Осуществление расчетов и платежей для клиентуры и для самих банков обоснованно относят к основным и даже важнейшим, базовым банковским операциям, т.е. таким, которые конституируют само понятие банка. Предприятиям, организациям, учреждениям и населению банки нужны и интересны, прежде всего, как расчетные (и кредитующие) организации. Кризис банков выражается, прежде всего, в утрате ими указанной основополагающей способности - удовлетворять потребности клиентов в четком проведении необходимых им расчетов и платежей (а также в кредитах).
Типичные примеры расчетов, ведущихся в банках, - определение объемов и цен привлекаемых и размещаемых ресурсов, размеров остатков средств на счетах клиентов, налогов, обязательных резервов, дивидендов, начисление процентов и комиссионных и т.д. Поскольку расчеты, выполняемые в бухгалтериях банков, играют вспомогательную, обеспечивающую роль, далее речь будет идти, как правило, о платежах.
В отличие от собственно расчетов платежи представляют собой передачу или перевод денег должником (плательщиком) тому, кому он должен в соответствии с расчетами (получателю), т.е. акт надлежащего выполнения должником своего денежного обязательства, в результате чего он освобождается от долга.
|
|
Вся совокупность банковских операций (видов работ сотрудников банков), обеспечивающих платежи как процесс выполнения субъектами экономики своих денежных обязательств, может быть представлена следующим образом:
1. Вспомогательные:
- операции открытия счетов клиентов;
- акцептные операции (получение согласия или отказа плательщика оплатить платежный документ);
- авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает не сам банк);
- блокировка счетов клиентов (например, по решению суда) и снятие блокировки;
- операции закрытия счетов клиентов;
- операции информирования клиентов о движении средств на их счетах.
2. Основные:
- операции ведения счетов клиентов, зачисление на счета средств;
- кассовые операции (прием и выдача наличных денег);
- операции ведения собственных счетов в учреждениях центрального банка и в других кредитных организациях;
- операции ведения корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данных банках.
3. Дополнительные:
- переводные операции (перевод средств клиента с одного его счета на другой);
- кассовые операции (конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в безналичные и наоборот, размен и обмен денег и др.);
- операции инкассирования денежной выручки клиентов;
- акцептные операции (когда банк дает согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);
|
|
- авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает сам банк);
- учетные, факторинговые и передаточные (индоссирование) операции.
Все платежи (и предшествующие им расчеты), осуществимые банками, с точки зрения адресатов платежей делятся на собственные (расчеты и платежи по собственным операциям банка) и клиентские (расчеты и платежи по операциям клиентов).
С точки зрения технологии проведения (необходимого состава кредитных организаций-участников) те и другие подразделяются на:
- внутрибанковские платежи (участник - один данный банк);
- межбанковские платежи (участников - минимум 2 КО).
Все представленные здесь банковские операции (услуги) являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. Добиться конкурентных преимуществ на рынке данных услуг можно по сути лишь двумя способами - проводя клиентские платежи быстрее, чем это делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств, и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.