Всю совокупность дополнительных операций (услуг), которые российские банки должны или вправе проводить (оказывать), можно представить в виде следующих четырех крупных блоков:
1. Общие (неспецифические для банков).
2. Вспомогательные (обязательные).
3. Сопутствующие.
4. Специальные.
Законодательная база дополнительных операций банков состоит главным образом из норм ГК РФ. Особые законы посвящены операциям лизинга и операциям с драгоценными металлами.
Общие (неспецифические) операции. К данной группе операции (услуг) можно отнести:
- лизинговые операции;
- операции доверительного управления;
- факторинговые операции;
- форфейтинговые операции;
- электронные услуги;
- операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями;
- поручительские и гарантийные операции (могут относиться и к блоку сопутствующих услуг). Гарантийные операции включены в данный блок потому, что банковскую гарантию могут выдавать и страховые компании;
- консультационные услуги (могут относиться и к блоку сопутствующих услуг);
|
|
- услуги депозитного хранения ценностей.
Лизинговые и некоторые другие операции из этого ряда банки обычно проводят не непосредственно, а через свои дочерние организации.
Вспомогательные операции (услуги) банков - это операции (услуги), которые, как правило, нужны клиентам не сами по себе, а как технологически необходимые условия оказания им банками основных, а также некоторых видов дополнительных услуг. Указанные услуги хотя и являются жестко необходимыми для проведения других операций, содержательно с ними не сливаются и образуют особую группу. Имеются в виду операции (услуги) следующего рода.
1. Открытие клиентам всевозможных счетов
Как известно, любые операции для клиента банк может проводить только при условии, что данный клиент открыл у него необходимые счета (и держит на них достаточные в целом суммы денег). Однако здесь имеются существенные нюансы.
2. Акцептные операции
Имеются в виду необходимые действия банка, где открыт счет клиента, направленные на своевременное получение согласия или отказа плательщика (должника клиента) оплатить платежный документ клиента. Эти действия могут относиться и к операциям, сопутствующим расчетно-платежному обслуживанию клиентов.
3. Авальные операции
Подразумеваются необходимые действия обслуживающего банка, связанные с принятием гарантий или поручительств третьих лиц за клиентов банка. Данные действия могут относиться и к операциям гарантийным как операциям неспецифическим, а также к операциям, сопутствующим расчетно-платежному обслуживанию клиентов.
|
|
4. Установление корреспондентских связей и ведение соответствующих счетов
Банк устанавливает корреспондентские связи с другими банками (иными КО) и ведет соответствующие счета (в том числе держит определенные суммы денег на своих счетах лоро в кредитных организациях-корреспондентах), преследуя комплексные цели, но при этом на первом месте должны стоять задачи быстрого и качественного обслуживания деловых связей его клиентов в части расчетно-платежных операций.
5. Обеспечение клиентов бланками расчетно-кассовых документов (чековыми книжками, объявлениями на взнос наличных денег и т.п.).
6. Закрытие счетов клиентов.
Могут быть и иные виды вспомогательных услуг банков (например, связанные с синдицированным кредитованием клиента).
Рассмотрим некоторые виды сопутствующих операций.
В процессе кредитной деятельности банк, если сочтет это возможным и целесообразным, может обогащать данную деятельность в интересах клиентов и своих собственных, беря на себя некоторые дополнительные виды работ:
- открытие кредитной линии;
- кредитование с овердрафтом;
- кредитование с применением собственных векселей банка;
- кредитование ценными бумагами (когда в кредит, т.е. во временное пользование выдаются сами ценные бумаги) (относится также к операциям, сопутствующим обслуживанию клиентов на рынке ценных бумаг);
- организация синдиката банков-кредиторов;
- помощь потенциальному заемщику в качественной подготовке всей документации, необходимой для рассмотрения вопроса о выдаче кредита, прежде всего ТЭО кредита и текстов договоров;
- участие в разработке бизнес-плана кредитозаемщика.
Операции, сопутствующие расчетно-платежному обслуживанию клиентов.
Расчетно-платежное обслуживание клиентов банка (включая и другие банки, и иные КО) может при наличии возможностей и заинтересованности сторон сопровождаться оказанием им следующих групп дополнительных услуг:
переводы средств клиента с одного его счета на другой в целях их
лучшего сохранения и приумножения;
- поиск платежных документов клиента, если они почему-то не получены вовремя или затерялись в других банках или иных организациях;
- определение оптимальных способов и маршрутов проведения платежей по обязательствам клиентов;
- акцептные операции.
Имеется в виду, что банк, заботящийся об интересах клиента, дает согласие или мотивированно отказывает в оплате платежного документа, предъявленного к счету клиента.
- авальные операции.
В данном случае такие операции означают, что гарантом или поручителем по сделке клиента выступает сам банк.
- учетные и передаточные операции.
Предполагают, что банк либо учитывает (покупает, засчитывает) ценные бумаги, предложенные ему клиентами, либо делает на таких бумагах передаточные надписи (индоссамент) в пользу третьих лиц и тем самым решает без денег проблемы своих клиентов (а возможно, и собственные) в сфере платежей. Данные операции можно рассматривать и как сопутствующие фондовым клиентским операциям.
- факторинговые и форфейтинговые операции как инструменты решения платежных проблем клиентов;
- операции открытия и исполнения аккредитивов;
- инкассовые операции;
- операции гарантийные и операции поручительства за клиентов;
- выполнение функций расчетного (клирингового) центра.
Также моно выделить операции, сопутствующие обслуживанию клиентов на рынке ценных бумаг и валютному обслуживанию клиентов.
Специальные операции банков - это такие их дополнительные операции (сделки), которые становятся необходимыми и/или возможными только в особых обстоятельствах и случаях, иначе говоря, могут иметь место только на специальных и даже специфических рынках. Такими операциями занимается крайне ограниченный круг банков, а некоторыми из них - просто единичные банки, причем не всегда успешно.
|
|
Имеются в виду, например:
- эпизодические операции банков в сфере торговли;
- финансовое оздоровление банками других банков и предприятий;
- операции банков на рынке долгов, в том числе банковских;
- операции банков в оффшорных зонах.