становления. Особенный скачок в развитии делается в опорно-двигательном аппарате и нервной системе, благоприятной для развития физических качеств, таких как быстрота, ловкость. Особенное внимание требует первый год обучения, так как проходит период адаптации к школе. Что сопровождается напряженным ритмом работы всего организма и требует дополнительной работы по физическому воспитанию.

Учитывая анатомо-физиологические особенности младших школьников, мы предполагаем, что деятельность повысится, если школьник будет в ней заинтересован и будут применяться игры для поддержания интереса. При занятиях на физкультурно-оздоровительных мероприятиях следует избегать, монотонна, который может притупить интерес детей. Можно применять музыку – она обладает исключительной силой эмоционального воздействия, сопровождает движения, оказывает влияние на повышение качества их пополнения выразительность, ритмичность, четкость, плавность, слитность. Выразительность и согласованность движений с музыкой определяется сосредоточенностью восприятия и эмоциональностью переживания детьми художественных образов музыкальных произведений, их различного характера. Такая эмоциональная окрашенность восприятия детьми характера движений, связанных с музыкой, совершенствует их, придает им энергичность, или мягкость, большой размах или сдержанность, и в тоже время содействует их свободе и непрчужденности.

Одним из основных путей воспитаний положительного интереса – это понимание учащимися значения изучаемого материала. Ученик на опыте должен убедиться в неразрывной связи приобретаемых знаний с практикой, прочувствовать их жизненную значимость. Другой путь – включение школьников в активную творческую деятельность путем подбора посильных, интересных, достаточно разнообразных, новых по содержанию или форме заданий, побуждающих к самостоятельному, активному размышлению. Важно, чтобы познание было связанно с положительными эмоциональными переживаниями.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Естественно, что изучением игр занимались и занимаются многие отрасли знаний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и другие науки.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д.

Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

Основой формирования личности школьника является его деятельность, которая осуществляется вместе с учителем и под его руководством. Каждую подвижную игру следует использовать в воспитания положительных нравственных качеств, укрепления воли, развития творческой активноcти детей. Формирование у школьников волевых качеств, черт характера, привычек и навыков поведения предполагает использование подвижных игр и самобытных физических упражнений в школьной программе. Игровая деятельность дает большой положительный эффект, так как всегда связана с возникновением и развитием между играющими определенных отношений. Это способствует активному общению и установлению контакта с одноклассниками.

При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают только благоприятное влияние.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны — получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра — одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.


Глава 2. Опытно-практическое исследование влияния подвижных игр на повышение интереса к физкультурно-оздоровительным мероприятиям.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: