Расчётно-платёжные и кассовые операции банков

Осуществление расчетов и платежей для клиентуры и для самих банков обоснованно относят к основным и даже важней­шим, базовым банковским операциям, т.е. таким, которые кон­ституируют само понятие банка. Предприятиям, организациям, учреждениям и населению банки нужны и интересны, прежде всего, как расчетные (и кредитующие) организации. Кризис бан­ков выражается, прежде всего, в утрате ими указанной осново­полагающей способности - удовлетворять потребности клиен­тов в четком проведении необходимых им расчетов и платежей (а также в кредитах).

Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - оп­ределение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресур­сов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обя­зательных резервов, дивидендов, начисление процентов и ко­миссионных и т.д. Поскольку расчеты, выполняемые в бухгал­териях банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль, далее речь будет идти, как правило, о платежах.

В отличие от собственно расчетов платежи представляют собой передачу или перевод денег должником (плательщиком) тому, кому он должен в соответствии с расчетами (получате­лю), т.е. акт надлежащего выполнения должником своего де­нежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.

Вся совокупность банковских операций (видов работ со­трудников банков), обеспечивающих платежи как процесс вы­полнения субъектами экономики своих денежных обязательств, может быть представлена следующим образом:

1. Вспомогательные:

- операции открытия счетов клиентов;

- акцептные операции (получение согласия или отказа пла­тельщика оплатить платежный документ);

- авальные операции (когда гарантом или поручителем высту­пает не сам банк);

- блокировка счетов клиентов (например, по решению суда) и снятие блокировки;

- операции закрытия счетов клиентов;

- операции информирования клиентов о движении средств на их счетах.

2. Основные:

- операции ведения счетов клиентов, зачисление на счета средств;

- кассовые операции (прием и выдача наличных денег);

- операции ведения собственных счетов в учреждениях центрального банка и в других кредитных организациях;

- операции ведения корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данных банках.

3. Дополнительные:

- переводные операции (перевод средств клиента с одного его счета на другой);

- кассовые операции (конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в безналичные и наоборот, размен и обмен денег и др.);

- операции инкассирования денежной выручки клиентов;

- акцептные операции (когда банк дает согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);

- авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает сам банк);

- учетные, факторинговые и передаточные (индоссирование) операции.

Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществ­имые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).

С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных организаций-участников) те и другие подраз­деляются на:

- внутрибанковские платежи (участник - один данный банк);

- межбанковские платежи (участников - минимум 2 КО).

Все представленные здесь банковские операции (услуги) являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. Добиться конкурентных преиму­ществ на рынке данных услуг можно по сути лишь двумя спо­собами - проводя клиентские платежи быстрее, чем это дела­ют другие банки (что требует применения современных, но дос­таточно дорогих технических средств, и разработки оптималь­ных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: